СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль причастий в художественном тексте»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – практикум на основе регионального компонента

Просмотр содержимого документа
««Роль причастий в художественном тексте»»

Методическая разработка урока русского языка:

«Роль причастий в художественном тексте»


Класс: 6 «Б»

Тип урока: Урок – практикум на основе регионального компонента


Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение результатов:

1. Предметных

- повторить особенности причастий как глагольной формы

- обобщить знания по теме «Причастие»: образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, правописание суффиксов причастий, синтаксическая роль причастий в словосочетаниях и предложениях

- научить определять роль причастий в художественных текстах (на основе фрагмента из романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова», стихотворения «Весна» Регины Новиковой)

- подготовить к самостоятельному составлению текста с использованием причастий


2. Метапредметных:

а) в познавательной деятельности:

- познакомить с интересными фактами биографии М.А. Шолохова;

- овладеть опытом элементарного анализа художественных текстов;

б) в информационно – коммуникационной деятельности:

- развивать умение логично, грамотно излагать мысль;

- способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью;

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

в) в рефлексивной деятельности

- постановка целей, задач, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений вести дискуссию;


3. Личностных:

- стимулировать способность иметь собственное мнение;

- сделать учёбу интересной, полезной и увлекательной;

- самостоятельно использовать полученные знания и практические умения.


Оборудование:  

- мультимедиа (слайдовая презентация); портрет М.А. Шолохова проецируется на экран через мультимедийный проектор;

- отрывок из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»;

- дорожная карта урока;

Метапредметные связи: литература, история, ИЗО


ХОД УРОКА:


  1. Организационно - мотивационный момент.

Психологическое снятие напряжения:

«Закройте глаза и подумайте о чём – нибудь хорошем. Откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я уверена - у вас всё сегодня получится» - В СОПРОВОЖДЕНИИ МУЗЫКИ


ИНТРИГА

Презентация СЛАЙД № 1

I. Чтение учителем строк:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

(П. Чесноков.)

- О чем эта загадка?

Обращение к эпиграфу урока, записанному на слайде.


СЛАЙД № 2 Причастие - это часть речи,

причастная глаголу в образе

прилагательного.

В.Даль

МОТИВАЦИЯ

- Как понять смысл этого высказывания?


II. Первоначальное обозначение темы урока (Давайте попробуем определить, о чём пойдет речь у нас сегодня на уроке; подумайте, в устной или письменной речи чаще используются причастия; обратимся к тексту, прочитаем его выразительно)


ОБРАЗ


III. Чтение текста:

СЛАЙД №3

«Шла весна. Сильнее прИгревало соЛнце. На южных склонах бугров лежал потаЯвший снег, и рыжая от прошлогоднЕй травы земля в полдень уже пОкрывалась прозрачнОй сиреневОй дымкой испАрений. На сугревках, на курганах, из-под вроСших в суглинок самОродных камней пОказались первые ярко -зеленые, острые рОстки травы медвянки. ОбнАжилась зябь. С брошеННых зимних дорог грачи пЕрЕкочевали на гумна, на затоплеННую талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитаННый влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидИмые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно, зазеленели в перелесках ствОлы тополей»

(М.А. Шолохов)


Это фрагмент из романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Что мы знаем об этом писателе?


СЛАЙД № 4-7

Вернуться к слайду №3.

Задания:

  1. Работа с текстом (в дорожной карте)

  1. Определите стиль и тип речи данного текста

  2. Использовал ли автор в данном описании причастия? Давайте их выпишем.

  3. Каково общее грамматическое значение причастия как особой формы глагола?

  4. Как вы думаете, почему автор использовал причастия, а не прилагательные при описании? (Помогают одновременно передать и и признак, что делает описание более ярким и точным, и действие, что позволяет передать динамичность картин – описания природы)


  1. Формулирование цели урока: определение роли причастий в художественном тексте.



