СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль педагога дополнительного образования в развитии творческой активности учащихся на занятиях в творческом объединении «Оркестр русских народных инструментов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема доклада посвящена роли педагога дополнительного образования в творческом развитии учащихся на занятиях в творческом объединении "Оркестр русских народных инструментов"

Просмотр содержимого документа
«Роль педагога дополнительного образования в развитии творческой активности учащихся на занятиях в творческом объединении «Оркестр русских народных инструментов»

Кочерова Наталья Ивановна


педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области, Россия

[email protected]


Роль педагога дополнительного образования в развитии творческой активности учащихся на занятиях в творческом объединении «Оркестр русских народных инструментов


Аннотация: статья посвящена роли педагога дополнительного образования в творческом развитии учащихся. Влияние личности педагога на формирования творческой, познавательной активности учащихся.

Ключевые слова: дополнительное образование; творческое развитие; оркестр русских народных инструментов; синкретическая деятельность; фольклор, репертуар.


Kocherova Natalia Ivanovna


teacher of additional education of the municipal

budgetary educational institution of additional education

"House of Children's Creativity" of Pervomaisky district of the Tambov region, Russia.


The role of the teacher of additional education in the development of creative activity of students in the classroom in the creative association "Orchestra of Russian folk instruments


Annotation: the article is devoted to the role of the teacher of additional education in the creative development of students. The influence of the teacher's personality on the formation of creative, cognitive activity of students.

Keywords: additional education; creative development; orchestra of Russian folk instruments; syncretic activity; folklore, repertoire.


На современном этапе системе дополнительного образования отводится важная роль в работе с детьми с повышенным уровнем развития. В системе современного музыкального образования обучение учащихся в оркестровых коллективах занимает значительное место. Оркестр играет важную роль в развитии музыкальных способностей учащихся, их творческого потенциала, воспитания трудолюбия; способствует музыкальному развитию ребенка и формированию художественного вкуса. Игра в оркестре является творческим процессом и способствует эффективному развитию личности.

Важную роль в формировании и развитии детской творческой личности играет педагог дополнительного образования. Личность педагога – мощный фактор формирования личности учащегося, так как педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового и интересного.

Выделяют следующие подходы к творческой реализации преподавателя:

-улубленно – смысловой, когда учащиеся с помощью занятий продвигаются вглубь изучаемого предмета;

-коммуникативный, когда деятельность учащихся приобретает творческий характер через внешнюю мотивацию (Ильин, Шаталов, Лысенкова);

-личностно-гуманистический, когда педагог идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш.А. Амонашвили);

-философский, когда творчество учащихся имеет выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются как личностное самосозидание учащегося;

-методологический - перевод деятельности учащегося с традиционной системы на метапредметную. Исследуя труды психологов и педагогов, опираясь на свой опыт можно предположить, что обучению творчеству возможно только в совместной деятельности педагога и учащегося. От того насколько профессионально педагог отнесется к образовательному процессу, зависит уровень творческого потенциала учащихся.

Работая по дополнительной образовательной развивающей разноуровневой программе «Инструментальная палитра» акцент делается на обучение игре на русских народных инструментах и разноуровнему подходу в обучении. Разноуровневость дополнительной образовательной программы позволяет осуществлять дифференцированный комплексный подход в обучении и развитии ребёнка. Разнообразие тематики разделов программы способствует формированию эстетической культуры, созданию комфортных условий развития личности, способствующих ее социальному и профессиональному становлению. Разноуровневый принцип освоения программы помогает реализовать право каждого ребенка на овладение основными компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объеме и сложности. С одарёнными учащимися разрабатывается индивидуальная траектория развития: помимо игры в оркестре они выступают сольно, занимаются проектной и исследовательской деятельностью.

В реализации программы предусмотрена вариативность: обучающиеся и их родители имеют свободу выбора уровня освоения программы, возможность изучения вариативной части, изменения учебной нагрузки по количеству часов, применения индивидуальных образовательных маршрутов, реализации индивидуальных и групповых творческих проектов.

