СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста". Выступление учителя-логопеда на собрании в старшей группе ДОУ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение для родителей старшей группы. Родители будущих воспитанников подготовительной группы ознакомятся с рекомендациями о роли семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«"Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста". Выступление учителя-логопеда на собрании в старшей группе ДОУ.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска»













Выступление на родительском собрании в старшей группе «Ракета»

27.04.2023


«Специфика обучения детей подготовительной к школе группы в логопункте ДОУ. Роль семьи в преодолении речевых нарушений» 











Подготовила
учитель-логопед
Жукова В.А.











2022-2023 учебный год.

Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства.

План проведения:

  1. Что такое логопункт?

  2. Направления и структура логопедической работы в логопункте.

  3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

  4. Знакомство с результатами обследования звукопроизношения детей.

  5. Возрастные нормы становления звуков.

  6. Знакомство с графиком работы учителя-логопеда.

 

Добрый вечер, уважаемые родители! Меня зовут Жукова Виктория Алексеевна. Я работаю учителем-логопедом в нашем детском саду. Правильная речь, чёткое произношение звуков необходимы для нормального развития личности ребёнка, его социальной адаптации и комфортного взаимодействия с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Становление речевой функции начинается с первого крика малыша при рождении, продолжается весь дошкольный период и нередко сопровождается нарушениями. Какие-то звуки не поддаются ребёнку, он пытается их заменять более удобными для произношения, пропускать или искажать. Ошибки воспроизведения могут в последующем перейти в письменную речь. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя их устранять. В нашем учреждении нет речевой (логопедической) группы, но имеется логопедический пункт. Что такое логопункт?

(см. слайд № 2)

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - структурное подразделение, т.е. место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями. На логопункт, согласно Положению, зачисляются дети с пяти лет с несложными (по сравнению с заключениями ТПМПК для речевых групп) логопедическими заключениями. Общая численность – 25 человек. В первую очередь на занятия зачисляются дети шести лет, которым через год поступать в школу. Также зачисляются дети старшей группы с наиболее сложным нарушением звукопроизношения. Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы учителя-логопеда и расписание подгрупповой и индивидуально-подгрупповой работы с воспитанниками утверждается заведующим дошкольного образовательного учреждения. Целью работы логопункта   является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет.

Направления логопедической работы в логопункте ДОУ:

(см. слайд № 3)

  • постановка звуков – процесс формирования новой, правильной артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании, а затем автоматизация (закрепление) нового звука в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука  в предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихах. На этапе постановки звука  закрепляется слуховой и кинестетический образ звука, т.е. установление взаимосвязи и взаимоконтроля между слуховым восприятием произносимых звуков  и  ощущением движений, необходимых для их производства, используется зрительное восприятие артикуляции;

  • формирование фонетико-фонематического слуха  направлено на различение ребенком сходных по звучанию звуков, выделение звука в слове, звуковой, позиционный, звукобуквенный анализ слова (подготовка к обучению грамоте);

  • уточнение и обогащение словарного запаса в процессе автоматизации трудных звуков;

  • работа над грамматикой: изменение слов по родам, числам и падежам, образование новых слов при помощи приставок и суффиксов, правильное построение простых и сложных предложений;

  • способствует развитию речи как средства коммуникации;

  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

  • развитие просодической стороны речи, включающее выработку выразительности речи, правильного дыхания, работу над темпом речи;

  • профилактикой и предупреждением нарушений письменной речи (графические задания, зрительно-пространственное ориентирование на плоскости);

  • консуль­тативно-методическая, просветительская работа с педагогами, родителями (законными представителями).

Т.к. логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых нарушений, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок. Таким образом, логопункт в детском саду это открытая и подвижная система.

Структура логопедической работы (см. слайд № 4)

На индивидуально-подгрупповых занятиях с детьми проводится:

  • артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата),

  • дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков),

  • пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук),

  • коррекция звукопроизношения разными способами, автоматизация и дифференциация звуков в речи, уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматической стороны речи.

