СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль психологии в сопровождении образовательного процесса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития образовательного и воспитательного процессов важную роль играет уровень психологических знаний педагогического коллектива и психологическое состояние учащихся. Участие психолога в жизнедеятельности образовательных учреждений становится все более значительным.

Просмотр содержимого документа
«Роль психологии в сопровождении образовательного процесса»

14


РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ

В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказ


На современном этапе развития образовательного и воспитательного процессов важную роль играет уровень психологических знаний педагогического коллектива и психологическое состояние учащихся. Участие психолога в жизнедеятельности образовательных учреждений становится все более значительным. Согласно представлениям отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, задача обучения и воспитания состоит в том, чтобы обеспечить передачу подрастающим поколениям образцов культуры, куда включаются как теоретические знания, так и умения и навыки, а также нормы морали, нравственности и социального поведения. В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая форма поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Работающие в этой области специалисты решают широкомасштабные задачи, как среди педагогического коллектива, так и среди учащихся и родителей. Взаимодействие со всеми участниками образовательного и воспитательного процессов (педагоги – учащиеся – родители) позволяет специалистам-психологам располагать широкой информацией о ходе формирования личности учащегося, об уровне его подготовленности и качестве усвоения программного материала. Это дает уникальную возможность прогнозировать конечный результат обучения и воспитания, регулировать процесс психологического развития ребенка, координировать взаимные усилия педагогов и родителей по воспитанию гармонично развитого поколения. С этой целью разрабатываются вариативные модели психологического сопровождения, формируется инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, пункты психолого-педагогического консультирования, служба практической психологии, кабинеты доверия, горячие линии психологической помощи и поддержки и т.п.). Психолого-педагогическое сопровождение - это основной компонент оказания помощи ребенку и образовательной среде на современном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение одно их самых приоритетных направлений деятельности психолога в системе образования, нацеленных на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации образовательного процесса. Наиболее обобщенной, гуманистически ориентированной целью сопровождения является защита прав детей на развитие и образование, на сохранение «позитивного здоровья», которое нарушается из-за перегрузок образовательных программ, несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, детской эмоциональной неустойчивости при обилии стрессовых ситуаций. Понимание задач психологического сопровождения должно исходить из общей гуманистической цели образования: максимального содействия раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его полноценного развития в личностном и познавательном плане, создания условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка.

Психологическое сопровождение определяется тремя основными компонентами:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его развития в процессе обучения;

  • создание социально-психологических условий для гармоничного развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

  • создание специальных социально-психологических условий для психологического сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержания работы психолога:

  • комплексная диагностика;

  • развивающая и коррекционная деятельность;

  • психологическое просвещение;

  • консультирование педагогов, родителей;

  • профилактика;

  • экспертиза.

Психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов работы с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития и обучения. Так как в нашей стране действует поэтапная система обучения и воспитания, то и задачи психологического сопровождения разнятся в зависимости от возраста ребенка.

Психологи начинают привлекаться к работе уже в дошкольных учреждениях, и это - оправданная мера. Прежде всего, нужно разобраться в том, что дано ребенку от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии ребенка является врожденным, органически обусловленным, и что – приобретенным, обусловленным социально. Работа психолога с детьми младшего возраста предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств маленького человека. Если в ходе эксперимента будет доказано, что интересующие качества в ходе обучения и воспитания сформировать нельзя, а также будет установлено, что они появляются и развиваются по мере биологического развития организма, то эти качества считаются биологически обусловленными – задатками. Раннее выявление задатков позволяет более продуктивно выстраивать дальнейший процесс обучения и воспитания. Именно развитие задатков, превращение их в способности выводит обучение и воспитание на качественно новый уровень, и в этом контексте роль психолога трудно переоценить. Ранняя психодиагностика позволяет правильно выбрать методы и формы обучения, разумно направлять как педагогов, так и родителей, ведь уже в дошкольном возрасте обнаруживаются особенности и различия между детьми. С учетом этого должна строиться практика педагогического воздействия. Психологическое тестирование позволяет также выявить проблемных детей с отклонениями в физическом и умственном развитии и заблаговременно начинать работу по их психологической коррекции и реабилитации. Подобная деятельность направлена на предупреждение возможных конфликтов в старшем возрасте. Психологическое сопровождение в дошкольном образовании призвано обеспечить готовность ребенка к школе.


