СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в формировании патриотических качеств у детей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи, потому что семья является основой для всех видов социального воспитания ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в формировании патриотических качеств у детей»

Роль семьи в формировании патриотических качеств у детей Патриотическое воспитание начинается с семьи, потому что именно семья является основой для всех видов социального воспитания ребенка. Образ жизни семьи, ее традиции и опыт формируют и образовывают нравственные и волевые качества ребенка, а также знания, умения и навыки, начиная с ранних лет жизни. С того момента как дети начинают обучение в школе семья, тесно взаимодействуя разного рода с учреждениями образования и культуры, пополняет все эти субъекты воспитания. Огромное значение имеет собственный пример родителей, их взгляды к проблемам нравственности и морали, а также и гражданско - патриотического воспитания и т.д. Если родители настроены патриотично, то и ребенок с большой вероятностью будет в будущем настоящим патриотом и гражданином. Ребенок именно в семье получает первые уроки патриотизма. Мать и отец передают ему собственное восприятие к жизни: свою любовь к природе и местам, где они родились, к народной песне, к традициям и к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгое время ребенок запоминает свои прогулки со своими родителями в лес, в поле, на озеро. Для ребенка такие прогулки являются полными ярких впечатлений и переживаний. Они формируют в душе ребенка первые чувства любви к родной природе. Конкретные проявления гражданских и патриотических чувств отца и матери в повседневной жизни оказывает большое влияние на ребенка. К таким проявлениям можно отнести следующие примеры: отец, когда приходит с работы может увлеченно рассказывать детям о своих делах на производстве, о своих успехах, которыми могли бы гордиться дети; мать вместе с детьми, просматривая фотоальбом, рассказывала бы детям о бабушках и дедушках, воевавших за родную страну, рассказывала бы об их наградах за свой труд, вспоминая истории из свой семейной жизни. Формируются патриотические чувства в ребенка в том случае, когда в семье ценят искусство, знакомят детей с шедеврами народного творчества, а также развивают уважительное отношение к искусству всех народов. Необходимо дать понять детям то, что любовь к Родине выражается не только тогда, когда идет война. Она отражается в постоянном стремлении человека изменять жизнь в лучшую сторону, а для этого нужно хорошо учиться в школе, добросовестно работать, помогать нуждающимся в помощи. Особенно, гражданско-патриотическое воспитание детей в семье не должно реализовываться стихийно, оно должно быть в определенной системе, организованно и непрерывно воздействуя на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие, формируя у ребенка качества гражданина и защитника Отечества. Наиболее благоприятным периодом для гражданско-патриотического воспитания считается младший школьный возраст (от 6-7 до 10 лет). Так как в этом возрасте адаптивность человека высокая, и он менее подвержен влиянию внешней тревоги. Большие возможности открывает младший школьный возраст для последовательного и систематического воспитания, в которое входит и гражданское, патриотическое, нравственное воспитание. Начала, которые заложены в характер и мировоззрение человека в данном возрасте, имеют крепкую устойчивую основу. Более совершенными формами воспитания детей этого возраста могут быть беседы, воспоминания родителей, короткие рассказы, рассматривание семейного фотоальбома, реликвий (наград, личных вещей, газетных статей), а также посещение музеев, выставок; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему. Старшему и младшему поколению семьи полезно совместно смотреть исторические фильмы, телепередачи об истории, народа, героях; разучивать героико-патриотические песни. Детей нужно знакомить с военной символикой, а именно знаменами, орденами, медалями, а также почетным оружием и элементами военной формы. Родители могут создавать такие ситуации, которые требуют от ребенка напряжения воли и сознания, воображения, активной работы чувств, памяти, мышления и внимания. Например, ребенок может выполнять какие - то определенные обязанности в быту по дому, быть ответственным за оказание помощи членам семьи, нуждающейся в ней, по самообслуживанию. На семейных праздниках полезно проводить игры, в которых участвуют все члены семьи. Необходимо развивать у ребенка точку зрения о полезности занятий