Роль наставничества в развитии профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа
Вопросам наставничества и наставнической деятельности уделяется большое внимание в настоящее время, так как на всех уровнях сферы образования происходят серьезные изменения. Современные школы, детские сады нуждаются в молодых, талантливых, квалифицированных педагогах, способных быстро и грамотно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогической деятельности, новые условия профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы каждый воспитатель, учитель был в курсе последних достижений науки, постоянно совершенствовал методы, формы, средства и педагогические приемы, используемые в образовательном процессе.
Актуальность возрождения института наставничества определена государственной политикой России в области модернизации профессионального образования. В условиях социально-экономического развития страны и регионов работодатели испытывают кадровый дефицит, потребность в выпускниках профессиональных образовательных организаций, обладающих мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве. Наставничество на современном этапе стало одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики нашего государства.
Технология наставничества – форма передачи знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника (обучающего) – менее опытному (обучаемому) посредством взаимодействия и планомерной работы. Технология позволяет получать опыт, формировать навыки, компетенции и ценности у студента гораздо быстрее, чем другие способы их передачи (например, через учебные пособия, урочную систему обучения, самостоятельную и проектную деятельности, формализованное общение).
Наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций обучающихся.
Организация наставничества в ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» регламентируется Положением о наставничестве, Программой наставничества на 2021-2022 учебный год, приказом директора о внедрении целевой модели наставничества, Дорожной картой внедрения целевой модели наставничества на 2020-2024 годы.
Целью Программы наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, преподавателей и молодых специалистов ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж».
В качестве основных задач Программы представлены:
- подготовка обучающегося ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности.
Программа наставничества разработана для достижения контрольных точек федерального проекта «Молодые профессионалы» и Национального проекта «Образование» и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставничества в ГБПОУ «Губернский педагогический колледж».
Реализация программы наставничества в рамках образовательной деятельности колледжа предусматривает, независимо от форм наставничества, две главные роли:
- наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции;
- наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставник стремится помочь наставляемому приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией (специальностью) и становится тем, кто в нужный момент окажет всестороннюю поддержку на пути взросления, социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития, самосовершенствования и профессионального самоопределения студента. В основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию и наращиванию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности и профессионала.
Наставничество не ограничивается только передачей навыков и педагогического опыта. Наставническая деятельность – это постоянная межличностная коммуникация. Поэтому к наставнику предъявляются особые требования, связанные с его профессиональной, педагогической, методической компетентностью, а также личностными качествами. Человек (педагог, в рамках нашего вопроса), принимающий роль наставника, имеет устойчивую внутреннюю мотивацию к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям (студентам, в частности); испытывает содержательный интерес к деятельности, которую осваивает наставляемый; проявляет лидерские качества, настойчивость, нацеленность на результат, терпение и толерантность, открытость, общительность, коммуникабельность, склонность к постоянному саморазвитию; его личные ценности соответствуют ценностям деятельности наставника, организации, корпоративной культуры педагогического колледжа. Важным условием взаимодействия является обоюдное согласие наставника и наставляемого к совместной работе, готовность наставника к передаче опыта. Можно сказать, что наставник должен быть настоящим «двигателем», при этом для самого наставника миссия наставнической деятельности служит стимулом к профессиональному росту.
Подробнее рассмотрим вопрос взаимодействия наставников с наставляемыми студентами в рамках развития профессиональных компетенций студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
В профессиональном самоопределении и становлении будущих воспитателей важно создать оптимальные условия для раскрытия потенциальных возможностей сегодняшних студентов. Задачами этого направления наставнической деятельности являются:
- оптимизировать процесс формирования и развития профессиональных навыков, умений и знаний студентов;
- воспитывать профессионально значимые качества личности студентов;
- прививать студентам интерес к деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию;
- создавать условия для успешной адаптации и социализации студентов на учебной и производственной практиках, в обществе, педагогической среде;
- передать личный профессиональный опыт;
- обеспечить подготовку студентов к участию в чемпионате профессионального мастерства Ворлдскиллс Россия, в частности, по компетенции «Дошкольное воспитание».
Наставники в колледже определяются коллегиальным решением на собрании, их выбирают из числа квалифицированных педагогов, обладающих высокими профессиональными качествами, практическими знаниями и опытом, в том числе, по компетенции «Дошкольное воспитание», опытом участия в чемпионатах профессионального мастерства Ворлдскиллс Россия, а также положительными личностными качествами.
Особое внимание в колледже уделяется повышению квалификации наставников: наставники прошли обучение по программе «Практика и методика подготовки кадров с учетом стандартов Ворлскиллс Россия», имеют сертификаты региональных экспертов, свидетельства на право участия в оценке демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс и др.
Наставляемое лицо отбирается из числа студентов колледжа, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и проявляющих незаурядные способности в учебной деятельности и в процессе прохождения производственной практики (деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации).
Наставническая деятельность в колледже строится по определенному алгоритму в ходе трех последовательных и взаимосвязанных этапов. На первом этапе осуществляется диагностика уровня профессиональных навыков, умений студента в соответствии с конкурсным заданием последнего Национального чемпионата «Молодые профессионалы» Ворлдскиллс Россия по компетенции «Дошкольное воспитание». На втором этапе составляется индивидуальный план подготовки студента к участию в Региональном чемпионате профессионального мастерства Ворлдскиллс Россия по компетенции «Дошкольное воспитание». Далее студент знакомится с документами, регулирующими участие в чемпионатах профессионального мастерства Ворлдскиллс Россия по компетенции, осваивает и совершенствует навыки выполнения работ в соответствии с конкурсным заданием последнего Национального чемпионата WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание».
При этом наставник выступает в разных ролях: в роли коуча (личного консультанта, который помогает студенту ставить цели и добиваться их, находить баланс, определять приоритеты для развития, зоны роста, продвигаться в профессиональном развитии), ментора (опытного профессионала, готового поддержать и вдохновить своего подопечного, менти, в его личной или профессиональной жизни в зависимости от запроса, не давая прямых ответов и решений, но помогая разобраться с теорией и направить в нужное русло), тьютора (сопровождающего студента в образовательном процессе, помогающего ему решать многие образовательные и организационные вопросы) или эдвайзера (эксперта, который помогает студенту решить ряд стратегических задач в конкретной сфере, дает необходимый профессиональный совет).
Говоря о методах и приемах осуществления наставнической деятельности, необходимо отметить их большое разнообразие. Среди основных можно указать: личный пример, демонстрация, совместное планирование и анализ деятельности, инструктирование, консультация, соревнование, создание ситуации выбора, выполнение заданий проблемного типа, «повышенной сложности», дискуссия, создание алгоритма, требование, убеждение, провокация, подсказка, умышленная ошибка, создание ситуации успеха, контроль, оценка, поощрение и др.
Результатами успешной наставнической деятельности, на наш взгляд, можно считать повышение интереса наставляемого студента к выбранной профессии, собственные высокие результаты деятельности, демонстрируемые наставляемым, развитые общие и профессиональные компетенции, наличие у студента призовых мест в чемпионатах профессионального мастерства Ворлдскиллс Россия.
Литература
Балагурова, М. С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / М. С. Балагурова // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). – Казань : Бук, 2017. – С. 38-40. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12933/