На подгрупповых занятиях дети подготовительной к школе группы знакомятся с характеристикой звуков родного языка (русского), дифференциации их на слух и в произношении, учатся соотносить понятия «звук» и «буква», выполняют звукобуквенный анализ простых слов, закрепляют понятия «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне. Таким образом, дети учатся элементарным навыкам письма и чтения.

В своей работе, я стараюсь найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения.



Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

Многие родители считают, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Но это не так. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Как же помочь ребёнку с нарушениями речи?

В первую очередь, необходимо участие специалистов: врача-невролога, учителя-логопеда, педагога-психолога ( по необходимости)!

(см. слайд № 5)

Речь относится к разряду сложнейших приобретённых психических функций, и материальной основой её является головной мозг. Именно взаимодействие множества мозговых структур обеспечивает формирование устной речи, а затем навыков чтения и письма. Говоря проще, качество речи ребенка во многом определяется состоянием процессов, происходящих в его головном мозге. Нарушение созревания ответственных за речь областей коры головного мозга может возникнуть во внутриутробном возрасте при недостаточном снабжении данных участков кислородом, вследствие анемии. Задержка речевого развития может возникнуть и в результате воздействия на мозг плода вредных веществ, поступающих в организм матери, ранние токсикозы. Поражение центральных речевых зон в большинстве случаев является следствием родовых травм, в том  числе травмы сосудов, обеспечивающих питание мозга. Это вызывает нарушения мозгового кровотока, мозг испытывает дефицит питания кровью, а, значит и кислородом. Высокая степень  кислородного голодания (гипоксия) вызывает гибель целых групп нервных клеток.

(см. слайд № 6)

Если у ребенка в амбулаторной карте стоит диагноз ПЭП или ММД, то необходим курс лечения у невролога. Какой? Это зависит от возраста и конкретного случая. Не надо бояться препаратов, которые назначает врач, все они   направлены на улучшение мозгового кровообращения. Помимо медикаментозного лечения, необходим массаж, лечебная физкультура, а впоследствии, если понадобится, занятия с логопедом, психологом. Чем раньше вы начнете квалифицированное лечение, тем лучше будет результат. 

ПЭП – перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. При таком диагнозе ребенок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается, нарушен сон, повышен тонус. В дальнейшем, по мере взросления малыша, у него может наблюдаться отставание в речевом развитии, расторможенность, неусидчивость, непослушание. Родителям достаточно сложно связать этот диагноз с перечисленными проблемами. Многие характеризуют перечисленное, как особенности поведения, «непоседливость», «нервозность», «избалованность», «лень».

Очень часто неврологи ставят детям диагноз, обозначенный аббревиатурой ММД. Речь идет о так называемой малой (минимальной) мозговой дисфункции, которую считают отдаленным последствием гипоксического поражения мозга. В основе ММД лежат легкие сосудистые и микрососудистые повреждения головного мозга, следствием которых, при полной сохранности интеллекта, является нарушения процесса созревания ряда функций высшего порядка: речи, памяти, мышления. Наряду с нарушениями речи у детей с ММД отмечают нарушения поведения, трудности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

 (см. слайд № 7)

Гипердинамический синдром (гипервозбудимость) – сопровождаемый патологически повышенной двигательной активностью ребенка, крайней неустойчивостью внимания, импульсивностью поведения. Причиной таких проявлений может быть  венозный застой в мозге ребенка, а чрезмерная активность – всего лишь подсознательный способ избавиться от вызванного им дискомфорта, возможность заставить работать сосуды активней и таким образом обеспечить активный кровоток.

(см. слайд № 8)

С чем же связаны нарушения звукопроизношения у детей? Подавляющее большинство отклонений связанно с нарушением работы мышц языка и губ, гортани и мягкого неба, участвующих в артикуляции. Речевые органы в подобном случае не способны выполнить необходимую артикуляционную позу или речевое движение, что приводит к искажению, отсутствию или замене звуков и, как следствие, нарушению формирования фонематических процессов (умение слышать и различать звуки). Также, причиной возрастных нарушений произношения могут быть непроизвольное подражание неправильной речи окружающих.