Комплекс мероприятий, обеспечивающих адаптацию ребенка к школьным условиям, повышающих интерес к новым знаниям, развивающих познавательную деятельность и учебную мотивацию, составляет основу работы психолога в начальной школе. В этот период особое внимание уделяется развитию самостоятельности учащихся. Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития. Одна из частных задач психолого-педагогической практики – выявление нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы), детей с задержкой развития (отстающих) и ускоренно развивающихся (одаренных). В условиях начальной школы этот процесс наиболее своевременен, так как позволяет разумнее планировать дальнейший процесс образования и воспитания. Особого внимания к себе требуют две последние категории детей: отстающие - в связи со сложностью усвоения школьного материала, одаренные - по причине неполного использования своих возможностей для развития. И в том и в другом случае роль психолога особенно велика, так как необходимо корректировать процесс обучения, исходя из возможностей и способностей детей. От правильно сделанных выводов во многом зависит будущее ребенка.

К задачам, решаемым психологическим сопровождением в основной школе, следует отнести помощь в решении личностных проблем, участие в формировании жизненных навыков, профилактику неврозов, помощь в установлении межличностных отношений, профилактику девиантного поведения, формирование навыков здорового образа жизни. На этом этапе на первый план также выходит целесообразность индивидуализации обучения, то есть построения его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных способностей. Это позволяет сделать процесс образования ребенка в старшей школе более осознанным.

Особенности психологического сопровождения в старшей школе обусловлены прежде всего тем, что психолог работает с уже почти сформировавшимися личностями. Основная деятельность психолога – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении (самопознание, поиск смысла жизни, гражданская позиция), развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркомании и табакокурения.

В наших учебных заведениях, как правило, педагог-предметник совмещает еще и обязанности классного руководителя. А ведь именно классный руководитель призван регулировать межличностные отношения в группе и следить за индивидуальным развитием учащихся. Мне видится, что институт классного руководителя целесообразней выделить в отдельную единицу педагогического коллектива, освобожденного от преподавания предмета, но исполняющего, наряду с административной работой, обязанности психолога и обладающего достаточно высоким уровнем психологических знаний. Такое преобразование значительно облегчит реализацию воспитательных задач, улучшит качество контроля над психологическим развитием учащихся, активизирует работу с родителями и взаимодействие с ними.

Деятельность психолога не прекращается в учреждениях начального профессионального образования. Задача профессиональных училищ и лицеев - развивать любовь к труду, к выбранной профессии, а также продолжать школьные традиции по выработке знаний, умений и навыков. Контингент учащихся профессиональных училищ состоит чаще всего из педагогически запущенных детей, не имеющих возможности или не желающих учиться в школе по разным причинам. В основном это подростки 13 - 16 лет. В этом возрасте педагоги и психологи констатируют наибольшее количество «трудных» детей. Даже совершенно здоровых детей в этот период жизни характеризует неустойчивость в поведении, резкая и неоправданная смена настроений, колебания самооценки, крайняя ранимость. Это объясняется возрастными физиологическими (половое созревание) и психологическими (переход к взрослости) особенностями. Задача психологов, работающих с учащимися профессиональных училищ, адаптировать их к новым условиям обучения, оказать помощь в установлении межличностных отношений. Решая задачи психологии в сопровождении образовательного и воспитательного процессов в профессиональном училище или лицее, педагог-психолог ставит перед собой следующие цели:

  • содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии и достижения успеха в жизни;

  • оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

  • коррекция жизненной позиции учащихся, формирование позитивной установки на будущее, а также формирование у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

  • содействие педагогам и родителям в воспитании учащихся;

Одновременно педагог психолог решает следующие задачи:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в училище, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их преодоления;

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся;

  • формирование способности учащихся к самоопределению и саморазвитию;

  • профилактика и преодоление отклонений в социальном психологическом здоровье, а также в развитии учащихся.

