СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль сказки в нравственно – духовном воспитании дошкольников» 2018-2019 уч гг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Роль сказки в нравственно – духовном воспитании дошкольников» 2018-2019 уч гг»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №221 «Росинка»

Фрунзенского района города Саратова









План по самообразованию воспитателя

Мамедовой Ирины Николаевны



Тема: «Роль сказки в нравственно – духовном воспитании дошкольников»











Начало изучения темы: 01.09.2018 г.

Окончание изучения темы: 30.05.2019 г.




2018 г.

Саратов

Тема: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно– нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу. 

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.


Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 6-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению.

С помощью сказки мы воспитываем у детей :

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.

  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.

  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

  • Обязательность — умение держать слово.

  • Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

  • Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

  • Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

  • умение слушать;

  • умение познавать;

  • умение сравнивать, сопоставлять;

  • умение мыслить словами;

  • связную речь;

  • интерес к учебе;

  • мышление;

  • внимание;

  • память;

  • воображение;

  • мимику лица и жесты;

  • эстетические чувства;

  • чувство юмора.

 Исходя из этого, поставила перед собой цель:

Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А. Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

  1. Побуждать у детей интерес к сказкам.

  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В. Сухомлинского, К Чуковского).

  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

  5. Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Виды сказок:

1. Дидактические (в форме учебного задания)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации ,ставят спектакли.

4. Психокоррекционные(для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать .(«Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлин -ский).

5. Художественные(авторские истории, мудрые древние сказки).

  • Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему);

  • Сказки о животных;

  • Бытовые сказки;

  • Волшебные сказки.

Для того,чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:

  • Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;

  • Придумывание разных слов (длинных, смешных);

  • Произношение слов.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчикавыразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.


Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приёмы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путём осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространённым приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий приём – беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных.

Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.


Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.


Образовательный процесс можно осуществлять:

  • В ходе непосредственно образовательной деятельности;

  • В режимных моментах;

  • В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

  • При организации самостоятельной детской деятельности.


Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап - теоретический:

  • определение темы ;

  • определение целей и задач;

  • составление плана.

II этап - подготовительный:

  • подбор народных сказок;

  • подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;

  • подбор материала, пособий;

  • составление перспективного плана мероприятий;

  • проведение предварительной работы с родителями;

  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

III этап - основной:

  • познакомить детей с произведениями В. А .Сухомлинского;

  • формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • развивать связную речь;

  • развивать интерес к сказкам ;

  • развивать творческие способности детей;

  • развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)

  • воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

  • воспитывать активность и самостоятельность;

  • создать развивающую среду по данной теме.



IV этап- заключительный:

  • Подведение итогов.

Формы и методы работы с родителями

  • Консультации

  • Родительские собрания

  • Конкурсы

  • Организация фото.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Проведение индивидуальных консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 Г.

Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»

Сентябрь

    1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

    2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.

    3. Дидактическая игра «Угадай сказку».

Октябрь.

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

4. Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок».

Ноябрь

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

-Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский.

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

2. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.

3. Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски,атрибуты.

Декабрь.

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

-Знакомство со сказками Г.Х. Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева».

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки: «Три медведя».

2. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки».

Февраль

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Методические приёмы:

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».

Март

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

2. Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

3.Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

Апрель

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

- Рассказывание детям р.н.с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.

2.Добавить материал в театральный уголок

3. Творческая мастерская: рисование иллюстраций к любимой сказке.

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

- Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был (а) волшебником (цей)».

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».



План саморазвития

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Поиск и выбор диагностик.

Совершенствовать уровень аналитических навыков.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение интерактивных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.



План работы с родителями

по теме: «Духовно – нравственное развитие детей посредством сказки»

на 2018– 2019 уч. год

Период

Содержание

Сентябрь

1.Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.

2.Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

1.Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

2.Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей».

Ноябрь

1.Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»

2.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Декабрь

1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2.Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях).

Январь

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Тема: «Личная библиотека вашего ребёнка»

Февраль

1.Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей».