Очень часто у детей наблюдается боковое («хлюпающее»), межзубное, губно-зубное, щёчное произношение звуков, а это говорит о таком нарушении речи, как дизартрия (см. слайд № 9)

С точки зрения неврологи дизартрия это нарушение речи, вызванное поражением ядер языкоглоточного, блуждающего и подъязычного черепно-мозговых нервов, находящихся в нижних отделах стволовой части мозга и отвечающих за согласованные и управляемые движения языка. Следовательно, речь в данном случае идет о дисфункции мозга на стволовом уровне, и самостоятельное восстановление этой функции невозможно. Многие родители уверенны, что для достижения результата коррекционной работы достаточно лишь педагогического воздействия. Но, к сожалению, педагогическое воздействие не может привести к норме физиологию мозга. Речевые отклонения не возникают сами по себе, это следствие неврологической патологии. Значительная часть нарушений речи, исключая случаи социальной и педагогической запущенности, возникают как последствия патологических процессов, обусловленных наличием неврологических заболеваний. А это значит,  что успех коррекции речи без соответствующего медицинского сопровождения весьма проблематичен; напротив, вовремя организованное лечение, наряду с логопедической коррекцией, вполне могут содействовать как предотвращению, так и устранений различного рода отклонений в формировании устной, а в дальнейшем и письменной речи.

     (см. слайд № 10)

Уважаемые родители, помните, что быстро справиться с неврологическими проблемами поможет комплексное лечение, благоприятная обстановка в доме, щадящий режим и коррекционная работа с такими специалистами, как логопед и психолог (по необходимости).

Чтобы подготовить ребенка к школе, а ведь именно к этому мы стремимся в дошкольном возрасте, недостаточно выучить буквы и цифры. Главное - укрепить его слабую нервную систему. Чем раньше вы начнете приводить в порядок «нервы» малыша, тем лучше будет результат. Вы сами должны понимать, что происходит с вашим ребенком и серьезно к этому относиться.

(см. слайд № 11)

Знакомство с результатами обследования звукопроизношения детей.

В зимние месяцы было проведено речевое обследование детей. Следует отметить, что у большинства детей имеются различные нарушения звуков. Из списочного состава в 28 человек обследовано 26 детей: Артём К. отсутствовал, сейчас посещает детский сад, в ближайшие дни мальчик будет обследован; Вика Ф. длительно не посещает детский сад). В основном имеются нарушения звукопроизношения сонорных звуков Л, Ль, Р, Рь, реже Й (отсутствует в конце слов-прилагательных в окончаниях -ЫЙ, -ИЙ (пушистый: пушистЫ; синий: синиИ); имеются случаи межзубного произношения звуков [С, З, Ц], смягчённого произношения [С, З, Ц], единичные случаи замены их на [Ш, Ж, Ть]. Это связано с формирующимся в данный момент фонематическим восприятием и анализом этих звуков. При слуховом контроле ребёнок говорит чисто. Шипящие звуки некоторые дети произносят смягчённо (Ш на Шь, Ж на Жь). Это также связано с формированием самих звуков, напряжением мышц языка. Имеются случаи замены шипящих звуков на свистящие звуки. Причиной может быть физиологическая незрелость отдельных участков коры головного мозга, отвечающих за эти звуки, несформированность фонематического восприятия. Единичные случаи замены губно-зубных звуков [Ф, Фь] на звуки [Х, Хь], пропуски звуков [В, Вь] в словах (автобус – атобус). Причиной может быть всё та же слабость мышц языка, несформированность слухового контроля. Встречаются случаи оглушения звуков [Б, Г]. Например: батарея - Патарея; газета – Казета. Могут быть замены звуков [М, Мь] на звуки[Н, Нь]. Например: мяч – Няч; сумка – суНка.

