СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. Помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья должна быть направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности. Такой комплексный характер помощи ребенку с особыми образовательными потребностями возможен только при организации системы особо организованного индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»»

Роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»


Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. Помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья должна быть направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности. Такой комплексный характер помощи ребенку с особыми образовательными потребностями возможен только при организации системы особо организованного индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Основной формой взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, выступает школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), деятельность которого регламентируется нормативными документами федерального, регионального и школьного уровня.

Цель, задачи, структура, организация деятельности, порядок подготовки и проведения школьного ПМП консилиума определяются письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и другими нормативными документами, представленными на слайде.


СЛАЙД1

      1. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

      2. Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме

      3. Функциональные обязанности заместителя директора и специалистов

      4. Приказ директора школы на начало учебного года об утверждении состава ПМПк

      5. План работы школьного ПМПк на текущий учебный год


В компетенцию школьного ПМПк входят следующие вопросы, отраженные на слайде:

СЛАЙД2

• изучение и анализ ситуации развития и обучения ребенка;

• выявление причин отклонения в развитии, уровня развития познавательной деятельности, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи или структуры дефекта, личностных особенностей усвоения ребенком учебного материала;

• выявление потенциальных возможностей ребенка и необходимых медико-педагогических условий его оптимального развития;

• выбор адекватного для ребенка образовательного маршрута;

• разработка плана психолого-педагогического сопровождения ребенка;

• разработка моделей общей и индивидуальной коррекции недостатков развития;

• профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок;

• организация сбора информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению.

• организация психолого-медико-педагогического мониторинга с целью отслеживания состояния и результативности развития личности ребенка, его уровня достижений по компонентам содержания обучения и по классам обучения.


Остановимся более подробно на особенностях функционирования школьного ПМПк в системе индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями..

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития ГБОУ «СКШи» г. Новотроицка осуществляется через три уровня, представленные на данном слайде. Это базовый, адаптационный и специализированный уровни.


СЛАЙД3 Уровни индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся ГБОУ «СКШИ» г. Новотроицка




Каждый уровень интегрирует медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты сопровождения и реализуется поэтапно, что отражает следующий слайд:

      1. Диагностико-аналитический этап направлен на получение комплексной психолого-педагогической информации об объектах сопровождения.

      2. Поисково-репродуктивный этап связан с поиском, отбором и реализацией содержания и технологий психолого-педагогического содержания.

      3. Итогово-обобщающий этап определяет оптимальность и результаты психолого-педагогического сопровождения.

СЛАЙД4




Базовый уровень индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья реализует основное содержание и образовательные технологии специального образования и имеет профилактическую направленность. Объектом психолого-педагогического сопровождения на базовом уровне выступает весь контингент коррекционной школы, т.е. все учащиеся с момента поступления и до момента окончания школы. Данный уровень реализует представленный выше алгоритм психолого-педагогического сопровождения и имеет свои задачи и содержание.


СЛАЙД 5 алгоритм психолого-педагогического сопровождения учащихся на базовом уровне

На базовом уровне психолого-педагогического сопровождения школьный ПМПк практически не задействован, его функционирование связано с наблюдениями за детьми учителями-предметниками и классными руководителями в качестве ведущих специалистов индивидуального сопровождения. В частности учитель начальных классов, принимающий новый класс или нового ребенка, осуществляет анализ анамнестических данных и сбор информации о семье ребенка, его родственниках; изучает результаты вводной диагностики, составляет индивидуальные карты развития учащихся; наблюдает за учащимися в естественных условиях урочной и внеурочной деятельности. Школьные специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог-олигофренопедагог), используя специфические методы обследования, определяют уровень развития ребенка и предлагают актуальные для него методы коррекционно-развивающей работы.

Мониторинг результатов психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате на базовом уровне фиксируется следующим образом:

СЛАЙД 6 (карта развития ребенка – 2 шт)

Результаты систематизируются классными руководителями и учителями-предметниками отражаются в карте индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка и в индивидуальных картах развития обучающихся.


