Тема: Роль психологической службы в профилактике девиантного поведения
Проблема психологического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, сегодня является одной из актуальных для образовательной практики.
Задачи, поставленные перед образованием: формирование у подрастающего поколения социально-одобряемых форм поведения.
Девиантное поведение – этo пoвeдeниe, пpoтивopeчaщee утвepждeнным в oбщecтвe cтaндapтaм. Oтклoняющeeся пoвeдeниe, coциaльнaя дeвиaция.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.
разрабатаны индивидуальные программы развития с девиантными подростками, в которых определены направления профилактической деятельности и предполагаемый результат
на ПМПк отслеживается динамика развития каждого обучающегося;
дается оценка успешности обучающегося с девиантными формами поведения в освоении индивидуальных программ, фиксируется результат, и вносятся необходимые коррективы;
специалистами оказана помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
на начало года проведено несколько консультаций для родителей.
Для успешной реализации индивидуальные программы развития педагог-психолог составляет план индивидуальных и групповых профилактических занятий с девиантным подростком на полгода или год, до следующего заседания школьного ПМПк, где проводится мониторинг рисков и ресурсов динамического развития обучающегося.
У нас есть Программа профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся и на ее основе педагоги-психологи составляют план индивидуальных и групповых профилактических занятий.
Целью Программы профилактики является - предотвращение проявлений девиантного поведения школьников.
Оказание помощи педагогам в подборе более эффективных воспитательных стратегий, приемов взаимодействия с ребенком, основанных на учете возраста ребенка, его возможностей.
Оказание помощи родителям по установлению взаимоотношения с детьми по профилактике вредных привычек.
Программа состоит из 5 блоков:
1 блок: Профилактика употребления ПсихоАктивныхВеществ (формирование негативного отношение к курению, употребления алкоголя, наркотиков)
2 блок: Профилактика агрессивного и конфликтного поведения (развитие умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, обучение приемам общения, развитие коммуникативной культуры)
3 блок: Профилактика проявлений противоправных действий (воровство, кража) (выработка правильной личностной позиции в отношении приемлемых и неприемлемых способов поведения)
4 блок: Профилактика бродяжничества, самовольных уходов из дома, школы (коррекция деструктивных форм поведения, помощь подростку в поиске адаптивных форм поведения)
5 блок: Профилактика компьютерной зависимости у подростков (развитие информационной
А также педагоги-психологи реализуют следующие Программы сопровождения:
Программа коррекционно-развивающего курса «Гармонизация эмоциональных состояний» (5-9 кл.)
Программа коррекционно-развивающего курса «Социализация» (7-9 кл.)
Программа коррекционно-развивающих курсов «Профессиональная ориентация»
«Профессиональная адаптация» (1-9 кл.)
Педагоги-психологи выявили основные индивидуально-психологические характеристики подростков, склонных к девиантному поведению:
- недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией и недостаточной активности;
- самооценка таких подростков характеризуется неадекватностью;
- инфантильные формы поведения: несформированность эмоционально-волевой регуляции,
- ярко выраженная фрустрированная потребность быть любимым и нужным в своей семье.
- Дисфункция детско-родительских взаимоотношений отражается на всех сферах коммуникации личности: в неудовлетворенности подростков-девиантов своими социальными контактами и, в негативном эмоциональном фоне отношений со взрослыми в школе.
Несмотря на активную работу по привитию навыков здорового образа жизни, в школе проблема табакокурения остается актуальной. В этом учебном году в школе выявлено число подростков пристрастившихся к курению.
Актуальность мероприятий по профилактике девиантного поведения определяется особенностями подросткового самосознания и эмоциональной сферы, которые претерпевают значительные изменения в этом возрасте. Подростку сложно «контейнировать» свои эмоции, переработать их. В большинстве случаев он не понимает, что с ним происходит, что он чувствует и как с этим обходиться.
Поэтому стратегическим направлением работы считаем стабилизацию психоэмоционального состояния подростка, обучение его навыкам вербализации своих чувств.
С этой целью проводим психологические минутки по профилактике эмоциональной возбудимости, расторможенности, тревожности, агрессивности.
Именно поэтому в психологическом сопровождении мы используем групповые мероприятия, тренинги, акции нацеленные на конструктивное сотрудничество, успешную адаптацию, оптимизацию межличностных отношений, дифференциацию профессиональных интересов, построение позитивной «Я-концепции» подростков, склонных к девиантному поведению .
Для развития внутренних критериев самооценки, изменения стереотипов реагирования проведен групповой тренинг по сплочению коллектива «Рискнуть быть ближе». Приняли участие учащиеся с 1 по 9 класс
Неделя Психологии и социальной помощи изобиловала мероприятиями по формированию здорового образа жизни:
Викторина: «Курить - здоровью вредить»
Конкурс рисунков и коллажей: «Курение - яд!- Антиреклама курения»
Словестный бой. Написать больше слов на тему «Что такое здоровье?»
В качестве основных психологических проблем девиантности выступают такие факторы, как неадаптивные формы поведения: пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, низкая дифференциация эмоций, употребление табака и т.п. с целью снижения мучительного эмоционального напряжения.
Поэтому педагоги-психологи насытили Неделю мероприятиями, способствующими эмоциональной разрядке деструктивных эмоций.
Акция «Здорово здороваться»
Ящик злости для избавления от негативных эмоций.
Психологический забор: Радуга настроения в школе.
Вулкан вредных привычек.
А также оформлен стенд о вреде употребления ПсихоАктивныхВеществ.
Специалисты проводят Консультирование
родителей (с целью повышения психологической компетентности, развития мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизации детско-родительских отношений).
педагогов (с целью формирования толерантности в отношении ребенка, повышения психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями).
В настоящее время всплыла проблема никотоносодержащего изделия - снюса, препарат хуже спайса.
Опасное увлечение «снюсом» захватило Россию.
Употребление снюса ребёнком может привести к интоксикации организма никотином, которая значительно выше, чем при курении сигареты.
. Врачи уточняют: отравляющее вещество - снюс – жевательный табак.
Педагог-психолог: Спицына Е. А.