Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»»
ДОКЛАД
Роль педагога в становлении детского коллектива и его влияние на формирование личности
Выполнила:
Воспитатель
Шевергина Наталия Николаевна
Старый Оскол, 2024
Содержание
Введение………………………………………………………………3
1. Понятие «коллектив» его признаки………………………………5
2. Особенности развития детского коллектива…………………….7
3. Роль педагога в становлении детского коллектива……………..9
4. Рекомендации для воспитателей………………………………....12
Заключение………………………………………………………….. 13
Список использованных источников…………………………….....14
ВВЕДЕНИЕ
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Каждый человек формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.
Детский коллектив - явление педагогическое. Он создается по определенным педагогическим законам. Педагог управляет развитием детского коллектива, его жизнью, выстраивает в нем механизмы самоуправления. Коллектив выступает как важная организационная форма воспитания и мощный педагогический инструмент. Развитие и становление личности может успешно происходить только в коллективе и через него, что является одним из важнейших закономерностей воспитания.
Коллектив оказывает влияние на поведение человека в целом. Это положение было выдвинуто Л.С. Выготским, который подчеркивал, что именно коллектив выступает на первое место, как фактор развития и коррекции недостатков психических функций ребенка. Поэтому важной задачей воспитания является организация детского коллектива.
Развитие детского коллектива педагогом – это процесс организации непрерывной совместной деятельности.
На этапе формирования коллектива педагог выступает в роли организатора совместной деятельности. Воспитатель показывает детям, как планировать и проводить совместные мероприятия, создает проблемные ситуации, требующие группового сотрудничества, и проводит тренинги для развития у детей навыков совместной деятельности. По мере развития детского коллектива педагог становится равноправным участником совместной деятельности детей. Общение на равных помогает педагогам вовлекать «изолированных» детей в групповую деятельность, выявлять их достижения и привлекать их внимание к сверстникам.
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, признанию и уважению со стороны окружающих, к выделению своего «Я» как автономного субъекта в коллективе. С другой стороны - стремление ребенка к достижению психологической общности с другими людьми, совместной деятельности и общим результатам.
В связи с этим перед педагогом всегда стоят две задачи – это содействие развитию единства и общей мотивации детей в группе и создание условий для реализации индивидуальности и творческого своеобразия каждой личности. Субъектность, творческая позиция личности, рост детской самостоятельности и самоуправления, ценностное содержание коллективной деятельности – это показатели воспитательного потенциала детского коллектива.
Таким образом, современные и гибкие технологии воспитания в детских коллективах позволяют реализовать такие гуманистические идеи, как сотрудничество, сотворчество и совместная развивающая деятельность детей и взрослых, которые подкрепляются взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга и возможностью индивидуального самовыражения и самореализации.
1. Понятие «коллектив» его признаки
Коллектив (от лат. collectivus - собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорий педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив).
Управление коллективом - это совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Коллектив воспитанников является частью общества. Детские коллективы живут интересами общества. Их учебная и трудовая деятельность тесно связана с задачами общества.
Процесс интеграции учеников в систему коллективных отношений сложен, не однозначен и часто противоречив. Он носит исключительно личностный характер. Воспитанники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями и многими другими характеристиками и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений и не одинаково реагируют на товарищей, что оказывает обратное влияние на коллектив. И то, как складываются отношения между личностью и коллективом, зависит не только от качеств личности и группы, но и от педагогов, которые должны уметь управлять группой и направлять развитие личности.
В том смысле, который приобретает термин «коллектив» в педагогической литературе - это совокупность воспитанников (учеников), отличающаяся рядом важных признаков:
Общая деятельность.
Соответствие деятельности социально значимым целям.
Предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности.
Сознательное, устойчивое единство, сплоченность.
Наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива.
Согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива.
Устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.
Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
Коллектив выполняет следующие функции:
1. Воспитывающую: она заключается в организации среды, воспитании коллективизма, гуманных отношений, коррекции поведения детей через общественное мнение, традиции, ценностные ориентации.
2. Развивающую: в коллективе развивается самопознание, происходит самореализация, самоутверждение личности.
3. Защитную: коллектив защищает ребенка от негативных влияний среды.