Так же у некоторых детей выявлено нарушение слоговой структуры речи: пропуски или замены согласных звуков в словах, перестановки слогов (бегемот – гегемот, табуретка – бутаретка, книги – ниги, всё – псё, все – псе). Данные речевые ошибки родители могут исправлять самостоятельно. Если произносить трудные слова по слогам, медленно, с утрированным произношением трудных звуков, при условии, что ребёнок может их произносить в других (простых) словах, то правильное слово постепенно будет закрепляться в речи ребёнка. Ребёнок должен видеть и одновременно слышать Вас, как Вы проговариваете трудное слово, таким образом, Вы будете формировать у ребёнка произвольное, устойчивое слуховое внимание и восприятие! Он будет учиться «настраивать» своё слуховое внимание, концентрировать его.

У некоторых детей наблюдаются несовершенства грамматического строя речи: пропускают или заменяют предлог «В», единичные случаи его замены на звуки [Б, П] (Б ящике, П коробке). Связная речь также имеет свои несовершенства, но эти трудности могут быть обусловлены индивидуальными особенностями переработки информации, выбора нужного слова, правильного согласования в словосочетании либо с неточным или недостаточным словарём. Вывод: детям нужно чаще читать небольшие рассказы, сказки в соответствии с возрастом, задавать вопросы по прочитанному, проговаривать непонятные, малоупотребляемые слова. Нарушения звукопроизношения имеют свои особенности, и с ними в дальнейшем будет проведена тщательная работа по развитию артикуляционной мускулатуры и выработке правильного речевого дыхания.

Совет: Учите своего ребенка завязывать шнурки, делать бантики, застегивать пуговицы, плести косички из толстых шнурков. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи вашего ребенка, воображения, усидчивости.

  (см. слайд № 12) Детская речь в период ее становления несовершенна. В звукопроизношении могут проявляться различные дефекты. Наиболее распространенные формы «неправильностей» такие:

  1. полное отсутствие звука в речи – ребенок не умеет его произносить, поэтому просто опускает (например, вместо «коровы» у него получается «коова»);

  2. замена одного звука другим – тем, который удобнее произносить (в этом случае вместо неподдающегося Р в слове появляется Л: «колова», а не «корова);

  3. искаженное произношение звука – сложный для артикуляции звук ребёнок произносит неправильно, в его образовании задействует другие органы или зоны артикуляционного аппарата (например, переднеязычный звук Р, который должен произноситься кончиком языка, ребенок может превратить в горловой – попытаться его произносить за счет вибрирования мягкого неба или маленького язычка);

  4. Смешения звуков. Звуки путаются между собой в речевом потоке.

Возрастные нормы становления звуков.

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание (см. слайд № 13)

Знание законов развития речи детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи (см. слайд № 14)

Неправильное произношение звука носит устойчивый характер, самостоятельно не исправляется, в связи, с чем требуется логопедическая помощь. Коррекция речевых нарушений является обязательной частью полноценного развития ребенка.

(см. слайд № 15) Знакомство с графиком работы учителя-логопеда.

(см. слайд № 16) Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей на стендах в приёмных групп, занятий в Дни открытых дверей. В будущем, родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь, а ненавязчиво и целенаправленно исправлять неправильное произношение. Обеспечить регулярное посещение ребёнком логопедических занятий. Особое внимание родители должны будут уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальной тетради. Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии: используя речевой материал дома, вы получаете возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, т.е. в повседневной жизни. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами!

Помнить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, вашей заинтересованности и участия в коррекционной работе.

P.S.: приучайте ребёнка к самостоятельному выполнению заданий в различных тетрадях развивающего характера в соответствии с возрастом. Прочитайте задание, узнайте у ребёнка, как он понял его выполнение. Постарайтесь добиться от ребёнка связного пояснения. Затем уйдите в сторону, обозначьте временной промежуток и пускай ребёнок выполняет. Если видите, что ребёнок не справляется, сократите объём задания, увеличьте время выполнения, но сделать его он должен сам.

Источники:

https://dar-uchitelya.ru/?p=27232

https://dzen.ru/a/YMiAx_7FelvqoGL2

https://studbooks.net/2040971/pedagogika/kinesteticheskoe_vospriyatie_neobhodimyy_faktor_razvitiya_rechi

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/26/zachem-rebenka-s-narusheniem-rechi-lechit-u