СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль преподавателя в виртуальной образовательной среде

Нажмите, чтобы узнать подробности

создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса

Просмотр содержимого документа
«Роль преподавателя в виртуальной образовательной среде»

«Роль преподавателя в виртуальной образовательной среде

Виртуальное образовательное пространство - пространство способное расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы посредством деятельности обучающегося, использующего свои органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности.

Виртуальная образовательная среда:

- включает информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса;

- создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса;

- отличающаяся от традиционной способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно - на расстоянии, так и традиционно - «глаза-в-глаза».

Виртуальная образовательная среда, параметры:

- наличие обратной связи (уровень интерактивности);

- многочисленность возможностей для ответных откликов различного характера;

- языковое многообразие (средства выражения);

- персональная направленность.

Индивидуальная виртуальная среда профессиональной деятельности педагога есть новая, формируемая электронная среда решения его профессиональных задач — учебных, научных, общественных, инициативных. Она отражает в виртуальном пространстве профессиональную деятельность педагога. Эта часть среды преподавателя направлена на реализацию его профессиональных функций в удаленных взаимодействиях со студентами. С помощью электронной предметно-практической среды педагог может организовывать внеаудиторную работу обучающихся как необходимую часть образовательного процесса, важную для формирования профессиональных компетенций. С помощью виртуальной среды взаимодействий педагог может осуществлять совместную распределенную деятельность с коллегами в реализации междисциплинарных связей, в формировании над-предметных компетенций обучающихся. В создании и осуществлении профессиональных функций в электронном пространстве взаимодействий педагог ставит и решает новые профессиональные задачи, повышает свои профессиональные компетенции.

Специфика построения виртуальной, ИКТ-насыщенной образовательной среды проявляется в том, что социальный опыт в ней отчуждается от педагога и запечатлевается в специально проектируемых электронных образовательных ресурсах. Аудиторное педагогическое общение трансформируется в удаленные виды коммуникаций, осуществляемых с помощью различных телекоммуникационных средств и сервисов.

Непосредственное управление образовательной деятельностью субъектов, осуществляемое педагогом в классической среде, преобразуется в иные формы, в опоре на базы данных, в формы сетевого мониторинга, удаленного контроля и коррекции.

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, его роль:

- в новой форме коммуникации - асинхронный «разговор», виртуальная дискуссия проводится по-иному (важными критериями становятся краткость и конкретность сообщений, однозначность высказываний) и служит дополнительным средством для развития способности к рефлексии в общении, повышает уровень логического и абстрактного мышления обучающихся;

- при использовании современных технологий (например, проектной методики) - как одного из теоретических фундаментов, важных для установки виртуальных объединений для обучения;

- при применении современных принципов обучения (индивидуализации - как приоритетного направления в обучении сегодня, практикоориентированности - как продуктивного сочетания системы непрерывного образования и профессионального развития с практическими навыками обучающихся, которые позволят каждому члену виртуального сообщества выстроить собственную траекторию для инновационной работы);

- в создании педагогической интернет-среды, учитывая технологические, административные и финансовые возможности;

- в структурировании виртуальной образовательной среды, которая должна, оставаясь довольно гибкой и открытой, приспосабливаться к индивидуальным разногласиям и учитывать личные потребности обучающихся, а это требует разработки новой концепции и методики обучения;

- в связи между виртуальными объединениями и различными формами традиционных сообществ для направления и педагогического поддержки профессиональной деятельности этих новых виртуальных пространств.

Преподаватель в виртуальной образовательной среде (педагог-виртуал), отличия от деятельности преподавателя в традиционной среде:

- опосредованное общение при обучении;

- использованием средств виртуальной образовательной среды для поиска и доставки учебных материалов, реализации обратной связи со обучающимися;

- оказание поддержки, коррекции и направлением деятельности работы обучающегося;

- стремление к сотрудничеству с учетом мотивации обучающихся.

