Роль педагога-психолога в сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи
Подготовила:
Педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 95»
Щербакова Г.Г.
г.Братск 2024
«Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
- сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его воспитания, обучения, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития).
- комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Для детей с ТНР характерными являются:
● Неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
● Нарушение восприятия;
● Снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;
● Низкий уровень развития воображения;
● Отставание в развитии словесно-логического мышления;
● Нарушение крупной и мелкой моторики;
● Эмоционально-волевая незрелость;
● Низкая познавательная активность;
● Недостаточная регуляция произвольной деятельности;
● Трудности в общении.
Задачи педагога-психолога:
Оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам (создание комфортных условий, учитывающих особые образовательные потребности детей с ТНР).
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ТНР.
Определение особых образовательных потребностей детей с ТНР.
Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, степенью выраженности нарушений развития.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации.
Выявление особенностей интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций ребёнка с ТНР;
Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений;
Оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей;
Участие в планировании и разработки ИОМ воспитанников.
Принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР:
1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, педагогам, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности воспитанника, его сильные стороны).
2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность освоения ребенком программы и наладить межличностные связи;
3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов и приемов, технологий.
4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);
5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.
В коррекционно-развивающей работе применяю:
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
- Игры, направленные на развитие познавательной активности (вербальные и невербальные игры, поисковые вопросы, элементарные опыты и др.);
- Интерактивные игры, направленные на развитие психических процессов.
- Релаксация, психомышечная тренировка, песочная терапия.
- Работа в тетради (штриховка, дорисовывание, выполнение заданий на слух и др.);
- Использование наглядных пособий (рисунков, фотографий);
- Чтение художественной литературы;
- Подвижные, словесные, дидактические игры и др.
Консультирование и поддержка семьи, с целью повышения психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей с ТНР.
Организационной структурой сопровождения ребенка с ТНР в дошкольном образовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)
ПМПк регулирует процесс сопровождения и обеспечивает его комплексность.
1) положительная динамика развития познавательных психических процессов и речи;
2) сформированы поведенческие навыки и навыки бесконфликтного общения с социумом;
3) повышение профессионального уровня педагогического коллектива и уровня компетентности родителей.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!