Одним из первостепенных условий достижения положительных результатов в обучении и воспитании учащихся профессиональных училищ и лицеев, а также для повышения эффективности проводимых психолого-педагогических мероприятий является знание личностных качеств учащегося. Поэтому главным действием психологической службы является глубокое проникновение во внутренний мир подростка, обеспечение психологического комфорта, поддержка психологического и личностного развития, сохранение его индивидуальных особенностей. Для того, чтобы знать и учитывать эти особенности характера, достоинства и слабости учащегося, надо понять его, помочь открыть и осознать возможности интеллектуального развития, социальные и профессиональные потребности и интересы, раскрыть причины сомнений, разочарований, неуравновешенности.

На основании психодиагностики, доверительных бесед, наблюдений и педагогических характеристик вновь осуществляется дифференциация учащихся на группы с разными уровнями психологического развития и вырабатываются соответствующие методы воздействия. Полученные данные заносятся в специальную групповую тетрадь, из которой преподаватели и мастера производственного обучения получают первоначальные сведения о характерных особенностях учащихся. В этой же тетради психолог указывает наиболее приемлемые методы коррекционной работы.

Психологическая работа в профессиональных училищах осуществляется в четырех направлениях.


Первое направление – психодиагностическая работа, связанная с обследование прибывших учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей их психического развития, определения причин отклонения в поведении.

Например, краткий анализ диагностической работы в группах «Автомеханик - МЧС» профессионального училища № 5 г. Владикавказ.

Средний возраст учащихся 15 лет. Все учащиеся с общим средним образованием. 68% учащихся живут в полных семьях, 23% в неполных (без отца), 9 % - без родителей.

На момент исследования на состояние здоровья 70% не жалуются, 30% страдают соматическими заболеваниями.

Профессию самостоятельно выбрали 75% учащихся, остальным в выборе профессии помогли родители. Выбор профессии 50% основывался на желании получить специальность автомеханика, а остальные пришли в училище научиться самому гуманному в наше тревожное время делу: спасать и помогать людям.

90% учащихся занимаются спортом (вольной борьбой, армреслингом, волейболом, дзюдо, футболом, альпинизмом).

В свободное время учащиеся предпочитают общение с друзьями, прослушивание музыки, чтение художественной литературы, компьютерные игры.

70% учащихся не имеют вредных привычек.

Процесс адаптации учащихся этих групп в целом происходит достаточно успешно. У них отмечается высокая мотивация обучения, высокая познавательная активность. Не проявляют асоциальные нормы поведения. Характер эмоциональных отношений в семье: атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки.

60% учащихся в группе с гипертимным типом характера. Отличаются хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. В общении инициативны, чрезвычайно контактны, оживленны и словоохотливы, шумливы, обладают выраженной жестикуляцией. Эти подростки находят признание у сверстников и часто являются неофициальными лидерами в группе. Официальное лидерство их тяготит повседневностью выполнения разнообразных мелких обязанностей. Пользуются симпатиями среди сверстниц. Ярко выражена реакция эмансипации, они во всем проявляют самостоятельность, инициативу, не терпят мелочной опеки. Легко возбудимы и в определенных ситуациях агрессивны.

Учебный материал усваивают легко, «схватывают на лету», но учатся неровно из-за отсутствия навыков в учебной деятельности.

Самооценка обычно объективная, но нередко стараются показать себя более конформными, чем есть на самом деле.

К подросткам с гипертимной акцентуацией при отклонении в поведении взрослые нередко применяют репрессивные меры воздействия, что зачастую не только не исправляет положения дела, но еще больше настраивает их против преподавателей. В таких случаях психолого- педагогическое воздействие должно исходить не из подавления, а из искусной переориентации подростка на интересующую его социально полезную деятельность, где бы он мог удовлетворить свои лидерские потребности и получить энергетическую разрядку в деятельности.

Второе направление – коррекционная работа.

Цель коррекционной работы: помочь справиться с переживаниями, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию подростка и его общению со сверстниками.

Часто сфера неблагополучия у подростков бывает достаточно скрытого личностного плана и очень трудно ее определить. Возрастает уровень тревожности и напряженности, как показатель не столько личностной структуры, сколько ситуации неблагополучия развития. Кроме того, важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить заниженный, неустойчивый или неадекватный показатель самооценки учащегося при высоком уровне мотивации к обучению. Если при этом увеличивается число соматических заболеваний, то, как правило, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникшие сложности учебной жизни снижением защитных реакций. Причина психологического дискомфорта у подростков в большинстве случаев заключается в нарушении сферы межличностных отношений.

