СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Роль работы классного руководителя с родителями учащихся с ОВЗ "; "Специальная (коррекционная) школа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет вам сделать отчет из опыта работы с учащимися ОВЗ "Специальная (коррекционная) школа VIII вида"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Роль работы классного руководителя с родителями учащихся с ОВЗ "; "Специальная (коррекционная) школа".»

Роль работы классного руководителя  с родителями  учащихся 3 класса Из опыта работы учителя нач. классов  МБОУ С(К)Ш Шашкиной О.И. 2017 год

Роль работы классного руководителя с родителями учащихся 3 класса

Из опыта работы учителя нач. классов

МБОУ С(К)Ш Шашкиной О.И.

2017 год

 Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья .   Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.  Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
  • Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья .

  • Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
  • Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»    В. А. Сухомлинский

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»

В. А. Сухомлинский

 «Самое сложное в работе с детьми –  это работа с их родителями».  Главными задачами классного руководителя в этом направлении является: способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главными задачами

классного руководителя

в этом направлении является:

  • способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
  • созданию комфортных условий для ребенка в семье,
  • а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Направления воспитательной работы  с семьями учащихся Повышение психолого-педагогической грамотности родителей Оптимизация детско-родительских отношений Поддержка и повышение социального статуса семей Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Направления воспитательной работы

с семьями учащихся

  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  • Оптимизация детско-родительских отношений
  • Поддержка и повышение социального статуса семей
  • Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Специфические обязанности школы  по отношению к родителям: вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех; поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка; важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

Специфические обязанности школы по отношению к родителям:

  • вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
  • поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка;
  • важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы  взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Воспитательная модель

Воспитательная модель

Основные направления сотрудничества  классного руководителя с родителями Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс Психолого-педагогическое просвещение родителей Участие родителей дни открытых дверей; в управлении индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки и внеклассные мероприятия; учебно-воспитательным процессом индивид. беседы участие родителей класса в работе родительского комитета помощь в организации и проведении внеклассных дел ; материальная помощь

Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями

Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Участие родителей

дни открытых дверей;

в управлении

индивидуальные и тематические консультации;

родительские собрания;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

учебно-воспитательным процессом

индивид. беседы

участие родителей класса в работе родительского комитета

помощь в организации и проведении внеклассных дел ;

материальная помощь

Формы связи школы и семьи  Коллективные Индивидуальные Групповые классные родительские собрания общешкольные родительские собрания дни открытых дверей концерты выставки учебных работ творческие отчеты посещение на дому приглашение в школу индивидуальные консультации педагога переписка родительский лекторий тематические консультации классные детские мероприятия родительские вечера

Формы связи школы и семьи

Коллективные

Индивидуальные

Групповые

  • классные родительские собрания
  • общешкольные родительские собрания
  • дни открытых дверей
  • концерты
  • выставки учебных работ
  • творческие отчеты
  • посещение на дому
  • приглашение в школу
  • индивидуальные консультации педагога
  • переписка
  • родительский лекторий
  • тематические консультации
  • классные детские мероприятия
  • родительские вечера
Индивидуальные формы

Индивидуальные формы

Посещение семьи  Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося.

Посещение семьи

  • Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
  • При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
  • Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
  • После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила : проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов; исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения; беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи; советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи; договариваться о конкретных совместных делах; не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях.

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила :

  • проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
  • исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
  • беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
  • советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
  • договариваться о конкретных совместных делах;
  • не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях.
Приглашение в школу Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе. Родители приглашаются и в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.

Приглашение в школу

  • Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.
  • Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
  • Родители приглашаются и в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.
Индивидуальные консультации, беседы Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости. В процессе бесед с родителями выясняются необходимые для работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции и т.д.).

Индивидуальные консультации, беседы

  • Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.
  • Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
  • Консультации проводятся по мере необходимости.
  • В процессе бесед с родителями выясняются необходимые для работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции и т.д.).
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
  • В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.
  • Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.
  • Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
  • Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки.
  • Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
  • Принципы успешного консультированиядоверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Переписка с родителями Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, далеко живут.

Переписка с родителями

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей.

  • Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками.
  • Главное условие перепискидоброжелательный тон, радость общения.
  • Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, далеко живут.
Анкетирование Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября. Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.

Анкетирование

  • Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября.
  • Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Групповые и коллективные  формы

Групповые и коллективные формы

Открытые уроки Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один раз в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.  Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе. В прошлом учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми , чтобы увидеть с работу учащихся (индивидуальная и групповая работа).

Открытые уроки

  • Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
  • Необходимо хотя бы один раз в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.
  • Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе.
  • В прошлом учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми , чтобы увидеть с работу учащихся (индивидуальная и групповая работа).
Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив

Родительское собрание

одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей,

для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,

формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого- педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д.

Виды родительских собраний:

  • организационные,
  • собрания по плану психолого- педагогического просвещения,
  • тематические,
  • собрания-диспуты,
  • итоговые (четвертные) и т.д.
Родительские собрания   Общешкольные родительские собрания -  Классные родительские собрания – 4-5 раз в год. На классных родительских собраниях обсуждаются: задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Родительские собрания

  • Общешкольные родительские собрания -
  • Классные родительские собрания – 4-5 раз в год.

