СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация ребенка в приемной семье - процесс, не лишенный противоречий и проблем. приемный родитель должен облабать базовыми данными о способах эффективного воспитания и заботы о ребенке.

Просмотр содержимого документа
«"Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка"»

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребёнка.

Воспитатель

МКУ «Детский дом «Семья»

Горбач Л.А.



  1. Родительское отношение к ребёнку и его влияние на формирование личности и характер ребёнка.


Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых).

Счастлив тот ребенок, который воспитывается в хорошей, доброй, умной семье. Каждый ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, имеет за плечами неблагополучную историю. В результате, как отмечают ученые, воспитанники интернатных учреждений склонны к выстраиванию «неправильной модели мира», в котором они выступают в роли беспомощных и никчемных неудачников, и кто-то другой, только не они, управляет их судьбой.

Попадая в приёмную семью, у детей появляется возможность для благоприятного развития личности. Важным здесь являются правильно выстроенные детско-родительские отношения.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

  • Чрезмерная эмоциональная близость, авторитарность.

  • Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку.

  • Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

  • Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, подкупа.

  • Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий.

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя:

  •          его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

  •          возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

  •          темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

  •          религиозность;

  •          национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

  •          социальное положение;

  •          профессиональная принадлежность;

  •          уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. Роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, уже не соответствующие реалиям отношения.


Что такое само определение слова «роль»? Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.


Практическое задание

Участникам предлагается на одной половине листа написать какие установки, адресованные ребёнку, отношение будет положительно влиять на ребёнка, а на другой половине листа – отрицательно. После работы, все высказывают своё мнение.

Релаксация, снятие напряжённости: оторвите, часть листа со знаком «-». Порвите её на мелкие кусочки. Чтобы в вашей жизни не было таких моментов.


2. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.


При многообразии всех вариантов общения, главное одно – любовь. Родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки – самые близкие ребёнку люди. От взаимоотношений между собой, чувства привязанности и способности к поддержке зависит благополучие семейного климата. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален.

Что может способствовать тому, чтобы в семье царил покой, доброжелательность, жили радость и теплота? Важное значение для становления и развития личности приёмного ребёнка имеет семейная история, образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции.

Семейная история воплощена в семейной родословной, семейной автобиографии, семейных реликвиях, фотографиях, семейном имени.

Семейные реликвии — это предметы, длительное время сохраняющиеся в семье и передаваемые по наследству, почитаемые семьей и несущие на себе символическое отражение истории семьи и рода.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Практическая часть

Предлагаю Вам составить групповой коллаж из вырезок газет и журналов на тему «Семья, как реабилитирующая среда». (Выполнение работы, защита проекта)

  1. Стабильность семейных отношений лиц, желающих принять в семью ребёнка.

Необходимо сказать о стабильности семейных отношений, желающих принять в семью ребёнка.

Проблема качества брака является одной из важнейших тем при исследовании семьи. В литературе по семейным проблемам существует некоторая размытость в терминологии, в частности, в определении устойчивости брака. В работах, посвященных этой проблематике, можно встретить такие понятия, как устойчивость, стабильность, удовлетворенность браком, супружеская совместимость, качество брака, социально-психологический климат семьи, успешность брачно-семейных отношений и т. д.

Стабильность и удовлетворенность браком — связанные понятия, однако их следует различать, причем определение различий между ними обусловлено разделением подходов к изучению качества брака на социологический и психологический.

В русле социологического подхода достаточным показателем успешности супружеских отношений является сам факт сохранности брака, то есть отсутствие развода. Эта характеристика получила название стабильности брака и широко используется в различных демографических, социологических и других исследованиях. «Стабильность» — важнейшее фундаментальное понятие. В специальной литературе под понятием «стабильность» обычно понимают «прочность», установившийся режим, в противовес конфликтности, критической ситуации в семье, завершающейся разводом.

Выделяют факторы, влияющие на стабильность семьи:

  1. общая дестабилизация всей социально-экономической системы, в которой находится семья;

  2. государственные структуры, которые, ожидая от семьи выполнения ее основных функций, не создают минимальных условий для ее выживания;

  3. уровень семейного бюджета, не соответствующий уровню прожиточного минимума;

  4. проблемы улучшения жилищных условий;

  5. безработица;

  6. потребности и интересы, модели ролевого поведения мужчины и женщины в семье сблизились, приобрели «усредненный» стиль.