Оркестровая деятельность педагога и учащихся направлена на сохранение и приумножение русской национальной культуры, народных традиций. Формирование познавательной активности происходит через синкретическую музыкальную деятельность (игра на ударно – шумовых инструментах, танцы, пение). Синкретическая музыкальная деятельность – это не только обучение на шумовых и оркестровых народных инструментах, но и получение опыта переживания радости и сопереживания.

Творческая деятельность учащихся первого года обучения основывается на игре, фантазии, импровизации, пении, ритмике, исполнительстве на шумовых инструментах. Каждый вид деятельности плавно переходит один в другой. Практика работы с детским оркестром русских народных инструментов показывает, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для восприятия народной музыки и приобретению первичных навыков игры в оркестре, развитию слуха, ритма.

Фундаментом воспитания музыканта в оркестре народных инструментов является репертуар. Он очень разнообразный: это произведения различных музыкальных стилей, направлений, жанров. Программой предусмотрено знакомство и изучение народной музыки, классики, произведения современных композиторов.

Народная музыка составляет основную часть репертуара оркестра русских народных инструментов. Образовательная деятельность и репертуарная политика направлена на формирование мотиваций к занятиям в оркестре. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для усвоения основ музыкального искусства, формирование интереса к народному творчеству следует начинать как можно раньше. В.А. Сухомлинский писал: «Человек, который не знает родной музыки, не может быть настоящим патриотом своей Родины» [5].

Репертуар, состоящий из легких обработок русских народных песен («Во поле береза стояла», «Во саду, ли в огороде», «Ах, вы сени») позволяет учащимся 7 – 8 лет познакомиться с народным инструментальным творчеством. Простая аранжировка дает возможность учащимся 1 года обучения не только сольно исполнить на музыкальном инструменте (балалайка, домра, металлофон), но и участвовать в составе ансамбля, оркестра. Учащимся второго и последующих годов обучения подбирается репертуар, соответствующий их возрасту, технической подготовленности. Разнообразие репертуара (классика, обработки народных песен современными авторами, произведения военной тематики, обработки детских песен) помогает воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, дает высокие ориентиры в жизни и углубляет чувство патриотизма.

Сложность подбора репертуара руководителем оркестра состоит в том, что в оркестре играют дети без музыкального образования, а состав оркестра может меняться. Поэтому руководитель оркестра делает самостоятельно аранжировки, оркестровки произведений, пишет партии, подбирает фонограммы. Очень важно, чтобы изучаемый и исполняемый репертуар нравился участникам оркестра и слушателям. Для этого педагогом организовается группа активных участников оркестра, совместно с учащимися подбирается репертуар, обсуждается тематика. Затем с предлагаемым репертуаром знакомиться весь состав оркестра. Учащиеся знакомятся с музыкальным репертуаром через прослушивание аудиозаписей, видео просмотров, посещение виртуальных концертов с дальнейшим анализом и обсуждением музыкальных произведений, манеры и техники исполнения.

С первых этапов обучения делается установка на то, к чему нужно стремиться, чтобы стать успешным музыкантом – исполнителем. Результатом работы стало представление творческого проекта «Современное исполнительство на русских народных инструментах- поем, играем» (ноябрь 2022г.).

Учащимся оркестра русских народных инструментов нравиться исполнять частушки на различную тематику. Дети на занятиях знакомились с русской народной частушкой, манерой и стилистикой исполнения. Результатом работы, стало успешное выступление детей в межмуниципальном фестивале «Птица на ладони». Они приняли участие в конкуре частушек, посвященные птицам. Учащиеся исполняли частушки собственного сочинения, аккомпанировали себе на ударно – шумовых инструментах. За успешное выступление были награждены грамотами и призами. Данное мероприятие сплотило ребят, они вошли в состав ансамбля «Игрунчики». В основе деятельности ансамбля лежит исполнение частушек, народных песен с использованием шумовых и оркестровых инструментов. В целях пропаганды народного творчества были проведены мероприятия «Веселый оркестр» (октябрь 2021г.), «Во поле береза стояла» (сентябрь 2023г.). Проводилась работа по аранжировке и написанию партий различной степени сложности для участников ансамбля.