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, специфические квалификационные характеристики:

- профессиональная компетентность (компетентность в области преподаваемого курса, свободное владение учебно-методическим материалом, привлечение различных источников дополнительной информации, использование новейших разработок в процессе обучения по предмету и т.п.). Знание своего предмета является необходимым условием преподавания и основным компонентом образовательного стандарта;

- стремление к постоянному непрерывному повышению квалификации, саморазвитию и самосовершенствованию. Это очевидное требование сегодня особенно актуально, так как быстрый темп развития информационного общества диктует изменения в технологиях и содержании обучения. Не идя в ногу со временем, преподаватель не только отстает от своих учеников, но и в целом тормозит образовательный процесс;

- владение традиционными методами педагогической деятельности (диагностика, проектирование процесса обучения, целеполагание и планирование, мотивация на учебную деятельность; организация и управление взаимодействием в виртуальной образовательной среде; рефлексия, контроль и анализ);

- умение организовывать контроль (разработка тестов; проведение групповых и индивидуальных форм контроля, итоговых занятий с учетом опыта обучающихся);

- свободное владение технологиями информации и коммуникации (базовая компьютерная грамотность, умение работать Интернет-ресурсами, использовать свободные программные продукты для интерактивного взаимодействия обучающихся и т.п.);

- профессиональное использование дистанционных технологий для организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде. От уровня мастерства педагога-виртуала напрямую зависит успешность дистанционного обучения слушателей;

- владение методикой разработки интерактивных учебных курсов и обучающих программ;

- интериоризация педагогом-виртуалом специфических особенностей обучения в виртуальной образовательной среде. Умение правильно подбирать принципы дистанционного обучения и руководствоваться ими в процессе обучения;

- демонстрация умения видеть технологические, организационные, социально-экономические, педагогические, информационные и коммуникативные возможности получения максимального педагогического результата.

Профессиональная педагогическая поддержка, основные функции: проведение семинаров, лекций, экспертиз, разработку и актуализацию системообразующих документов; мониторинг широкого набора показателей; поддержание программного обеспечения в актуальном состоянии; сбор и анализ замечаний и предложений от пользователей всех категорий; выработку рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия; помощь в последующей самостоятельной работе учителя и др.

Семинары асинхронные длятся не несколько часов, а, как правило, одни - двое суток, любые высказывания участников являются письменными и хранятся в течение всего времени существования курса. Таким образом, обучающиеся могут обращаться к вопросам прошедшего семинара и после его окончания. Каждый учитель «присутствует» на семинаре в удобное для него время и находится в том месте, где у него есть возможность выхода в Интернет.

Семинар-форум, особенности взаимодействия участников:

- обсуждаемую на форуме тему занятия публикует преподаватель. Всё обсуждение проводится в рамках сформулированной темы. Возможно, что учителя сами предлагают направления обсуждения проблемы в рамках предложенной темы;

- продолжительность обсуждения темы ограничена по времени.

Единицей измерения времени чаще являются сутки. При необходимости, обучающийся может возвращаться к обсужденной теме (например, если у него появились комментарии или вопросы по теме);

- преподаватель в рамках рассматриваемой темы публикует введение, определяет общую цель и подходы, которые используется для её достижения. Кроме этого, преподаватель публикует информацию для учителей: что прочитать из учебных материалов, какие выполнить задания и т.д.;

- при обсуждении темы преподаватель инициирует вопросы, подводититоги, т.е. ведет дискуссию (в качестве ведущего может также выступать обучающийся, назначенный преподавателем). Обучающийся, участвуя в семинаре, во-первых, предлагает собственное решение поставленной задачи и, во-вторых, формулирует свое отношение к точкам зрения других участников семинара, а преподаватель или ведущий, в свою очередь, направляет ход дискуссии;

- правилом участия в семинарах является ознакомление обучающихся со всеми материалами и высказываниями, опубликованными в оболочке до опубликования собственных мнений;

- обучающиеся должны регулярно, не менее двух раз в сутки (например, каждое утро и каждый вечер), «заглядывать» в форум и участвовать в развернутой дискуссии.

Система непрерывного повышения квалификации, особенности:

- построена на интеграции очных и дистанционных технологий, поэтому по окончании занятий выпускники аттестуются также в очной и дистантной формах;

- преподавание ведется не штатным преподавателями, а ведущими специалистами по конкретным направлениям повышения квалификации.

- ориентирована на реализацию антропоцентрического индивидуального подхода в процессе обучения; на взаимозависимость выбранной формы обучения слушателем и ее последующего применения в его деятельности.

Очное погружение в среду обучения с отрывом от педагогической деятельности позволяет в полной мере прочувствовать инновационные возможности виртуальной образовательной среды. Вместе с тем, тот же эффект наблюдается и при выборе дистанционного режима обучения в виртуальной образовательной среде;

- группы для обучения формируются из учителей разных предметов, что позволяет им обмениваться в ходе обучения проектами в области инновационной деятельности, а также накопленным методическимопытом. Такой взаимообмен расширяет методический кругозор обучающихся и нацеливает их на инновационно ориентированный педагогический поиск, на нетрадиционные педагогические решения, на разработку межпредметных технологий обучения;

- обучение ведется не по одной программе, а сразу по нескольким.

