Роль работы классного руководителя с родителями учащихся 3 класса
Из опыта работы учителя нач. классов
МБОУ С(К)Ш Шашкиной О.И.
2017 год
- Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья .
- Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
- Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»
В. А. Сухомлинский
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Главными задачами
классного руководителя
в этом направлении является:
- способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
- созданию комфортных условий для ребенка в семье,
- а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Направления воспитательной работы
с семьями учащихся
- Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
- Оптимизация детско-родительских отношений
- Поддержка и повышение социального статуса семей
- Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Специфические обязанности школы по отношению к родителям:
- вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
- поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка;
- важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Воспитательная модель
Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Участие родителей
дни открытых дверей;
в управлении
индивидуальные и тематические консультации;
родительские собрания;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
учебно-воспитательным процессом
индивид. беседы
участие родителей класса в работе родительского комитета
помощь в организации и проведении внеклассных дел ;
материальная помощь
Формы связи школы и семьи
Коллективные
Индивидуальные
Групповые
- классные родительские собрания
- общешкольные родительские собрания
- дни открытых дверей
- концерты
- выставки учебных работ
- творческие отчеты
- посещение на дому
- приглашение в школу
- индивидуальные консультации педагога
- переписка
- родительский лекторий
- тематические консультации
- классные детские мероприятия
- родительские вечера
Индивидуальные формы
Посещение семьи
- Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
- При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
- Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
- После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила :
- проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
- исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
- беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
- советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
- договариваться о конкретных совместных делах;
- не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях.
Приглашение в школу
- Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.
- Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
- Родители приглашаются и в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.
Индивидуальные консультации, беседы
- Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.
- Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
- Консультации проводятся по мере необходимости.
- В процессе бесед с родителями выясняются необходимые для работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции и т.д.).
- В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.
- Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.
- Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
- Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки.
- Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
- Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
- Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками.
- Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
- Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, далеко живут.
Анкетирование
- Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября.
- Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Групповые и коллективные формы
Открытые уроки
- Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
- Необходимо хотя бы один раз в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.
- Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе.
- В прошлом учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми , чтобы увидеть с работу учащихся (индивидуальная и групповая работа).
Родительское собрание
одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей,
для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,
формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив
Виды родительских собраний:
- организационные,
- собрания по плану психолого- педагогического просвещения,
- тематические,
- собрания-диспуты,
- итоговые (четвертные) и т.д.
Родительские собрания
- Общешкольные родительские собрания -
- Классные родительские собрания – 4-5 раз в год.
На классных родительских собраниях обсуждаются:
- задачи учебно-воспитательной работы класса,
- планирование воспитательной работы в классе,
- намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,
- подводятся итоги работы.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является
классный родительский комитет.
- Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы.
- Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
- Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса.
- В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного ( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
Классные детские мероприятия.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Формы досуга:
- совместные праздники;
- подготовка концертов и праздников, посещение концертов и спектаклей;
- соревнования, конкурсы.
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
План работы с родителями учащихся 3 класса на 2016-2017 уч. год
Сроки проведения
Тематика
Дата
Сентябрь
1. Родительское собрание «Снова мы вместе»
2. Анкетирование родителей.
3. Выборы родительского комитета и планирование его деятельности.
4. Индивидуальные беседы
Октябрь
1. Посещение семей учащихся.
2. Индивидуальные консультации и беседы.
3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «Осенняя ярмарка»
4. Родительское собрание «Итоги первой четверти»
Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности.
Сроки проведения
Тематика
Дата
Ноябрь
1. Посещение семей учащихся.
2. Групповая консультация-беседа «Роль семьи в формировании личности ребенка».
3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День матери».
4. Индивидуальные беседы (подарки к Новому году).
6. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО.
Декабрь
1.Индивидуальная работа с родителями.
2. Совместное творческое дело «Готовимся к Новому году».
3. Родительское собрание «Итоги первого полугодия».
Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (кружок «Умелые руки»).
4. Новогодний утренник
Сроки проведения
Тематика
Дата
Январь
1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».
2. Индивидуальные консультации и беседы.
3. Подготовка к смотру строя и песни.
Февраль
1. Посещение семей учащихся.
2. Индивидуальные консультации и беседы.
3. Родительское собрание «Роль семьи в формировании школьных успехов ребенка».
Март
1. Внеклассное мероприятие «8 марта, праздник мам»
2. Индивидуальные консультации и беседы.
3. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (кружок «Умелые руки»)
Сроки проведения
Тематика
Дата
Апрель
1. Индивидуальные консультации и беседы (организация летней занятости учащихся).
2. Родительское собрание.
Май
1. Индивидуальные консультации и беседы.
2. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности.
3. Итоговое родительское собрание.
Заключение
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
Всё начинается с 1 сентября
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ
Наша жизнь
НОВЫЙ ГОД
Вот какие мы:
Кружок «Умелые руки»
Мы знаем ПДД
Даже в выходные мы вместе
Здоровосберегающие прогулки
Спорт – объединяет…..
МЫ ЛЮБИМ ПРАЗДНИКИ
«Зов тигра»
«Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».
(Антон Семёнович Макаренко)
Литература:
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.: Медицина, 1985. – 55 с.
3. Дульнев Г.М. Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990. – 5-6 с.
5. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся // Дефектология, 1986.- № 2.-с.68-76.
6. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
7. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М.: Просвещение, 1967. – 64 с.
8. Синева Л. А. учитель математики Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей с нарушениями интеллекта. Статья. Сайт festival.1september.ru/articles/507417