4. Коммуникативную: дети приобретают и развивают навыки общения.
5.Организаторскую: дети организуют совместную деятельность, вместе ее планируют, осуществляют, анализируют и оценивают; распределяют между собой участки общей работы, поручения и т.д.
В коллективах, обладающих всеми вышеперечисленными характеристиками, формируются различные системы отношений к работе, людям, личным и общественным обязанностям. В дружных и сплоченных коллективах система отношений определяется рациональным сочетанием личных и общественных интересов и умением подчинять личное общественному. Такая система формирует четкую и уверенную позицию каждого члена группы, осознающего свои обязанности и преодолевающего субъективные и объективные препятствия.
2. Особенности развития детского коллектива
Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве.
Дети дошкольного возраста обычно проводят много времени в группах сверстников. Дошкольники стараются активно общаться с другими детьми во время совместной деятельности. У них появляется способность перейти от сосредоточенности на себе к пониманию другого человека.
Выстраивая коллективные отношения, педагог показывает детям, как принимать общие решения, сотрудничать и взаимно поддерживать друг друга в совместной деятельности. Педагог помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить удовлетворение от результатов совместных усилий. Все это обогащает социальное развитие детей дошкольного возраста.
В начале учебного года у детей меньше групповых связей и отношений друг с другом, чем в детском саду. Это связано с новизной коллектива и новой учебной деятельностью для детей.
Взаимоотношения в первый год обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники взаимодействуют друг с другом, прежде всего как представители определенной социальной общности учащихся. Характер их межличностных отношений определяется прежде всего влиянием учителя, его оценкой и утверждением общечеловеческих ценностей и норм общения в классе.
Организация интересных коллективных занятий в рамках внеурочной деятельности под руководством педагога помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания и дружбы, то есть создать определенную социокультурную среду для позитивного развития личности.
В средней школе номинальное формирование «класса» становится реальным. У детей формируется чувство «мы - сообщество», «мы - коллектив», которое выражается в стремлении проявить себя не только в классе, но и в школьной жизни в целом. Формируемая в этом возрасте деятельность приобретает характер развивающего сотрудничества, основанного на самостоятельном целеполагании, разработке планов и общем предвосхищении результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательными, развиваются устойчивые дружеские связи.
Учитывая такие качества подростков, как стремление к социальной общности, единению со сверстниками и самостоятельности, педагог занимает позицию преимущественно косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, поощряя детей к проявлению инициативы и творчества. Чем выше личная мотивация детей, тем интереснее будет совместная деятельность. Организуя небольшие группы по интересам, педагог привлекает учащихся к занятиям в кружках, секциях и общешкольных мероприятиях.
Взаимоотношения старших школьников характеризуются готовностью «передавать» сверстникам важные личностные качества и интегрировать личностные особенности одноклассников для успешной групповой деятельности. Для старших подростков характерна ярко выраженная ориентация на будущую жизнь и карьеру, широкий круг социальных контактов и достаточно высокий уровень развития самосознания.
Таким образом, в дошкольном и школьном возрасте детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитыми социальными связями и группой детей, стремящихся к достижению общих целей, сотрудничеству и значимым результатам.
3. Роль педагога в становлении детского коллектива
Воспитатель поддерживает, стимулирует и тщательно изменяет все отношения в коллективе. Необходимы активные члены группы, на которых всегда можно положиться и которые могут влиять на других воспитанников. Воспитатель создаёт условия для становления детского коллектива. Педагог строит свою работу на основе общих интересов воспитанников, равенства и терпимости по отношению друг к другу. Он выбирает такие виды деятельности, которые способствуют сплочению детей и формированию социальных норм. Это беседы и занятия на нравственные темы, направленные на формирование социального статуса и следование общепринятым нормам поведения и этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страху, шантажу или подавлению слабых членов более сильными личностями. Это должно немедленно пресекаться педагогами.
Для формирования полноценного детского коллектива, способного влиять на развитие личности каждого, в системе дополнительного образования детей созданы все необходимые условия:
все занятия проходят в свободное время ребенка;
выбор видов деятельности, педагога и коллектива сверстников свободен.