2.Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы.

Март

Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»

Апрель

1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

2.Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Май

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Наши любимые сказки».


Изучение методической литературы в течение года


1.Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.


2.Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.


3.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».


4.М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.


5.З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.


6.Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.


7.Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.


8.В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.


9.О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.


10.Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».




Дидактическая игра «Угадай сказку»

Цель: закрепить знания названий сказок.

Задачи: воспитывать бережное отношение к книгам, развивать умение внимательно слушать и угадывать загадки, развивать мелкую моторику рук.

Для изготовления игры мне понадобились картинки по сказкам, тесьма, загадки о сказочных героях. Загадки я распечатала и приклеила с оборотной стороны картинок.

Ход игры: воспитатель раскладывает картинки на столе лицевой стороной вниз и ребятам предлагает собрать книгу из разбросанных листов на столе и перевязать тесьмой; воспитатель загадывает загадку, а дети угадывают и собирают картинки в книгу.

Пример загадок:


1. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.


2. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.


3. В этой сказке по порядку

Вся семья стоит на грядке:

Дед, конечно, впереди,

Ну, а мышка позади.


4. Эти три весёлых братца

Волка вовсе не боятся,

Бегали, его дразнили

И, конечно, разбудили.


5. Бьют часы двенадцать раз,

Девушка скрывается,

Только вот на этот раз,

Туфелька теряется.



















Конспект НОД

в старшей группе

комплексное занятие

«В гостях у сказок»

Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках.

Задачи:

  1. Учить детей узнавать сказку по сказочным героям,  по характерным признакам и действиям героев;

  2. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;

  3. Воспитывать интерес к народному творчеству;

  4. Приучать действовать совместно, согласованно;

  5. Воспитывать у детей дружелюбие, взаимоподдержку и сопереживание.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, какое у нас сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: Какие изменения в природе происходят весной?

Дети: Солнце светит ярче, становится теплее, тает снег.

Появляется снеговик.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто же пришел к нам в гости?

Дети: Это снеговик!

Воспитатель: Снеговик, снег на улице уже растаял, как ты здесь оказался?

Снеговик (плача): Я спрятался от солнца и поэтому не растаял. Помогите мне ребята, я очень не хочу таять!

Воспитатель: Ребята, давайте мы поможем нашему снеговику. Надо укрыть его от солнца и посадить на самолет, чтобы отправить нашего друга на север, где всегда холодно.

Воспитатель достает зонтик с дырочками и  передает его снеговику.

Воспитатель: Снеговик, держи волшебный зонт, который укроет тебя от теплого солнца.

Снеговик: Но ведь зонт весь в дырочках. Лучики солнца будут светить на меня и могу растаять, как же это исправить?

Воспитатель: Чтобы ты не растаял и в целости добрался до самолета, мы попросим помощи у наших друзей из сказок. Ведь только у них есть заплатки от нашего чудо-зонтика.

Воспитатель: Сейчас мы отправляемся в путешествие по сказкам.

Сидит лиса и плачет.

Дети: Что ты, лиса, плачешь?

Лиса: Я осталась без избушки.

Воспитатель: Дети, из какой сказки эта лиса?

Дети: «Заюшкина избушка»!

Воспитатель: Что произошло с избушкой лисы?

Дети: Она растаяла!

Воспитатель: Давайте поможем лисе. Построим дом по схеме.

Дети строят дом из модулей по схеме.

Лиса: Как же мне вас отблагодарить?

Дети: Нам нужна заплатка для зонтика.

Лиса достает из кармана заплатку, дети прикрепляют заплатку на дырочку в зонтике. Лиса прощается и уходит.

Сидит волк возле прорубя.

Дети: Что ты, волк, сидишь?

Волк: Ловлю на хвост рыбок да приговариваю «Ловись, рыбка, и малá, и великá!».

Воспитатель: Дети, из какой сказки волк?

Дети: «Лиса и волк»!