II. Немного разомнемся. Физминутка. В СОПРОВОЖДЕНИИ МУЗЫКИ

Я называю вам словосочетания:

а вам необходимо показать их мимикой, движениями, пантомимой- прошу всех встать:

- прыгающий зайчик

- задумавшийся ученик

- колышущиеся ветви дерева

- приседающий человек

- зовущий к себе

- топающий медведь


Продолжаем работу. Обращаемся к тексту:


  1. Вставьте пропущенные буквы в словах. Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь дорожными картами. Проверьте друг друга. Укажите количество ошибок.

СЛАЙД №8


  1. Определите лексические значения выделенных слов, сопоставив их со словами и выражениями. СЛАЙД №9


Слова и выражения


Их лексическое толкование

Сугревках (сугрево)


поле, вспаханное с осени под весенний сев

Курганах  (курган)


суглинистая почва, с немалою примесью глины

Суглинок


расчищенный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды хлеба, проводили его обмолот, а также обработку зерна

Гумна (гумно)


холм, горка; насыпной холм

Травы медвянки


широкий и длинный овраг с пологими склонами, обычно заросший травой, кустарником

Зябь


солнечное тепло, солнцепек, но умеренный

Озимь


(то же самое, что и мелисса лекарственная, лимонная трава, мята лимонная) растет по лесным опушкам, во влажных тенистых местах, по берегам рек и ручьев, в зарослях кустарников, в виноградниках, вдоль дорог. Издавна возделывается как медоносная культура: название meiissa в переводе означает "пчела", в поэтическом значении - "мед"

В логах и балках (лог, балка)


осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом



СЛАЙД №10 Проверьте себя. Укажите количество ошибок, если таковы имеются.



Сугревках (сугрево) - солнечное тепло, солнцепек, но умеренный

Курганах  (курган) - холм, горка; насыпной холм

Суглинок - суглинистая почва, с немалою примесью глины. 

Гумна (гумно) - расчищенный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды хлеба, проводили его обмолот, а также обработку зерна

Травы медвянки - (тоже самое, что и мелисса лекарственная, лимонная трава, мята лимонная) растет по лесным опушкам, во влажных тенистых местах, по берегам рек и ручьев, в зарослях кустарников, в виноградниках, вдоль дорог. Издавна возделывается как медоносная культура: название meiissa в переводе означает "пчела", в поэтическом значении - "мед"

Зябь - поле, вспаханное с осени под весенний сев

Озимь - осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.

В логах и балках (лог, балка) - широкий и длинный овраг с пологими склонами, обычно заросший травой, кустарником


  1. Выписать из текста причастия и указать рядом глаголы, от которых они образованы. Определить, какое это причастие (действительное или страдательное). Укажите время. Обозначьте суффиксы.


  1. Объяснить орфограммы причастий, встретившихся в тексте



  1. Подчеркнуть в тексте причастия (причастные обороты).


  1. Выписать из текста глаголы и образовать от них все возможные временные причастные формы.


Какова роль причастий в данном тексте?


III. Работа по картине.

СЛАЙД №11


СЛАЙД № 12

«Весна»

Пришла весна. Природа оживает.

И веселы бегущие ручьи,

И на деревьях почки набухают,

И возвращаются кричащие грачи.


Весна бодрящая, улыбки вызывая,

Творит в природе просто чудеса.

Шумящий ветер нежит и ласкает,

И зажигает огоньки в глазах!


(Регина Новикова)


- Какое время года изображено на картине?

- Прочитаем стихотворение Регины Новиковой, которое так и называется «Весна»?

- Использует ли автор причастия?

- Какова их роль в стихотворении?

- Назовите причастия из текстов Михаила Шолохова, Регины Новиковой. Какие из них вы использовали бы при описании этой картины?

- Придумайте и запишите словосочетания с этими причастиями для описания картины.


IV. СЛАЙД №13

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по картине «Весна»


V. Подведение итогов.

- Какова цель урока?

- Достигли ли мы поставленной перед нами цели?

- Научились ли вы определять роль причастий в художественных текстах?

- Понравился ли вам урок? Какой этап заинтересовал больше всего?

- Оцените свою работу на уроке в дорожной карте. И дайте мне возможность оценить вас, а для этого сдайте мне дорожные карты.


СПАСИБО ЗА УРОК!



6