СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль педагога-психолога в сопровождении детей с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль педагога-психолога в сопровождении детей с ТНР»

Роль педагога-психолога в сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 95» Щербакова Г.Г. г.Братск 2024

Роль педагога-психолога в сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи

Подготовила:

Педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 95»

Щербакова Г.Г.

г.Братск 2024

«Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

«Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его воспитания, обучения, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития).  комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
  • сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его воспитания, обучения, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития).
  • комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Для детей с ТНР характерными являются: ● Неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; ● Нарушение восприятия; ● Снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; ● Низкий уровень развития воображения; ● Отставание в развитии словесно-логического мышления; ● Нарушение крупной и мелкой моторики; ● Эмоционально-волевая незрелость; ● Низкая познавательная активность; ● Недостаточная регуляция произвольной деятельности; ● Трудности в общении.

Для детей с ТНР характерными являются:

● Неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

● Нарушение восприятия;

● Снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

● Низкий уровень развития воображения;

● Отставание в развитии словесно-логического мышления;

● Нарушение крупной и мелкой моторики;

● Эмоционально-волевая незрелость;

● Низкая познавательная активность;

● Недостаточная регуляция произвольной деятельности;

● Трудности в общении.

Задачи педагога-психолога:  Оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам (создание комфортных условий, учитывающих особые образовательные потребности детей с ТНР). Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ТНР. Определение особых образовательных потребностей детей с ТНР. Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, степенью выраженности нарушений развития. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации. Выявление особенностей интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций ребёнка с ТНР; Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; Оказание консультативной помощи педагогам и родителям; Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; Участие в планировании и разработки ИОМ воспитанников.

Задачи педагога-психолога:

Оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам (создание комфортных условий, учитывающих особые образовательные потребности детей с ТНР).

Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ТНР.

Определение особых образовательных потребностей детей с ТНР.

Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, степенью выраженности нарушений развития.

Реализация системы мероприятий по социальной адаптации.

Выявление особенностей интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций ребёнка с ТНР;

Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений;

Оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей;

Участие в планировании и разработки ИОМ воспитанников.

Принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР:  1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, педагогам, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности воспитанника, его сильные стороны). 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность освоения ребенком программы и наладить межличностные связи;

Принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, педагогам, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности воспитанника, его сильные стороны).

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность освоения ребенком программы и наладить межличностные связи;

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов и приемов, технологий. 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса); 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов и приемов, технологий.

4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.

В коррекционно-развивающей работе применяю: Игры и задания, направленные на развитие произвольности; Игры, направленные на развитие познавательной активности (вербальные и невербальные игры, поисковые вопросы, элементарные опыты и др.); Интерактивные игры, направленные на развитие психических процессов.

В коррекционно-развивающей работе применяю:

  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • Игры, направленные на развитие познавательной активности (вербальные и невербальные игры, поисковые вопросы, элементарные опыты и др.);
  • Интерактивные игры, направленные на развитие психических процессов.
Релаксация, психомышечная тренировка, песочная терапия. Работа в тетради (штриховка, дорисовывание, выполнение заданий на слух и др.); Использование наглядных пособий (рисунков, фотографий); Чтение художественной литературы; Подвижные, словесные, дидактические игры и др.
  • Релаксация, психомышечная тренировка, песочная терапия.
  • Работа в тетради (штриховка, дорисовывание, выполнение заданий на слух и др.);
  • Использование наглядных пособий (рисунков, фотографий);
  • Чтение художественной литературы;
  • Подвижные, словесные, дидактические игры и др.
Консультирование и поддержка семьи, с целью повышения психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей с ТНР.

Консультирование и поддержка семьи, с целью повышения психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей с ТНР.

Организационной структурой сопровождения ребенка с ТНР в дошкольном образовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)  ПМПк регулирует процесс сопровождения и обеспечивает его комплексность.

Организационной структурой сопровождения ребенка с ТНР в дошкольном образовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)

ПМПк регулирует процесс сопровождения и обеспечивает его комплексность.

1) положительная динамика развития познавательных психических процессов и речи; 2) сформированы поведенческие навыки и навыки бесконфликтного общения с социумом; 3) повышение профессионального уровня педагогического коллектива и уровня компетентности родителей.

1) положительная динамика развития познавательных психических процессов и речи;

2) сформированы поведенческие навыки и навыки бесконфликтного общения с социумом;

3) повышение профессионального уровня педагогического коллектива и уровня компетентности родителей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!