Решающим фактором является субъективное желание педагога выполнять эту задачу, основанное на признании того, что она необходима для полноценного развития личности ребенка.
Педагогическая среда влияет на формирование коллектива следующим образом:
Педагог выступает связующим звеном между детьми. Он организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются воспитанниками.
Педагог создаёт доброжелательную и комфортную атмосферу. Каждый ребёнок должен ощущать себя необходимым и значимым.
Педагог создаёт «ситуацию успеха» для каждого члена коллектива. Это учит самоутверждаться в среде сверстников.
Педагог использует различные формы воспитательной работы. В них каждый воспитанник может приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях.
Педагог внедряет идеи толерантности. Они должны пронизывать всю жизнедеятельность детей, способствовать налаживанию дружеских отношений, развитию сотрудничества, взаимопомощи, сотворчества.
Влияние педагогической среды не является односторонним и может быть противоречивым. Каждый ребенок, попавший в группу, может влиять на нее, пытаясь изменить ее в соответствии со своими жизненными нормами.
Личные качества педагога также влияют на формирование групп. Например, авторитет, способность сопереживать и поддерживать открытое общение.
Личностные качества педагога могут влиять на коллектив следующим образом:
Терпение. Помогает управлять классом и справляться с разнообразными учебными ситуациями. Также помогает ученикам справляться со сложностями и сохранять мотивацию к обучению.
Коммуникативные навыки. Облегчают общение с учениками и родителями, способствуют эффективной обратной связи. Улучшают взаимопонимание между учителем и учениками, способствуют лучшему усвоению материала.
Креативность. Позволяет разрабатывать инновационные и интересные учебные программы и проекты. Способствует развитию критического мышления и творческих способностей учеников.
Эмпатия. Помогает понимать и поддерживать учеников, создавая благоприятную учебную атмосферу. Поддерживает эмоциональное благополучие учеников, что влияет на их обучение и социализацию.
Гибкость. Способствует адаптации к изменяющимся условиям и новым образовательным требованиям. Помогает ученикам адаптироваться к новым методам обучения и решать нестандартные задачи.
Авторитетность. Повышает уважение и внимание со стороны учеников, способствует дисциплине. Повышает интерес к учёбе и способствует развитию ответственного отношения к обучению.
4. Рекомендации для воспитателей
Успешное коллективное развитие детей может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:
1. Работа должна начинаться с индивидуального изучения каждого ребенка.
2. Все члены коллектива должны активно участвовать в деятельности и постепенно привлекаться к ее планированию.
3. Систематически объяснять цели и задачи групповой деятельности и постепенно повышать ее сложность. При этом усилия педагога должны быть направлены на усвоение воспитанниками морального кодекса коллективной жизни.
4. Необходимо создать систему перспективных линий, т.е. дети должны знать, что и как они будут делать.
5. Деятельность детского коллектива должна быть социально значимой. Такая деятельность создает приятную перспективу и стимулирует жизнь детского коллектива.
6. Дети должны видеть и осознавать результаты своей деятельности.
7. Включение в активную жизнь школы всех воспитанников с учетом их интересов и психофизических возможностей является одним из важнейших условий успешного развития коллектива.
Заключение
Чтобы правильно воспитывать детей, надо хорошо их знать. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в предисловии к своему капитальному труду «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Успех правильного развития детского коллектива во многом зависит от глубокого проникновения воспитателя во внутренний мир воспитанника, от понимания его переживаний и мотивов поведения. А прежде чем развивать, необходимо изучить, чем живет воспитанник, каковы его интересы и склонности, особенности и черты его характера, то есть найти более верный путь к сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия на воспитанника.
Конечно, изучение учащихся требует много времени и сил. Зная особенности учащихся можно успешно направить процесс их развития.
В заключении можно сделать выводы, что
коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания.
создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время.
в структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления
Список использованных источников
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996г.ребенка.//Собр. Соч. т.5, 1983г.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории /Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. – С. 45-49, 87-91.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М., 2000г.
Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: книга для воспитателя. Из опыта работы / Т.И. Пороцкая. – М.: Просвещеник, 1984. – 176 с.
Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2002г.
Сластенин В.А. Методика воспитательной работы /В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. - C.78-81
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива /В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c.