Деловая игра для педагогов
Роль предмета ОБЖ при формировании духовно-нравственной гражданской личности
Цель: побуждать педагогов к самостоятельной работе, самоанализу, уточнить и закрепить знания педагогов по духовно – нравственному воспитанию школьников.
Задачи:
- формирование положительного эмоционального состояния, с помощью группового сотрудничества и взаимопомощи;
- обобщение знаний педагогов о целях, задачах и средствах, с помощью которых определяется духовно – нравственное воспитание дошкольников;
- развитие способов анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
- способствовать приобретению опыта коллективной работы.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, записные книжки, ручки, 3 волшебные коробки.
Ход игры.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОБЖ -насущная проблема современности. Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В названии направления выделяются два аспекта: духовный - как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала, и нравственный – систему гуманных отношений к окружающему миру.
В современных условиях на ОБЖ как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего обучающемуся «восходить» к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я убежден, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек.
Актуальность духовно-нравственного воспитания:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Уважаемые, гости, приглашаю вас принять участие в деловой игре.
ПАТРИОТИЗМ
Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине является одним из духовно-нравственных постулатов.
Предлагаю вам немного поиграть. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Ваша задача расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Герб
Родина
Россия
Игра «Так какой он, наш город Лениногорск?»
- Придумайте слова-признаки (прилагательное) о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города «Лениногорск».
Слайд зрителям со словом «Лениногорск»
Л – любимый, любознательный
Е – единственный, естественный
Н – настоящий, народный
И – индивидуальный, интересный
Н – нравственный, натуральный
О – отличный, оригинальный, образцовый
Г – гостеприимный, гордый
О – охраняемый, очаровательный
Р – русский, родной
С– славный, светлый, современный…
К – культурный, красивый
РЕЛИГИЯ.
Сельская школа — это не только ОУ, это источник жизни и культуры в малом социуме, имеющий тесную связь с каждой семьей, способствующий сохранению традиций и исторической памяти. Знание особенности сельской среды помогает нам успешно работать в соответствии с направлением «Ученик-патриот и гражданин».
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность...»
А.С. Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого, в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра».
Именно праздники занимают важное место в христианской жизни.
Давайте с вами вспомним и назовем некоторые великие религиозные праздники. Я зачитываю вам описание, а вы называете праздник.
1. В этот праздник люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел. Праздник ожидания чуда, время надежд.
Самый красочный, яркий, веселый праздник. Непременный атрибут праздника — елки, украшенные звездами, огоньками, шарами. По обычаю в городах и селах по домам ходили христославы, славили песнопениями рождение Спасителя, желали хозяевам здоровья и богатства.
Катание на тройках, санках, праздничные угощения гостей, посещение близких и дальних родственников, гадания, карнавальные шествия, маскарады, ряженые.
Рождество Христово, 7 января.
2. Этот праздник для богатых и бедных, взрослых и детей. Веселый, озорной, разухабистый, разгульный! Говорили: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду». На улицах все дни устраивались всевозможные забавы: катание с ледяных гор, на тройках, «битвы» снежками, взятие снежных городков, кулачные бои, гулянья с песнями, плясками, веселые процессии ряженых с соломенным чучелом.
В эти праздничные дни в большом количестве готовили мучные блюда: блины, оладьи, блинчики (обязательно на масле и яйцах), а также пироги и пирожки с творогом, яйцами, рыбой и другими начинками.
Масленица.
3. Это — главный христианский праздник, «праздников Праздник и Торжество из торжеств».
Праздничный стол отличался пышностью, изобилием блюд, но конечно зависел, прежде всего от достатка и возможностей. Считалось, что добрые дела, совершаемые на праздник в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять грех с души. Поэтому на это время приходилось особенно много пожертвований.
Несмотря на различия в меню, обязательными ритуальными блюдами на столе всегда были и остаются пасха, кулич и крашеные яйца. В этот праздник все одаривают друг друга яйцами.
В прошлые времена повсюду устраивались красочные и шумные зрелища и развлечения. У детей любимая игра — «битки»: стукались святочными яйцами, и победителем оказывался тот, у кого оно оставалось целым.
Постарайтесь проводить этот праздник в радостном настроении. Есть давнишняя примета: кто ….. проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.
Пасха.
4. Один из величайших православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Отмечают его в седьмое воскресенье после Пасхи.
В этот праздник принято было украшать храмы и дома зелеными ветками, цветами и травами. Полы устилали чабрецом, аиром и другими травами, в кувшинах и вазах ставили цветы, у иконостасов — березовые ветки. Береза считалась Божьим деревом. Девушки украшали ее лентами и цветами, водили вокруг нее хороводы (цветы и зелень — знак жизни).
Обязательными блюдами на праздничном столе были караваи, блины, лапшевники, пшенники, яичницы, творожники, различные пироги со свежей зеленью и ягодами, холодные супы — окрошки, домашние пиво, мед и квас. Подавали также и яйца, которые красили в зеленый цвет. День святой Троицы.
ДОБРОТА, ДОВЕРИЕ
Наша жизнь становится радостнее, если окружающие внимательны и добры друг к другу. Всем известно правило: "Золотой ключ к сердцу ребенка - ДОБРОТА". Я предлагаю вам пройти тест и узнать «Добрый ли вы человек?»
Тест «Добрый ли вы человек?»
Все люди разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды. Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим? Ответ на поставленный вопрос должен быть однозначным: да или нет.
1. При наличии «лишних» денег, потратили ли бы вы их на подарки друзьям?
2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
За ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 поставьте себе один балл, а за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других, пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».
4-8 баллов. Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг. Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними.
Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.
СЕМЬЯ
Бесспорно, семья является первичным звеном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности.
Перед вами стоят три волшебных коробочки, в которых находятся 3 символа русского быта. А что именно, вы узнаете правильно ответив на мои вопросы. Итак,
Что в Волшебной коробочке? Он воспринимался как священный символ. Он постоянно находился в красном углу дома под иконами. Его делил и раздавал остальным хозяин дома, прежде осенив его крестом. Им благословляли жениха и невесту, встречали молодых из-под венца и вообще всякого гостя в доме. Его клали в колыбель новорождённому. (Хлеб)
Что в этой Волшебной коробочке? В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…..(Самовар).
В этой Волшебной коробочке лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
Таким образом, наше образовательное учреждение, выполняя задачи по духовно-нравственному воспитанию, готовит активных выпускников, имеющих стойкую жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными ценностями