Исследования, которые проводил С. И. Голод, убедительно показали, что, в отличие от широко распространенной точки зрения о том, что сексуальная дисгармония является главной причиной конфликтов и разводов супругов, ведущей адаптационной осью брака является поиск супружеских ценностей и потребностей, то есть духовное единение.

  1. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Каждый член семьи не застрахован от стрессовых ситуаций.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения)

Вот некоторые методы, чтобы преодолеть стресс:

- позитивное мышление;

- ищете пути решения. Можете определить аспекты стрессового события и открыть, что определенные проблемы могут быть решены, хотя казались неприступными;                                                                                                      

  - выразить свои чувства. Трудности общения о потребностях и личных проблемах вызывает стресс и негативные чувства;                                                                                                                      

- принятие здорового образа жизни. Здоровое питание, ограничить потребление алкоголя и избегать курения. Поддержание здоровья является лучшим методом защиты от стресса.                                                                                                                    

  - помощь и поддержка со стороны семьи, друзей, членов сообщества имеют большое влияние на то, как человек переживает стрессовые события. Эта поддержка может помочь сохранить здоровье и равновесие. Помощь и поддержка средств, любовь, доверие, позитивные и конструктивные советы других.


В случае стресса, может быть запрошена помощь:

- семьи и друзей;

- коллег или людей, которых вы знаете, кто имеет одинаковые хобби или интересы;

- профессиональный консультант;

- духовник;

- специальные группы поддержки.


Самой близкой «окружающей средой» для ребенка является семья. Как создать в семье благожелательный эмоциональный настрой? (Раздача памяток)

5 путей к сердцу ребенка:

  1. Прикосновение – единственный язык, когда ребенок понимает, что его любят. Маленькие дети и подростки очень нуждаются в этом. До 5-6 лет бывают частые прикосновения. Подростка нужно трогать в нужное время, нужном месте и должным образом. Допустимы: объятия, поглаживания, похлопывания по плечу.

  2. Поощрительные слова. В семье должны много разговаривать. Подростки часто закрываются. С ними надо разговаривать без критики, на уровне принятия. Хвалить подростка надо больше, чем маленьких детей. Похвала должна быть искренней, конкретной. Не просите делать подростка то, что сами не делаете. Если не за что хвалить, похвалить за старание. Не зацикливаться на неудачах, а говорить поощрения.

  3. Время (совместно проведенное). Нужно выслушать именно тогда, когда подросток хочет этого («глаза в глаза»). Быть внимательным к чувствам подростка. Говорить от первого лица. (Я – высказывание).

  4. Помощь – служение (помогать в том, что не может делать по возрасту).

  5. Подарки – делаются безусловно (не за что-то, а просто так). Вручение подарка: должен быть упакован, во время вручения можно прикоснуться.


5.Социальные связи семьи, принявшей ребёнка на воспитание, система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.


Для удовлетворения своих потребностей и интересов человек всегда вступает во взаимосвязи с другими членами общества

Социальная связь - социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или групп.

Социальные связи бывают формальными и неформальными, личностными и коллективными, прямыми и опосредованными, более прочными и менее прочными

Социальные связи также могут проявляться в форме социального контакта и социального взаимодействия Люди постоянно вступают в социальные контакты: мы платим за проезд в транспорте, берем книги в библиотеке, делаем покупки в магазине, спрашиваем у прохожего который час, где находится нужная нам улица Определяющей чертой всех этих социальных контактов является их поверхностный и кратковременный характер.


Вопрос: как вы думаете, нужна ли вам будет внешняя поддержка, с какими структурами вы будете поддерживать связь?



Путь ребёнка лежит в тревожный и счастливый мир за порогом вашего дома, за пределами семьи. Но незримые узы, связывающие его с вами, он будет чувствовать всегда. И он будет возвращаться в родной дом, ища тепла, понимания и вдохновения, прежде чем вновь отправиться в путь по дороге жизни. Мне хотелось бы, чтобы вы оценили свои сильные и слабые стороны, оценили свои возможности, прежде чем взять ребёнка в семью.


Практическая работа.


Напишите мини-сочинение, в котором вы размышляете о воспитании приёмного ребёнка в своей семье.

(Зачитывает свое сочинение только тот, кто пожелает)