«Разнопрограммная технология» ориентирует педагогов в процессе обучения на знакомство с максимально широким диапазоном программ. «Пилотажно» познакомившись с методическим потенциалом каждой из них, учитель получает возможность самостоятельно педагогически осмысленно выбрать те, которые, с его профессиональной точки зрения, необходимо использовать на конкретном уроке, что позволяет учитывать профессиональный статус обучающегося, который предполагает профессиональное умение учителя сделать выбор.

Технологии информации и коммуникации - современные способы использования, преобразования, передачи, обработки, накопления, хранения и контроля информации в образовательной среде, основанные на применении инновационных коммуникационных средств и компьютерной техники.

Технологии инновационные, используемые в качестве технологических компонентов виртуальной образовательной среды: электронная почта, дискуссионные группы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки,web-форумы, чаты и web-чаты и пр.); интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, служба мгновенной почты (Instant Messenger, ICQ), многопользовательские миры, или MUD/MOO, web-сайты, WWW( World Wide Web), или Всемирная паутина, web-квесты, виртуальные лекции, дискретные лекции.

Технологии инновационные, факторы, обусловливающие их «вхождение» в педагогическую среду и педагогическую систему:

- усложнение параметров и динамики изменений современного нам мира;

- революция в сфере технологий информации и коммуникации, в результате которой они стали синтетическими элементами человеческой жизни, обладающими новаторскими или дестабилизирующими характеристиками, в зависимости от активного и сознательного выбора человека;

- метаморфоза содержания общественного прогресса, которая состоит в переходе от производительной модели валового сбора к новой социоэкономической модели производства знания;

- изменение языка и культуры, семиотизация цифровых технологий, визуализация языка и культуры, проникновение «цифры» в знаково-символическую систему культуры;

- становление глобальной информационной инфраструктуры (модель, которая, согласно стратегии, будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-коммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Предложена в феврале 1995 г. в Брюсселе);

- тенденция «ослабления» национальных государств. Глобализация технологий и рынков создает слияние экономических пространств, которое ослабляет политические границы, экономические и социальные возможности государств в их традиционном понимании;

-континентализация и глобализация, то есть тенденция замещения локальных и региональных рынков и технологий континентальными и глобальными;

- информационный «взрыв»: нарастание в экспоненциальных темпах объема и содержания информации при отсутствии у человека возможностей их обработки, сортировки и синтеза. Человек вынужден был переложить на информационные системы труд по обработке информации, однако в недалеком будущем системы должны будут также трактовать информацию;

- информационная перегрузка, которая является следствием информационного взрыва. Рост технологий распространения заставил показательно расти количество доступной информации. Однако рост объема информации создает эффект «тоннеля». Желательная информация оказывается труднодоступной в потоке нежелательной информации, информационные технологии и информационные пути не оказывают нам большой помощи, усиливая эффект «препятствия информации»;

- визуализация информации. За последние сто лет переход от литографии к фотографии, затем - к кинематографу, телевидению и к интерактивным электронным службам стал причиной рождения и развития интерактивной визуальной культуры. Фотография и кинопленки предохраняли физическую реальность вещей, предлагающую зрителю вид бессмертия; теперь технологии информации и коммуникации изменяют контакты человека с реальностью, предлагая моделированные «виртуальные реальности». Прежде реальность не была поставлена под вопрос - сегодня критерий реальности изменен в сторону расширения: реально не только то, что реально физически, но и то, что кажется таковым и является частью виртуального бытия.

Технология разнопрограммная, в ее основе - инновационная проектная ориентированность. Педагог не обучается каждой программе отделно (как учат азбуку), а осваивает и реализует в своем собственном методическом проекте те программные продукты, которые в итоге предварительного знакомства он считает важными и необходимыми для его работы. В совершенстве осваивая одну из них, учитель одновременно обучается методике освоения программных продуктов в целом, в дальнейшем может самостоятельно и без затруднений расширять свой потенциал пользователя и инновационно ориентированного педагога, осваивая программные продукты по мере необходимости.

https://studbooks.net/2049132/pedagogika/prepodavatel_virtualnoy_obrazovatelnoy_srede

https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2ad69a4c53b88421316d26_0.html

https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-obrazovatelnaya-sreda-prepodavatel-i-student