СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение самообразования в деятельности преподавателя. Познание - бесконечный процесс.

Просмотр содержимого документа
«Роль самообразования»

Роль самообразования в деятельности педагога.

Знания – сила. И очень важно использовать эту силу. В наше время, многие знания очень быстро меняются или устаревают или еще случается знания могут вредными или неправдивыми. И, конечно, правильно разобраться и выразить свою точку зрения педагогу очень важно. Самообразование - непрерывный познавательный процесс в жизни любого человека. Знания, навыки и умения очень важны и является необходимым условием профессиональной деятельности.

Экономические и политические реалии всегда диктуют высокие требования преподавателю. Тот, кто учит должен знать больше, не только по своей дисциплине, но и владеть техниками и методиками преподавания в современном, постоянно меняющемся мире. Потребность в новых знаниях ощущалась и раньше, но такой актуальной она стала именно сейчас.

Концепция непрерывного педагогического образования основывается на :

- увеличении потребности общества, государства и

- расширении области образования педагога.

Цели самообразования:

1.Совершенствование методов образования;

2.Повышение уровня знаний студента;

3.Повышение уровня педагогического мастерства.

Каждый педагог в современном мире стремиться творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая мнение учащихся и коллег, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Самообразование становится актуальной проблемой как для ученика, так и для учителя. Человек думает или не задумывается о самообразовании, а объективная необходимость постоянно подводит его к мысли совершенствовать процесс обучения, который может быть как теоретическим и практическим.

Задачи:

  1. Творческое саморазвитие;

  2. Внедрение инновационных педагогических технологий;

  3. Повышение научно-теоретического уровня;

  4. Изучение возрастной психологии.

Готовность педагога к решению профессиональных задач показывают уровень его профессиональной компетентности. Для каждого человека его сознание, способы мышления, воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит при смене способов познания и методов исследования, (астрономия XX век). Возможность самообразования определяется данными каждого человека.

Главная задача самообразования как и образования – развитие и совершенствование личности и подготовки ее к жизни и окружающей действительности и способности изменения ее к лучшему.

Человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Помимо этого, на сегодняшний день, не представляется возможным найти себе место «под солнцем» без дополнительных знаний. Это значит, что самообразование необходимо любому человеку.

Мотивация к самообразованию:

1. Поиск новой информации;

2. Желание творчества (Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие );

3. Конкуренция;

4. Соответствие современным требованиям ();

5. Рост современной науки (Педагогика и психология);

6. Общественное мнение («хороший» или «не очень хороший учитель»);

7. Интерес (учиться –это интересно!);

8. Материальный стимул.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

Направления и формы самообразования

1. Саморазвитие:

1.1. Личности преподавателя;

1.2. Знание психологии;

2. Специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

3. Повышение квалификации:

3.1. Курсы;

3.2. Дистанционные курсы;

4. Групповая самообразовательная работа:

4.1.Методические объединения, творческие группы;

4.2.Проведение собеседований;

4.3.Ежегодные отчеты;

4.4.Посещение и анализ уроков коллег;

4.5. Проведение лекций, семинаров, педагогических чтений;

4.6. Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

4.6.1. Средств массовой информации;

4.6.2. Вычислительной и оргтехники;

4.6.3. Исследований, экспериментов;

4.6.4. Осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

4.7. Формирование портфолио (конкурсы, олимпиады и т.д.);

4.8. Публикации.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.



Результаты самообразования учителя:



Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)



• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )



• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования



• разработка новых форм, методов и приемов обучения



• доклады, выступления



• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей



• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии



• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям



• создание комплектов педагогических разработок



• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) повышение качества преподавания предмета;

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.



Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Вывод

Познавая окружающий мир, мы живем т.е. поддерживаем желание к жизни и к педагогическому самообразованию в частности. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом.



Литература:

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.

Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.

Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.

Электронный педагогический словарь.