Адаптационный уровень психолого-педагогического сопровождения учащихся связан с переходными этапами в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и носит групповой характер. Объектами психолого-педагогического сопровождения и обсуждения на заседаниях школьного ПМПк на данном уровне выступают группы учащиеся 1, 5 и 10 классов и вновь прибывшие учащиеся.. Деятельность школьного ПМПк на данном уровне реализует те же этапы психолого-педагогического сопровождения и осуществляется по следующим направлениям, представленным на слайде.


СЛАЙД 7 направления психолого-педагогического сопровождения учащихся на адаптационном уровне

  1. Обеспечение адаптации учащихся к ситуации школьного обучения;

  2. Обеспечение адаптации к ситуации многопредметного обучения;

  3. Дифференцированное профессионально-трудовое обучение;

  4. Дифференцированное обучение по предметам;

  5. Углубленная трудовая подготовка учащихся.


Содержание психолого-педагогического сопровождения учащихся на адаптационном уровне определяется планами, алгоритмами и программами работы по каждому из перечисленных направлений, результативность которых обязательно отслеживается специалистами школьного ПМП консилиума.

Комплексное диагностическое обследование учащихся на адаптационном уровне проводится всеми членами школьного консилиума: педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинским работником, социальным педагогом, специалистами по коррекционно-развивающей работе и включает следующие параметры:

СЛАЙД 8

    • заболеваемость уч-ся (соматическая, хроническая),

    • готовность к школе,

    • медицинские противопоказания по профилям профессионально-трудового обучения,

    • интересы и склонности, предпочитаемые учебные предметы, усвоение трудных тем, уровень ЗУН по предметам и профессионально-трудовому обучению,

    • комфортность пребывания в дифференцированных группах, мотивация учения, социальный статус в классном коллективе,

Для реализации психолого-педагогического сопровождения на адаптационном уровне педагогами школы разрабатывается программно-методическое обеспечение общеобразовательных предметов и трудового обучения в 10 классе, дополнительных трудовых профилей, психологического сопровождения.

Качество психолого-педагогического сопровождения учащихся на адаптационном уровне отражается педагогами и специалистами ПМПк в картах адаптации учащихся, в картах осуществления дифференцированного обучения, в картах отслеживания характера осуществления преемственности. Результаты адаптационного уровня обязательно обсуждаются на заседаниях школьного консилиума и протоколируются.

Направления работы школьного ПМПк на адаптационном уровне выступают приоритетными вопросами общешкольного контроля, полученные в ходе психолого-педагогического сопровождения данные отражаются в листах контроля и аналитических справках администрации образовательного учреждения.

Координирующая роль школьного консилиума значительно повышается на специализированном уровне психолого-педагогического сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в основе которого лежит исключительно индивидуальная работа специалистов с учащимся. Остановимся на данном уровне более детально.

Специализированный уровень психолого-педагогического сопровождения предназначен для детей с выраженными трудностями в развитии и обучении. Объектами сопровождения на данном уровне выступают дети со значительными нарушениями здоровья, с трудностями в адаптации и учебе, с эмоционально-волевыми нарушениями, с выраженными дефектами развития.

Вопросами заседаний школьного консилиума выступают следующие направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сопровождение детей со сложной структурой дефекта, учащихся, имеющих индивидуальные планы реабилитации (ИПР).

В связи с особенностями каждой категории детей психолого-педагогическое сопровождение на данном уровне требует разработки индивидуального плана сопровождения учащихся и максимального участия каждого педагога и специалиста. Алгоритм деятельности ПМПк условно отражает схема на представленном слайде.


СЛАЙД 9 Алгоритм психолого-педагогического сопровождения учащихся на специализированном уровне


Рассмотрим более подробно этапы работы школьного ПМПк на специализированном уровне.

Представленный слайд отражает диагностико-аналитический этап специализированного уровня индивидуального психолого-педагогического сопровождения.


СЛАЙД 10


Психолого-педагогическое сопровождение на специализированном уровне начинается предварительным наблюдением за ребенком. В частности учитель или классный руководитель, курирующий ребенка с трудностями в обучении или развитии, осуществляет анализ анамнестических данных, собирает информацию о семье и ближайших родственниках, изучает результаты продуктивной деятельности, наблюдает за учащимся в естественных условиях урочной и внеурочной деятельности и готовит педагогическое представление на ребенка.


