СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль растворов в природе и жизни человека

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль растворов в природе и жизни человека»

ТЕМА: Роль растворов в природе и жизни человека.

Цель: Познакомить учащихся с различными видами растворов, показать их значение в природе и жизни человека;

Задачи

Образовательные: сформировать понятие о растворах, признаках классификации растворов;

сформировать умения различать дисперсные системы;

Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать;

Воспитательные: формировать умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.

Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки)

Предметные: Понимание значимости растворов в природе и во всех сферах жизнедеятельности человека; Уметь определять дисперсные системы.

Личностные: Понимание роли различных учебных дисциплин в познании природы; осознание единства и материальности мира.

УУД

П. строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать обобщение, устанавливать аналогии

Р. определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике

К. умения слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения; навыки выступления перед аудиторией

Оборудование: химические стаканы, стеклянные палочки, этикетки с бутылок от минеральной воды и сладких напитков.

Материалы: вода, калий перманганат, медный купорос, песок. Бутылка с газированной минеральной водой, раствор соли, разбавленный чай.

Базовые понятия и термины: растворы, растворитель, растворенное вещество, дисперсная фаза. Дисперсионная среда, истинный раствор, коллоидный раствор, эмульсия, суспензия.

Методы обучения: пояснительно-иллюстративные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, метод самостоятельной работы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  1. Мотивация обучения

Демонстрация слайда

На экране (природные воды, воздух, минералы, напитки, лекарства, кровь, лаки, краски, сплавы и т.д.

- Что объединяет эти фотографии?

- Каким образом они касаются нашей темы?

Растворы и сам процесс растворения имеют большое в природе, в нашей жизни, в науке и технике. Чаще всего мы имеем дело не с чистыми веществами, а со смесями и растворами. Вода рек, озер, грунтовые воды, питьевая вода – это растворы. Воздух, - это раствор газов друг в друге. Большинство минералов – это твердые растворы. Соки растений, напитки – это растворы. Усвоение пищи связано с растворением питательных веществ. Растворами являются лаки, краски. Растворы используются в промышленности: текстильной, металлообрабатывающей, фармацевтической, при производстве пластмасс, синтетических волокон, мыла и т.д. Живые организмы большей частью состоят из растворов – кровь, лимфа, межклеточная жидкость, цитоплазма и т.д.

Растворы являются наиболее распространенными и важными системами, которые встречаются в природе.

Запись темы урока.

Тема: Роль растворов в природе и жизни человека

  1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Фронтальный опрос Постановка целей урока.



- Приведите собственные примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни.

Что вы знаете о растворах?

Соответствующие записи на доске.

Определяют цель урока.

  1. Изучение нового материала. Роль растворов в природе и жизни человека

Лекция с демонстрацией опытов и мультимедийной презентацией.


Записи в тетрадях (Графическая схема с короткими записями или рисунками, «опорная схема» или «карта памяти»).

ДЕМ. опыта

Дают понятие о растворах.

Понятие раствор, растворитель. Растворенное вещество.

Работа с этикетками

Рассмотреть этикетки минеральной воды сладких напитков и сделать выводы относительно их качественного и количественного состава (растворенных веществ может быть несколько).

  • Дают понятие раствор, растворитель. Растворенное вещество.

  • Классификация растворов по признаку агрегатного состояния

Смеси веществ с водой

Демонстрация лаб. опыта

Заполнение таблицы «Примеры дисперсных систем»

Приложение

Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию измельченного вещества или растворителя.


Демонстрация образцов различных дисперсных систем, в том числе и растворов.

Определить к какому классификационному типу можно отнести ту, или иную смесь.

Игра, словесные головоломки о дисперсных системах.

1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в ней частицами другой жидкости. (Эму - эмульсия).

2. Как превратить атолл Роз в газ со взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Роз – аэрозоль).

3. Название, какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки? (Кол - коллоидный).

4. Из названий степного грызуна и города – областного центра черноземной зоны Росси составьте название жидкости со взвешенными в ней твердых частицами. (Суслик, Пенза - суспензия).

  1. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Задания в тестовой форме learning apps.org

Тестирование. Самостоятельная работа.

6. Итог урока

Дем. слайдов.

Определение роли растворов в природе и жизни человека.

Применение растворов записывают в тетрадь.

7.Рефлексия

  • Мне понятно всё, смогу научить другого…

• Важнейшим открытием на этом уроке было для меня…




Приложение

Классификация дисперсных систем.

Суспензии или взвеси представляют собой находящиеся в жидкой среде мелкие частицы твёрдого вещества. Примером может служить смесь глины с водой. Мутные частицы здесь видны невооружённым глазом. Они легко осаждаются, задерживаются любыми фильтрами, размер этих твёрдых частиц около ста нанометров. То есть в суспензиях дисперсной фазой являются твёрдые вещества.

Какао – также пример суспензии, эта смесь кажется гомогенной, но в конце концов она разделяется. То есть в суспензиях частицы находятся во взвешенном состоянии, и со временем распределяются вниз или вверх, в зависимости от самих частиц. Примером суспензий являются также цементный раствор, бетон и другие.

Эмульсии – это смесь в жидкой среде мелких капелек другой жидкости. Например, смесь масла с водой. В эмульсии мутные отдельные частицы видны невооружённым глазом, они также легко осаждаются, задерживаются обычными фильтрами, размер частиц также около ста нанометров.

Таким образом, эмульсии – это системы, состоящие из двух несмешивающихся жидкостей. Они широко распространены в природе: сырая нефть, млечный сок растений.

Облака, туманы и дым представляют собой аэрозоли. Аэрозоли нашли широкое применение – это топливо в двигателях внутреннего сгорания.

Туман образуется при выпускании в воздух содержимого аэрозольных баллончиков. Дым образуется не только при горении топлива, но и при химических реакциях. Например, при взаимодействии хлороводорода с аммиаком.

Если дисперсионная среда – жидкость, а дисперсная фаза – газ, то образуется система, называемая пеной. Устойчивость пен зависит от прочности плёнок, разделённых пузырьками газа.

Если дисперсионная среда – жидкость, а дисперсная фаза – газ, то образуется система, называемая пеной. Устойчивость пен зависит от прочности плёнок, разделённых пузырьками газа.

Жидкие пены – это мыльная, пивная, квасная пены. При затвердевании плёнок образуются устойчивые твёрдые пены – пемза, вулканический туф. К твёрдым пенам относится также пенопласт, поролон, микропористая резина. Банная губка является дисперсной системой с двумя взаимопроникающими дисперсионными средами. В виде дисперсных систем с жидкой дисперсной фазой и твёрдой дисперсионной средой выпускают некоторые лекарственные средства. Устойчивость пены применяется и при тушении пожаров.

По размерам частиц промежуточное положение между взвесями и истинными растворами занимают коллоидные растворы – золи.