СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль психологической службы в профилактике девиантного поведения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из актуальных тем психологического сопровождения для образовательной практики

Просмотр содержимого документа
«Роль психологической службы в профилактике девиантного поведения»

Тема: Роль психологической службы в профилактике девиантного поведения



Проблема психологического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, сегодня является одной из актуальных для образовательной практики.

Задачи, поставленные перед образованием: формирование у подрастающего поколения социально-одобряемых форм поведения.

Девиантное поведение – этo пoвeдeниe, пpoтивopeчaщee утвepждeнным в oбщecтвe cтaндapтaм. Oтклoняющeeся пoвeдeниe, coциaльнaя дeвиaция.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.

  • В нашей школе тоже выявлены подростки с проявлениями девиантного поведения


  • разрабатаны индивидуальные программы развития с девиантными подростками, в которых определены направления профилактической деятельности и предполагаемый результат

  • на ПМПк отслеживается динамика развития каждого обучающегося;

  • дается оценка успешности обучающегося с девиантными формами поведения в освоении индивидуальных программ, фиксируется результат, и вносятся необходимые коррективы;

  • специалистами оказана помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;

  • на начало года проведено несколько консультаций для родителей.

Для успешной реализации индивидуальные программы развития педагог-психолог составляет план индивидуальных и групповых профилактических занятий с девиантным подростком на полгода или год, до следующего заседания школьного ПМПк, где проводится мониторинг рисков и ресурсов динамического развития обучающегося.

У нас есть Программа профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся и на ее основе педагоги-психологи составляют план индивидуальных и групповых профилактических занятий.

Целью Программы профилактики является - предотвращение проявлений девиантного поведения школьников.

Оказание помощи педагогам в подборе более эффективных воспитательных стратегий, приемов взаимодействия с ребенком, основанных на учете возраста ребенка, его возможностей.

Оказание помощи родителям по установлению взаимоотношения с детьми по профилактике вредных привычек.

Программа состоит из 5 блоков:

1 блок: Профилактика употребления ПсихоАктивныхВеществ (формирование негативного отношение к курению, употребления алкоголя, наркотиков)

2 блок: Профилактика агрессивного и конфликтного поведения (развитие умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, обучение приемам общения, развитие коммуникативной культуры)

3 блок: Профилактика проявлений противоправных действий (воровство, кража) (выработка правильной личностной позиции в отношении приемлемых и неприемлемых способов поведения)

4 блок: Профилактика бродяжничества, самовольных уходов из дома, школы (коррекция деструктивных форм поведения, помощь подростку в поиске адаптивных форм поведения)

5 блок: Профилактика компьютерной зависимости у подростков (развитие информационной

А также педагоги-психологи реализуют следующие Программы сопровождения:

  • Программа коррекционно-развивающего курса «Гармонизация эмоциональных состояний» (5-9 кл.)

  • Программа коррекционно-развивающего курса «Социализация» (7-9 кл.)

  • Программа коррекционно-развивающих курсов «Профессиональная ориентация»

  • «Профессиональная адаптация» (1-9 кл.)

  • Программа профилактики суицидального риска

Педагоги-психологи выявили основные индивидуально-психологические характеристики подростков, склонных к девиантному поведению:

- недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией и недостаточной активности;

- самооценка таких подростков характеризуется неадекватностью;

- инфантильные формы поведения: несформированность эмоционально-волевой регуляции,

- ярко выраженная фрустрированная потребность быть любимым и нужным в своей семье.

- Дисфункция детско-родительских взаимоотношений отражается на всех сферах коммуникации личности: в неудовлетворенности подростков-девиантов своими социальными контактами и, в негативном эмоциональном фоне отношений со взрослыми в школе.

Несмотря на активную работу по привитию навыков здорового образа жизни, в школе проблема табакокурения остается актуальной. В этом учебном году в школе выявлено число подростков пристрастившихся к курению.

Актуальность мероприятий по профилактике девиантного поведения определяется особенностями подросткового самосознания и эмоциональной сферы, которые претерпевают значительные изменения в этом возрасте. Подростку сложно «контейнировать» свои эмоции, переработать их. В большинстве случаев он не понимает, что с ним происходит, что он чувствует и как с этим обходиться.

Поэтому стратегическим направлением работы считаем стабилизацию психоэмоционального состояния подростка, обучение его навыкам вербализации своих чувств.

С этой целью проводим психологические минутки по профилактике эмоциональной возбудимости, расторможенности, тревожности, агрессивности.

Именно поэтому в психологическом сопровождении мы используем групповые мероприятия, тренинги, акции нацеленные на конструктивное сотрудничество, успешную адаптацию, оптимизацию межличностных отношений, дифференциацию профессиональных интересов, построение позитивной «Я-концепции» подростков, склонных к девиантному поведению .

Для развития внутренних критериев самооценки, изменения стереотипов реагирования проведен групповой тренинг по сплочению коллектива «Рискнуть быть ближе». Приняли участие учащиеся с 1 по 9 класс

Неделя Психологии и социальной помощи изобиловала мероприятиями по формированию здорового образа жизни:

Викторина: «Курить - здоровью вредить»

Конкурс рисунков и коллажей: «Курение - яд!- Антиреклама курения»

Словестный бой. Написать больше слов на тему «Что такое здоровье?»

В качестве основных психологических проблем девиантности выступают такие факторы, как неадаптивные формы поведения: пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, низкая дифференциация эмоций, употребление табака и т.п. с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. 

Поэтому педагоги-психологи насытили Неделю мероприятиями, способствующими эмоциональной разрядке деструктивных эмоций.

Акция «Здорово здороваться»

Ящик злости для избавления от негативных эмоций.

Психологический забор: Радуга настроения в школе.

Вулкан вредных привычек.

А также оформлен стенд о вреде употребления ПсихоАктивныхВеществ.

Специалисты проводят Консультирование

  • родителей (с целью повышения психологической компетентности, развития мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизации детско-родительских отношений).

  • педагогов (с целью формирования толерантности в отношении ребенка, повышения психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями).

В настоящее время всплыла проблема никотоносодержащего изделия - снюса, препарат хуже спайса.

Опасное увлечение «снюсом» захватило Россию.

Употребление снюса ребёнком может привести к интоксикации организма никотином, которая значительно выше, чем при курении сигареты. 

. Врачи уточняют: отравляющее вещество - снюс – жевательный табак.





Педагог-психолог: Спицына Е. А.