БГОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»
Сообщение на методическом объединении воспитателей по теме:
« Роль праздников в развитии речевой коммуникации и воспитании детей».
Воспитатель: Пойдунова Е.А.
г. Белгород
Введение.
Детский праздник – важная часть жизни ребёнка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова «Без праздников не бывает детства!». Праздники духовно обогащают ребёнка, расширяют его знаний об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в свою очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовиться этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость. Но это в массовой школе. А в школе - интернате для детей с нарушенным слухом – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа и отличная ситуация для развития и обучения детей с нарушенным слухом.
Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания детей с нарушенным слухом.
Праздник – синтез искусств.
Впечатление раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники.
Праздник – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей с нарушенным слухом необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации все возможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.
Главная задача педагогов, используя интерес детей с нарушенным слухом, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание, воспитание коллектива, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, её коммуникативной функции.
Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям с нарушенным слухом.
Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего ребенка с нарушенным слухом.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование на средства в работе с детьми с нарушенным слухом позволяет расширять кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.
В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, играют, рисуют и показывают пантомиму. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в пластических движениях, играх, сопровождая речью. Праздничная атмосфера, красота оформления, костюмов, хорошо укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.
Подготовка и проведение праздников.
Подготовка и проведение праздников – одно из звеньев в общей системе воспитательной работы. Интересный, правильно организованный праздник оказывает большое воздействие на школьников с нарушенным слухом, способствует возникновению общих эмоциональных переживаний, сближающих детей, стимулирует их умственное и речевое развитие.
Каждый праздник имеет свое содержание, и образными средствами: художественным оформлением помещения, музыкальным оформлением.
Показом кино – фильма, разнообразными видами детской самодеятельности (жестовые песни, танцы, пантомима, чтение стихов, инсценировки ). Инсценировки, чтение литературных произведений, включающие в себе живую, разговорную речь, движения под музыку, песни, танцы и пантомима являются одной из действенных форм художественного воспитания. Формирование художественных задатков детей с нарушенным слухом, способности активно воспринимать художественный образ и подобранный репертуар, красочность выступлений детей – все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках, танцах, пантомиме
отражать его в своей деятельности оказывает положительное влияние на становлении личности учащегося.
Наиболее близка к наглядно – образному мышлению детей с нарушенным слухом драматизация. Воспроизводя сюжет, дети включаются в ситуацию общения.
Каждый учащийся должен согласовывать действия и слова своей речи с действиями и словами других. Наличие партнера заставляет внимательно вслушиваться в его речь, чтобы вовремя вставить реплику, задать или ответить на неё.
Все это развивает произвольное внимание, активизирует слуховое восприятие детей.
Заучивание диалогов, прозаических текстов, стихотворений развивает память, расширяет словарь учащихся.
У детей с нарушенным слухом появляется потребность работать над собственной речью, запоминать различные фразы, словесные выражения, переносить их в собственную речь.
Общие интересы, возникающие у детей с нарушенным слухом, в процессе совместной художественной деятельности способствуют развитию дружеских отношений.
Чтобы участие в праздничных выступлениях оказывало нужное влияние на поведение и личность детей с нарушенным слухом, необходимо специальный подбор литературного материала доступного детям по тематике, содержанию и речевому оформлению.
Формирование выразительных средств речи требует индивидуальной работы с каждым участником. Детям с нарушенным слухом, даже понявшим сущность художественного образа трудно самостоятельно найти нужную интонацию. Чтобы подражание не было механическим, а осознанным, необходимо наглядно показать детям внешнее выражение характера персонажей, дать эмоциональную оценку их поступков, действий.
Музыкально – двигательные упражнения имеют непосредственное отношение к формированию интонационных средств выразительности, учитывая это, ясно, что дети с нарушенным слухом способны воспринимать изменения в мелодии. Развивая у детей чувство ритма и умение по возможности ясно и выразительно говорить слова своей речи целесообразно включать участников в сюжетную ситуацию. Это облегчит им понимание как своей, так и роли партнера, запоминание порядка выступлений.
Если на первых этапах роль каждого из участников ограничивалась несколькими словами, то в дальнейшем можно значительно увеличить текст роли. Здесь большое значение играют костюмы участников. Удачный костюм, маска, грим помогают входить в роль. Все это создает хорошие настроение, облегчает нахождение нужных интонаций, мимики и жестов. При подборе художественного материала нужно учитывать, какое влияние окажет инсценировка на формирование чувств детей с нарушенным слухом. Участники инсценировок должны самостоятельно дать оценку поступкам и поведению героев, отразить в своей игре личное отношение к изображенным персонажам.
Заключение
Таким образом, подготовка и проведение детских праздников в детстве с формированием разговорной речи позволяют решать задачи умственного и нравственного воспитания детей с нарушенным слухом.
Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными, разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.
Литература:
Палкина Г.Н.Речевые праздники в школе слабослышащих детей //
Коррекционная направленность обучения и воспитания слабослышащих. Под ред. Аслановой З.А. ,Красильниковой О.А.- СПб., 2006.
Развитие детей с нарушениями слуха во внеклассной деятельности. Под ред. Е.Г. Речицкой.-М.,2005.
Седова М.Ю.Роль праздников в коррекции личности слабослышащего ребенка // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы-СПб.,2003.
Выгодский М.М.Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение,2006.