СЛАЙД 11 договор ОУ и родителей об индивидуальном сопровождении


Особо значимым и ответственным на данном этапе является заключение договора и проведение индивидуального собеседования с родителями ребенка, целью которого является эмоциональная подготовка родителей к адекватному восприятию особенностей и трудностей развития ребенка, формирование мотивации на совместную деятельность по преодолению этих трудностей. Договор между образовательным учреждением и родителями о психолого-медико-педагогическом обследовании представлен на данном слайде.


Далее каждым специалистом школьного ПМПк: педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинским работником, педагогом, проводится индивидуальное комплексное диагностическое обследование ребенка. Кроме того, при необходимости проводится углубленное обследование и всестороннее изучение личности учащихся узкими специалистами, в частности психиатром.

Каждый специалист, используя специфические методы обследования, определяет уровень развития проблемного ребенка и готовит рекомендации, отражающие оптимальные для данного ребенка методы коррекционно-развивающей работы. При этом конфиденциальная информация о ребенке хранится у самого специалиста, информация для общего пользования и рекомендации отражаются в представлениях специалистов и заслушиваются на консилиуме.

На следующем поисково-репродуктивном этапе специализированного уровня индивидуального психолого-педагогического сопровождения проводится заседание ПМПк и определяется содержание индивидуального сопровождения учащихся.


СЛАЙД 12





На заседании школьного ПМПк, подготовку и проведение которого организует его председатель, проходит коллегиальное обсуждение результатов индивидуального комплексного диагностического обследования ребенка и выстраивается индивидуальный план коррекционно-развивающих мероприятий.

До сведения родителей, доводится решение и рекомендации специалистов, при этом исключается любая информация, травмирующая родителей. Подпись родителей в выписке заседания свидетельствует о согласии на проведение предложенных консилиумом коррекционно-развивающих мероприятий.

СЛАЙД 13


На итогово-обобщающем этапе специализированного уровня индивидуального психолого-педагогического сопровождения оформляется дневник учащегося и проводится мониторинг качества индивидуального сопровождения.


На основе представлений специалистов об уровне актуального развития обследуемого ребенка, по решению школьного ПМПк оформляется карта психолого-педагогического сопровождения, который включает следующие разделы, рассмотренные нами выше и представленные на слайде:


СЛАЙД 14

  1. Сведения о развитии ребенка;

  2. Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании;

  3. Представления специалистов (медицинское, педагогическое, психологическое, логопедическое) (при предварительном обследовании ребенка);

  4. Коллегиальное заключение школьного ПМПк;

  5. Выписка из протокола заседания ПМПк с рекомендациями членов консилиума;

  6. План коррекционно-развивающих мероприятий с указанием специалистов и сроков;

  7. Карта динамических наблюдений;

Кроме того, дневник дополняется результатами продуктивной деятельности ребенка.


Так как заседания школьного ПМПк носят рекомендательный характер, решения ПМПк утверждаются педагогическими советами.

В связи с тем, что в реализацию психолого-педагогического сопровождения детей включается каждый специалист и практически все педагоги школы, администрация особое внимание уделяет мотивации и вооружению педагогического коллектива практическими технологиями качественного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Итоги мониторинга анализируются на заседаниях школьного консилиума и доводятся до сведения родителей.


На этом алгоритм психолого-педагогического сопровождения учащихся либо завершается, либо на основе запроса педагога, родителей или самого ребенка становится цикличным и переходит в режим поиска новых путей индивидуального сопровождения.


Важную роль в обеспечении эффективности деятельности школьного ПМПк играет тесное сотрудничество специалистов школьного консилиума со специалистами городского ПМПК. Представленный слайд наглядно демонстрирует взаимодействие школы-интерната с партнерскими организациями по вопросам индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся.


СЛАЙД 15


Таким образом, школьный ПМП консилиум выступает координатором деятельности всех специалистов ГБОУ «СКШи» г. Новотроицка и обеспечивает эффективное социальное взаимодействие с партнерскими организациями по осуществлению индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


«Роль школьного ПМПк в организации обучения детей с ОВЗ»

Что относится к решению школьного ПМПк? (отметить)

  • Определение программы обучения ребенка,

  • Определение детей, относящихся к «группе риска»,

  • Заключение об усвоении (не усвоении) программы,

  • Определение условий коррекционной работы.


7