На классных родительских собраниях обсуждаются:

  • задачи учебно-воспитательной работы класса,
  • планирование воспитательной работы в классе,
  • намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,
  • подводятся итоги работы.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного ( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является

классный родительский комитет.

  • Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы.
  • Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
  • Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса.
  • В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного ( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
Классные детские мероприятия.  Организация совместных досуговых мероприятий. Формы досуга: совместные праздники; подготовка концертов и праздников, посещение концертов и спектаклей; соревнования, конкурсы. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Классные детские мероприятия.

Организация совместных досуговых мероприятий.

Формы досуга:

  • совместные праздники;
  • подготовка концертов и праздников, посещение концертов и спектаклей;
  • соревнования, конкурсы.

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

План работы  с родителями учащихся 3 класса  на 2016-2017 уч. год

План работы с родителями учащихся 3 класса на 2016-2017 уч. год

Сроки проведения Тематика Дата Сентябрь 1. Родительское собрание «Снова мы вместе»   2. Анкетирование родителей. 3. Выборы родительского комитета и планирование его деятельности. 4. Индивидуальные беседы  Октябрь 1. Посещение семей учащихся.   2. Индивидуальные консультации и беседы. 3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «Осенняя ярмарка» 4. Родительское собрание «Итоги первой четверти» Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности.

Сроки проведения

Тематика

Дата

Сентябрь

1. Родительское собрание «Снова мы вместе»

 

2. Анкетирование родителей.

3. Выборы родительского комитета и планирование его деятельности.

4. Индивидуальные беседы

Октябрь

1. Посещение семей учащихся.

 

2. Индивидуальные консультации и беседы.

3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «Осенняя ярмарка»

4. Родительское собрание «Итоги первой четверти»

Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности.

Сроки проведения Тематика Дата Ноябрь 1. Посещение семей учащихся.   2. Групповая консультация-беседа «Роль семьи в формировании личности ребенка». 3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День матери». 4. Индивидуальные беседы (подарки к Новому году). 6. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО. Декабрь 1.Индивидуальная работа с родителями.   2. Совместное творческое дело «Готовимся к Новому году». 3. Родительское собрание «Итоги первого полугодия». Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (кружок «Умелые руки»). 4. Новогодний утренник

Сроки проведения

Тематика

Дата

Ноябрь

1. Посещение семей учащихся.

 

2. Групповая консультация-беседа «Роль семьи в формировании личности ребенка».

3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День матери».

4. Индивидуальные беседы (подарки к Новому году).

6. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО.

Декабрь

1.Индивидуальная работа с родителями.

 

2. Совместное творческое дело «Готовимся к Новому году».

3. Родительское собрание «Итоги первого полугодия».

Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (кружок «Умелые руки»).

4. Новогодний утренник

Сроки проведения Тематика Дата Январь 1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника». 2. Индивидуальные консультации и беседы.   3. Подготовка к смотру строя и песни. Февраль 1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные консультации и беседы.   3. Родительское собрание «Роль семьи в формировании школьных успехов ребенка». Март 1. Внеклассное мероприятие «8 марта, праздник мам»   2. Индивидуальные консультации и беседы. 3. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (кружок «Умелые руки»)

Сроки проведения

Тематика

Дата

Январь

1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».

2. Индивидуальные консультации и беседы.

 

3. Подготовка к смотру строя и песни.

Февраль

1. Посещение семей учащихся.

2. Индивидуальные консультации и беседы.

 

3. Родительское собрание «Роль семьи в формировании школьных успехов ребенка».

Март

1. Внеклассное мероприятие «8 марта, праздник мам»

 

2. Индивидуальные консультации и беседы.

3. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (кружок «Умелые руки»)

Сроки проведения Тематика Дата Апрель 1. Индивидуальные консультации и беседы (организация летней занятости учащихся). 2. Родительское собрание.   Май 1. Индивидуальные консультации и беседы. 2. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности.   3. Итоговое родительское собрание.

Сроки проведения

Тематика

Дата

Апрель

1. Индивидуальные консультации и беседы (организация летней занятости учащихся).

2. Родительское собрание.

 

Май

1. Индивидуальные консультации и беседы.

2. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности.

 

3. Итоговое родительское собрание.

Заключение Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

Заключение

Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

Всё начинается с 1 сентября

Всё начинается с 1 сентября

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ

Наша жизнь

Наша жизнь

НОВЫЙ ГОД

НОВЫЙ ГОД

Вот какие мы:

Вот какие мы:

Кружок «Умелые руки»

Кружок «Умелые руки»

Мы знаем ПДД

Мы знаем ПДД

Даже в выходные мы вместе

Даже в выходные мы вместе

Здоровосберегающие прогулки

Здоровосберегающие прогулки

Спорт – объединяет…..

Спорт – объединяет…..

МЫ ЛЮБИМ ПРАЗДНИКИ «Зов тигра»

МЫ ЛЮБИМ ПРАЗДНИКИ

«Зов тигра»

«Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми». (Антон Семёнович Макаренко)

«Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».

(Антон Семёнович Макаренко)

Литература:

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.

2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.: Медицина, 1985. – 55 с.

3. Дульнев Г.М. Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990. – 5-6 с.

5. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся // Дефектология, 1986.- № 2.-с.68-76.

6. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984.- 176 с.

7. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М.: Просвещение, 1967. – 64 с.

8. Синева Л. А. учитель математики Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей с нарушениями интеллекта. Статья. Сайт festival.1september.ru/articles/507417