Предлагаются групповые психо-коррекционные формы психологического воздействия: тренинги, группы общения, группы личностного роста, методы и приёмы игротерапии.

Приведем пример из работы психолога ПУ № 9 г. Владикавказа.

В течение трех лет психолог занималась с одним из учащихся гр. №12. Она обратила на него внимание в начале 1 курса: учащийся стоял в коридоре и плакал. На вопрос психолога о причине слез подросток не ответил. Несколько дней спустя он был приглашен в кабинет психолога. Во время беседы за ним наблюдались замкнутость и хроническое чувство тревоги, боязливость и наклонность к сомнениям.

В результате диагностического исследования выяснилось, что мальчик воспитывался в неполной семье (отец оставил семью, когда ребенку был год). Мать по характеру женщина сильная и строгая, отличается вспыльчивостью, всегда помыкает сыном. В семье часто возникали напряженно-конфликтные отношения. До 6-го класса подросток учился хорошо, пока не возникли конфликты в классе. После этого он стал бояться ходить в школу и вообще старался не выходить на улицу. Его успеваемость резко снизилась, в классе мальчик ни с кем не общался; состояние здоровья ухудшалось (часто возникали боли в области сердца).

В училище он поступил в состоянии напряжения, тревожности, которое носило стрессовый характер. В группе был замкнутым неуверенным. После уроков сразу бежал домой, гулять выходил по ночам, днем боялся выходить на улицу. Даже в его внешнем облике чувствовались подавленность и страх.

В результате систематической коррекционной работы к концу третьего курса у него очень ярко проявилось стремление к общению с товарищами, заметно стала развиваться потребность в дружбе на почве общих интересов, он стал активней участвовать в общественной жизни, в его действиях появилась уверенность, повысился уровень самооценки. Работа психолога позитивно сказалась на психологическом состоянии подростка.

Третье направление - консультативная работа.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по проблемам обучения, развития жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, с взрослыми вопросам самовоспитания.

Четвертое направление - организационная работа комнаты психологической поддержки. Проводятся мероприятия с учащимися по стабилизации нервно-эмоциональных состояний, снижению уровня тревожности и снятию стрессовых явлений.

Психологическое сопровождение задействовано и в решении воспитательных задач: используются тренинговые занятия личностного и коллективного роста, межличностные общения, ролевые игры и упражнения. Психологическое сопровождение образовательного процесса не может быть ограничено областью взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. В настоящее время никто из педагогов не отрицает, что психологические знания помогают решать многие сложные вопросы. Создание позитивного эмоционального настроя на совместную работу очень важно. Если взаимодействие с учеником эффективно, значит успешность и высокое качество обучения гарантированы, а психолог научит приемам переключения эмоционального состояния, сформирует чувство уверенности, познакомит с различными приемами активизации мыслительной деятельности.

Значительную роль в реадаптации учащихся профессиональных училищ и лицеев играет коллектив, в котором после школы протекает их учеба и жизнь. Психологические трудности обнаруживаются сразу после прихода подростка. Практика обучения и воспитания в нашей стране чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп устанавливаются довольно сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном итоге адресованные отдельным детям, преломляются этими отношениями. Следовательно, для того, чтобы разумно организовать образовательный и воспитательный процессы, необходимо знать, какие взаимоотношения сложились между детьми и почему. Роль психолога в профессиональном училище заключается в умении выработать у учащегося психологические меры защиты от негативного воздействия окружающей среды, стабилизации жизненной позиции. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания, поэтому необходимы регулярные семинары для преподавателей всех учебных учреждений с целью расширения их знаний в области психологии и освоения новых методов психологического анализа. Мы уже пришли к пониманию того, что развитие любого общества строится на таком понятии как личность. Человек со всей своей субъективностью не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в его крайних проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом.

Работа психолога в системе образования от дошкольных учреждений до высшей школы позволит последовательно и разумно направлять и корректировать развитие личности, рекомендовать условия и методы совершенствования возможностей человека, прогнозировать конечный результат, что в итоге приведет к психологическому оздоровлению общества.