Для расширения творческого кругозора, учащиеся творческого объединения знакомятся с известными музыкантами и исполнителями. Проводятся творческие встречи с преподавателями Первомайской детской школой искусств, музыкальными работниками Центрального Дома Культуры, музыкантами МПИ им.С.В. Рахманинова, и колледжа искусств города Тамбова. Важную роль в воспитании учащихся играет знакомство с творческими коллективами г.Тамбова. Это оркестр русских народных инструментов «Россияне», под руководством заслуженного деятеля искусств Ю.Н.Храмова; молодые творческие коллективы: «Тамбов», «Домино».

Оркестр – большой творческий коллектив детей не только разного возраста, но и разного уровня подготовки, разных годов обучения. Это определяет выбор дифференцированногоподхода на занятиях и использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой организации учебно - воспитательного процесса разучивание нового оркестрового произведения на сводных и репетиционных занятиях предполагает разный характер заданий для каждой группы учащихся в зависимости от возраста, уровня освоения программы и индивидуальных особенностей (разноуровневой подход).

При знакомстве с новым репертуаром на занятии активно применялась технология Теория Решения Изобретательных Задач (ТРИЗ), автор Альтшуллер Г.С. Данная технология позволяет сочетать познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволило решать учащимся творческие и социальные задачи. Применяемые методические приемы - эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск, позволило получить следующие результаты. Оркестр активно участвовал в культурно – просветительских мероприятиях Дома детского творчества, муниципалитета. Это концерт – лекция: «Какое чудо, эти балалайки», «Народно – инструментальное творчество Тамбовского края» (май 2022год). Исследовательский проект участника оркестра Павлова Дмитрия «Музыкальная культура Первомайского района и Тамбовской области» (март 2018год) был представлен в образовательных учреждениях района, детских дошкольных учреждениях. Оркестр русских народных инструментов Дома детского творчества принял участие в мероприятии, посвященном 150 – летию со дня рождения Николя II, которое прошло в селе Иловай - Дмитриевском в рамках VI Владимирских духовно – образовательных чтений Мичуринской епархии «Молодежь: свобода и ответственность».

Особая роль придается патриотическому воспитанию учащихся. Дети не только играют на музыкальных инструментах, но и проявляют свои способности в вокальном творчестве. Песня «Шли солдаты на войну» музыка и слова И.Русских удачно прозвучала в исполнении солиста оркестра Павлова Дмитрия. Тематические концерты, не только знакомят учащихся с классической и народной музыкой, но и рассказывают об авторе, о времени создания произведения. Такую форму можно назвать «образование через искусство» [4].

Для успешной реализации образовательной деятельности важна роль педагога как наставника. Модель наставничества также может применяться, а в творческом объединении в форме «Педагог-учение», Ученик – учение», «Педагог – педагог». «Дети учат детей» форма наставничества отлично взаимодействует при подготовке любых мероприятий.

Таким образом, деятельность оркестра русских народных инструментов, правильно подобранный репертуар, разноуровновость образовательной программы и личность педагога способствует выявлению и развитию творческого потенциала учащихся.

Список литературы:

1.Возрастная и педагогическая психология под редакцией М.В. Гамезо - М.,1983.

2.Иванов - Радкевич А.Хрестоматия для начинающих дирижеров и руководителей оркестров народных инструментов. Часть1.М., 1964.

3.Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов.3 - е изд. – М.: Музыка, 1987 - 160 с.

4.Пинягина И.Ю. Роль классической музыки в формировании личности: Уфа, 2014.-150

5.Сухомлинский В. Воспитание личности в советской школе. - Киев, 1965. - 45с.


Информационные ресурсы:

1.http://vestnik68.ru/201805225732/glavnaya/v-ilovay-dmitrievskom-filiale-pervomayskoy-shkoly-sostoyalsya-vecher-pamyati-imperatorskoy-semi-uchastie-v-kotorom-prinyal-episkop-michurinskiy-i-morshanskiy-germogen.html

2..http://vestnik68.ru/201805185713/glavnaya/segodnya-v-pervom-korpuse-pervomayskoy-shkoly-torzhestvenno-provodili-v-armiyu-pervomayskih-prizyvnikov.htm