ТЕМА: Роль растворов в природе и жизни человека.
Цель: Познакомить учащихся с различными видами растворов, показать их значение в природе и жизни человека;
Задачи
Образовательные: сформировать понятие о растворах, признаках классификации растворов;
сформировать умения различать дисперсные системы;
Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать;
Воспитательные: формировать умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки)
Предметные: Понимание значимости растворов в природе и во всех сферах жизнедеятельности человека; Уметь определять дисперсные системы.
Личностные: Понимание роли различных учебных дисциплин в познании природы; осознание единства и материальности мира.
УУД
П. строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать обобщение, устанавливать аналогии
Р. определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике
К. умения слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения; навыки выступления перед аудиторией
Оборудование: химические стаканы, стеклянные палочки, этикетки с бутылок от минеральной воды и сладких напитков.
Материалы: вода, калий перманганат, медный купорос, песок. Бутылка с газированной минеральной водой, раствор соли, разбавленный чай.
Базовые понятия и термины: растворы, растворитель, растворенное вещество, дисперсная фаза. Дисперсионная среда, истинный раствор, коллоидный раствор, эмульсия, суспензия.
Методы обучения: пояснительно-иллюстративные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, метод самостоятельной работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент. |
Мотивация обучения |
Демонстрация слайда | На экране (природные воды, воздух, минералы, напитки, лекарства, кровь, лаки, краски, сплавы и т.д. - Что объединяет эти фотографии? - Каким образом они касаются нашей темы? Растворы и сам процесс растворения имеют большое в природе, в нашей жизни, в науке и технике. Чаще всего мы имеем дело не с чистыми веществами, а со смесями и растворами. Вода рек, озер, грунтовые воды, питьевая вода – это растворы. Воздух, - это раствор газов друг в друге. Большинство минералов – это твердые растворы. Соки растений, напитки – это растворы. Усвоение пищи связано с растворением питательных веществ. Растворами являются лаки, краски. Растворы используются в промышленности: текстильной, металлообрабатывающей, фармацевтической, при производстве пластмасс, синтетических волокон, мыла и т.д. Живые организмы большей частью состоят из растворов – кровь, лимфа, межклеточная жидкость, цитоплазма и т.д. Растворы являются наиболее распространенными и важными системами, которые встречаются в природе. |
Запись темы урока. | Тема: Роль растворов в природе и жизни человека |
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся. |
Фронтальный опрос Постановка целей урока. | - Приведите собственные примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. Что вы знаете о растворах? Соответствующие записи на доске. Определяют цель урока. |
Изучение нового материала. Роль растворов в природе и жизни человека |
Лекция с демонстрацией опытов и мультимедийной презентацией. | Записи в тетрадях (Графическая схема с короткими записями или рисунками, «опорная схема» или «карта памяти»). ДЕМ. опыта Дают понятие о растворах. |
Понятие раствор, растворитель. Растворенное вещество. | Работа с этикетками Рассмотреть этикетки минеральной воды сладких напитков и сделать выводы относительно их качественного и количественного состава (растворенных веществ может быть несколько). Дают понятие раствор, растворитель. Растворенное вещество. Классификация растворов по признаку агрегатного состояния |
Смеси веществ с водой | Демонстрация лаб. опыта |
Заполнение таблицы «Примеры дисперсных систем» Приложение | Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию измельченного вещества или растворителя. |
Демонстрация образцов различных дисперсных систем, в том числе и растворов. | Определить к какому классификационному типу можно отнести ту, или иную смесь. Игра, словесные головоломки о дисперсных системах. 1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в ней частицами другой жидкости. (Эму - эмульсия). 2. Как превратить атолл Роз в газ со взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Роз – аэрозоль). 3. Название, какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки? (Кол - коллоидный). 4. Из названий степного грызуна и города – областного центра черноземной зоны Росси составьте название жидкости со взвешенными в ней твердых частицами. (Суслик, Пенза - суспензия). |
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. |
Задания в тестовой форме learning apps.org | Тестирование. Самостоятельная работа. |
6. Итог урока |
Дем. слайдов. Определение роли растворов в природе и жизни человека. | Применение растворов записывают в тетрадь. |
7.Рефлексия | Мне понятно всё, смогу научить другого… • Важнейшим открытием на этом уроке было для меня… |
Приложение
Классификация дисперсных систем.
Суспензии или взвеси представляют собой находящиеся в жидкой среде мелкие частицы твёрдого вещества. Примером может служить смесь глины с водой. Мутные частицы здесь видны невооружённым глазом. Они легко осаждаются, задерживаются любыми фильтрами, размер этих твёрдых частиц около ста нанометров. То есть в суспензиях дисперсной фазой являются твёрдые вещества.
Какао – также пример суспензии, эта смесь кажется гомогенной, но в конце концов она разделяется. То есть в суспензиях частицы находятся во взвешенном состоянии, и со временем распределяются вниз или вверх, в зависимости от самих частиц. Примером суспензий являются также цементный раствор, бетон и другие.
Эмульсии – это смесь в жидкой среде мелких капелек другой жидкости. Например, смесь масла с водой. В эмульсии мутные отдельные частицы видны невооружённым глазом, они также легко осаждаются, задерживаются обычными фильтрами, размер частиц также около ста нанометров.
Таким образом, эмульсии – это системы, состоящие из двух несмешивающихся жидкостей. Они широко распространены в природе: сырая нефть, млечный сок растений.
Облака, туманы и дым представляют собой аэрозоли. Аэрозоли нашли широкое применение – это топливо в двигателях внутреннего сгорания.
Туман образуется при выпускании в воздух содержимого аэрозольных баллончиков. Дым образуется не только при горении топлива, но и при химических реакциях. Например, при взаимодействии хлороводорода с аммиаком.
Если дисперсионная среда – жидкость, а дисперсная фаза – газ, то образуется система, называемая пеной. Устойчивость пен зависит от прочности плёнок, разделённых пузырьками газа.
Если дисперсионная среда – жидкость, а дисперсная фаза – газ, то образуется система, называемая пеной. Устойчивость пен зависит от прочности плёнок, разделённых пузырьками газа.
Жидкие пены – это мыльная, пивная, квасная пены. При затвердевании плёнок образуются устойчивые твёрдые пены – пемза, вулканический туф. К твёрдым пенам относится также пенопласт, поролон, микропористая резина. Банная губка является дисперсной системой с двумя взаимопроникающими дисперсионными средами. В виде дисперсных систем с жидкой дисперсной фазой и твёрдой дисперсионной средой выпускают некоторые лекарственные средства. Устойчивость пены применяется и при тушении пожаров.
По размерам частиц промежуточное положение между взвесями и истинными растворами занимают коллоидные растворы – золи.