СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль школьного музея в формировании нравственно-патриотического воспитания школьников»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Роль школьного музея в формировании нравственно-патриотического воспитания школьников»

Просмотр содержимого документа
««Роль школьного музея в формировании нравственно-патриотического воспитания школьников»»

Шугаев Евгений Алексеевич.

Учитель истории и обществознания, руководитель музея «Память»

МБОУ СОШ №16.

Руководитель РМО руководителей школьных музеев.

Тема выступления:

«Роль школьного музея в формировании нравственно-патриотического воспитания школьников»

Важное место на сегодняшний день в образовании занимает патриотическое воспитание. В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватной мировому уровню общей культуры, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Поэтому проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности. Решением проблемы будет забота о своем Отечестве, чувство гражданственности и патриотизма, любовь к России, родной земле, языку, своей истории и культуре являются духовно-нравственными основами «нашего сознания, определяют внутреннее единство российского общества. Главная задача на современном этапе – повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодого поколения через вовлечение детей и молодежи в деятельность патриотической направленности, сохранение и развитие традиций Отечества. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Для решения поставленных задач, в ОУ разработана общая образовательная программа, программа патриотического воспитания, в рамках социального партнерства привлечены организации образовательного характера: городской центр «Виктория», ДДТ «Октябрьский», библиотека им. Б. Богаткова, им. М.И. Пришвина, ГПНТБ, музей истории Октябрьского района, используется потенциал внутренней инфраструктуры школы. Важнейшими системно-образующими компонентами патриотического воспитания ОУ являются: традиции школы, наличие системы дополнительного образования(наличие военно-патриотического клуба «Фиорд», ХЭЦ «Мечта»), школьное самоуправление, социальное взаимодействие, библиотека( как центр нравственного воспитания), совместная деятельность школы с родителями учащихся, школьный музей «Память»(им. А.И. Хальзева).

И именно школьный музей формирует данное качество, он даёт нам уникальную возможность осуществлять связь времён с теми кто жил до нас, воспользоваться их опытом. Стержнем любого музея является история. Этом ожжет быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач нашего школьного музея. Школьный музей – сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно- краеведческая работа – своего рода «социальное сито», в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе актива школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричатсности к происходящим событиям.

Музей МБОУСОШ №16 создавался и пополнялся многими поколениями школьников. Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, поисковиков, посетителей, гостей. Школьный музей носит имя выпускника, героя Советского Союза Александра Ивановича Хальзева. Ежегодно музей предлагает широкий спектр и разнообразие форм традиционных внеурочных мероприятий для всех возрастных групп. Школьный музей не  является самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок, но он дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее, историко-краеведческим содержанием.

Разделы музея.

   1. Из истории школьной работы, музея (поисковая деятельность, факты, имена).

   2. Для одноклассников стала классом вся страна.

  • История школы

  • Учителя и ученики

   3. "Поклонимся Великим тем Годам..."

  • Они сражались за Родину.

  • Они погибли за Родину.

  • Они вернулись с Победой

  • Герой Советского Союза Хальзев Александр Иванович, его однополчане 63-го авиаполка ночных бомбардировщиков.

   4. Школа сегодня

  • Будни, праздники, традиции

  • "Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей".

Виды и формы воспитательных мероприятий:
  • Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса.

  • Встречи с людьми интересных профессий

  • Экскурсии в школьный музей и музеи города Новосибирска

  • Дни воинской славы

  • Уроки мужества: «Учителя и ученики во время ВОВ», «Курская дуга», «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва».

  • Цикл классных часов по теме «Я-гражданин и патриот», «Понятия и принципы государственного устройства(конституция РФ)», «Улицы вам расскажут», цикл «Наши земляки», «Ордена и награды нашей Родины», «Великие полководцы».

  • ВПИ «Победа»

  • Воинские сборы

  • День народного единства и толерантности

  • День космонавтики

  • Благотворительные акции «Открытка ветерану» «Ты не один»

  • Смотр конкурса строя и песни

  • Месячник патриотической работы

  • Декада «Весна Победы»

  • Фестиваль «Венок дружбы»

На базе музея создана группа экскурсоводов из 14 учащихся(учащиеся с 7-10класс). Курирует и организует работу музея учитель истории Шугаев

Е.А. Актив музея тесно сотрудничает с бывшими выпускникам, которые регулярно посещают свою школу и делятся с нынешними учениками воспоминаниями о школе, своем военном детстве и юности, о добросовестном труде на благо России. Совместно с руководителем учащиеся готовят сообщения, презентации, рефераты исторического содержания, отражающие не только основные факты истории России, но также события в области литературы, музыки, искусствоведения. В качестве лекторов учащиеся направляются в классы, где проводят беседы с использованием музейных материалов. Учащиеся получают опыт публичного выступления, расширяют кругозор, воспитывают в себе и других ответственность; такая деятельность способствует повышению самооценки, будущему профессиональному самоопределению, являясь прекрасным примером подражания для других учащихся. Традицией стало проведение в музее уроков мужества, уроков памяти, классных часов, встреч с ветеранами войны и труда, с интересными людьми, других массовых мероприятий. Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию - сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа. Примерный список реализуемых проектов через школьный музей «Память»: «Березовые кресты вместо железных», «Москва,-осень 1941», стихи К. Симонова, анализ «Осада крепости Осовец: атка мертвецов», «Живопись 20века», «Ад на Ельне», «Хиросима и Нагасаки» «Погребальный обряд низшего и высшего общества в древнем Египте», «Екатерина 2 в картинах», цикл «Мои земляки», «Неизвестный Новосибирск» и др.

Педагогические подходы в музейной деятельности можно классифицировать как две группы: связанные с целевой направленностью на развитие личности в процессе формирования нравственности (личностно-ориентированный) и связанные со структурносодержательным построением педагогических процессов и явлений (интегративный). Положения личностно-ориентированного подхода: формирование социальных свойств, качеств осуществляется не прямым воздействием на сознание, а через формирование личностных мотивов, смыслов, интересов, лежащих в основе жизненной (а вместе с ней и социальной) позиции.

Интегративный подход предполагает как осуществление междисциплинарных (межпредметных) связей, взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, так и преемственность различных ступеней образования, а также взаимодействие процессов освоения теории и практического применения через разнообразные виды деятельности школьного музея, в которые включаются не только учащиеся, но и педагоги, учителя-предметники, классные руководители и др.

Указанные выше педагогические подходы обеспечивают целостность, гармоничность и органичность педагогических процессов, касающихся проектирования деятельности школьного музея в процессе патриотического воспитания учащихся. Музей – школа знаний по интересам, школа, в которую идут с удовольствием. У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим. Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы не вправе предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.

Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий, музей стал центром идейно-нравственного воспитания школы.