Воспитатель: Давайте покажем волку, как правильно ловить рыбку. Возьмите каждый по удочке и поймайте рыбку.

Дети берут удочки с магнитом и ловят рыбку.

Волк: Как же мне вас отблагодарить?

Дети: Нам нужна заплатка для зонтика.

Волк достает из кармана заплатку, отдает ее детям, благодарит их и прощается.

Стоит дед и тянет за трос (репка).

Дети: Дед, а что ты делаешь?

Дед: Репку не могу вытянуть.

Воспитатель: Дети, из какой сказки дедушка?

Дети: «Репка»!

Воспитатель: Давайте поможем деду вытащить репку. Постройтесь друг за другом и потяните репку.

Дети выстраиваются друг за другом и вытягивают репку.

Дед: Как же мне вас отблагодарить?

Дети: Нам нужна заплатка для зонтика.

Дед достает из кармана заплатку, отдает ее детям, благодарит их и прощается.

Появляется коза и что-то ищет.

Дети: Здравствуйте, коза. Что вы ищите?

Коза: Мои козлята растеряли мне бусы.

Воспитатель: Ребята, из какой сказки коза?

Дети: «Волк и семеро козлят»!

Воспитатель: Давайте поможем козе собрать бусы. Соберите на ниточку бусинки в правильной последовательности (красная, синяя, желтая).

Дети по очереди нанизывают бусинки в правильной последовательности на нить, которую держит коза.

Коза: Как же мне вас отблагодарить?

Дети: Нам нужна заплатка для зонтика.

Коза достает из кармана заплатку, отдает ее детям, благодарит их и прощается.

Появляется медведь с коробом на спине. Сидит на пеньке.

Дети слышат голос: «Не садись на пенек, не ешь пирожок»

Воспитатель: Дети, из какой сказки медведь?

Дети: «Маша и медведь»! Здравствуй медведь, нам нужна заплатка для зонта.

Медведь: Здравствуйте, отгадайте загадки и получите заплатку.

Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают…

Дети: Мед!

Медведь: Правильно!

Медведь достает из кармана заплатку, отдает ее детям, благодарит их и прощается.

Снеговик: Наконец-то мы смогли залатать наш зонтик. Теперь я смогу добраться до самолета. Ребята, я знаю что такое зима, теперь увидел весну, а что следует а весной?

Дети: Лето!

Снеговик: А что такое лето?

Ребенок рассказывает стихотворение о лете:

Лето, лето к нам пришло! 
Стало сухо и тепло.

По дорожке 
Прямиком 
Ходят ножки 
Босиком. 
Кружат пчёлы, 
Вьются птицы, 
Детвора вся 
Веселится.

Звучит музыка («Песенка о лете»). Дети поют песню.

Слова Ю. Энтина,
музыка Е. Крылатова

Вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля.
Ля-ля-ля ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля!

На зеленой солнечной опушке
Прыгают зеленые лягушки,
И танцуют бабочки-подружки,
Расцветает все кругом.

Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете,
Мы в лесу ежа, быть может, встретим,
Хорошо, что дождь прошел.

Ля-ля-ля ля-ля-ля,
Ля-ля-ля ля-ля-ля-ля.

Мы покрыты бронзовым загаром,
Ягоды в лесу горят пожаром.
Лето это жаркое недаром,
Лето — это хорошо!

Ля-ля-ля ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля.
Ля-ля-ля ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля!

Снеговик благодарит детей за помощь, прощается и уходит.































КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

 



«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений»

В.А. Сухомлинский

 

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала – с колыбельными, потом – с пестушками, затем – с прибаутками. Прибаутки по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, эмоционально, как бы чувствуя, что это другой мир. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
         Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.

В современном мире значение сказки в воспитании детей, к сожалению, отходит на задний план. У ребенка есть мультфильмы по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, фантазию, речь, ведь все действие представлено на экране, и ребенку не надо трудиться. Конечно, это легче, и, может быть, проще. Но если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.

 

"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".

 В. А. Сухомлинский