физкультурой и спортом, формировать умение осуществлять простейшие физические упражнения и вызвать интерес к спорту, который развивает силу, выносливость и быстроту, так как они важны для будущей подготовки к труду и защите Отечества. Формы гражданско-патриотического воспитания у подростков в целом остаются те же, но они улучшаются, видоизменяются и усложняются. Чем старше становится ребенок, тем больше родителям необходимо уделять внимание к запросам и потребностям его, повышая свои педагогические знания, и совершенствуя методы воспитательного взаимодействия. В этом возрасте необходимо иметь постоянную психологическую связь со своим ребенком, нужно находить время на то, чтобы интересоваться не только учебой и интересами его, а участием в общественной жизни. С точки зрения военно-патриотического воспитания немаловажно одобрять и поощрять участие ребят в военно-спортивных играх типа «Зарница» и «Орленок», в поисковой и музейной работе, желание собственным трудом приобрести материальные средства на экипировку и обмундирование для туристических походов и т. д. Подростки должны принимать участие в военно-патриотическом воспитании младших членов семьи. Это может проявляться в совместной подготовке семейных праздников, посвященных знаменательным, профессиональным и другими датами календаря, помощи в изучении государственной и военной символики, торжественных ритуалов. Полезно привлекать старших подростков к воспитанию младших. Например, они могут проводить простейшие физические и военные тренировки младших членов семьи. Юноши и девушки, являющиеся старшеклассниками, находятся на границе вступления в самостоятельную жизнь, они проживают активный промежуток времени социального и гражданского формирования. В таком возрасте подходит к концу становление главных моральных установок и нравственных ценностей. Поскольку заканчивается половое созревание, то юноши в состоянии заниматься длительным многочасовым физическим трудом, режим их жизни и труда становится равным режиму взрослого человека. Не стоит забывать о том, что воспитательное влияние на старшеклассников со стороны родителей должно быть крайне тактичным и вежливым, в форме партнерского общения, которое ориентировано на предстоящую юношам деятельность и выполнение воинского долга по защите Родины. Общенародные праздники знаменательных военных дат (в первую очередь Праздника Победы, Дня Вооруженных Сил), можно проводить не только в форме крупных общественных мероприятий, но и в форме скромного семейного торжества. В такой день следует найти место для воспоминаний семьи и родственников, земляков, друзей и товарищей родителей, для обмена поздравлениями, приветствиями. Эффективной формой организации патриотического воспитания является общение старшеклассников с ветеранами войны и труда, стоит приглашать их на семейные торжества и праздники, а также помогать им в быту и труде. Эффективность военно-патриотического воспитания в семье прямо зависит от социально активной позиции ребенка и от психолого-педагогической подготовленности родителей. Для более правильного поведения в воспитании гражданско-патриотических качеств детей ниже представлены следующие пункты:

1)       Не говорите в плохом тоне о своем государстве в присутствии ребенка, если Вы хотите, чтобы он вырос достойным человеком и гражданином.

2) Знакомьте своего ребенка с испытаниями, выпавшими на долю ваших предков, из которых они вышли с достоинством и честью.

3) Рассказывайте ребенку о памятных и исторических местах своей Родины.

4) Для того, чтобы Ваш ребенок в будущем посещал культурные заведения в подростковом возрасте и юности, не ленитесь в выходной лень отправиться с ним в музей или на выставку.

5) Помните о том, при детях не нужно выражать недовольство каждым прожитым днем, потому что в будущем есть высокая вероятность того, что больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

6) Когда Вы общаетесь с ребенком, пытайтесь оценивать позитивные моменты его жизни, а не только его учебные и психологические проблемы.

7) Поддерживайте у ребенка желание показать себя с положительной стороны, никогда не стоит говорить ему такие слова и выражения как «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

8) Смотрите с ребенком телепередачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, объективно оценивайте их вклад в жизнь нашего общества.

9) Не развивайте в своем ребенке равнодушие и безразличие к происходящим событиям в стране, на улице, во взаимоотношениях с людьми.

10) Как можно раньше пытайтесь открыть в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции.