1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Чистописание. 2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Введение в новый раздел. Словарная работа. | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Вы на парты поглядите, Все в порядок приведите. Друг на друга посмотрите, Улыбнитесь и садитесь - Ребята! Начинаем урок русского языка - За окном зима, с неба падают снежинки. А к нам на урок прилетели необычные снежинки. (на доске снежинки -ок -ёк -ик ) - Прочитайте, что на них записано? - Что у них есть общего? (буква «к») - Что можете сказать об этой букве- Записываем слоги, обращаем внимание на соединения. Пропишите строку до конца. ок ик ёк ок ик ёк - Снегопад у нас продолжается. - Посмотрите на доску. Что это за слова? - Запишите слова в строчку, поставьте ударение, подчеркните опасное место. - Сверьтесь с записью на доске. - Кто записал все слова верно, нарисуйте на полях снежинку. У кого были ошибки – исправьте их. - А теперь посмотрите на первые буквы этих слов. Какое слово получится из первых букв в словах? (Состав) - Как вы понимаете слово «состав»? - Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений? - Ну а мы сегодня продолжаем о составе??? - Верно. - С какой частью слова уже познакомились - Что знаем о корне? -Что вы знаете о приставке? | Настрой на дальнейшую деятельность. Отвечают на вопросы учителя -Обозначает согласные звуки мягк. и тверд., парные, глухие и.т.д. - Словарные (сорока, овощи, собака, тетрадь, алфавит, воробей) ученики выполняют это задание в тетради. СОСТАВ числа: например, 6 это 3+3, 2+4, 1+5; в СОСТАВ воздуха входит кислород, которым мы дышим; Офицерский СОСТАВ: лейтенант, капитан, майор; Прицепленные друг к другу вагоны – тоже СОСТАВ) -Многозначные - О составе слова - С корнем и приставкой. - Корень – главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается - Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставки образуются новые слова. | Эмоционально-положительный настрой на урок (Л) Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают осознанно(П,К) |
3.Сообщение темы и цели урока. | Прочитайте слова, на какие группы можем их разделить? - Назовите эти группы. - Докажите, что они будут однокоренными? - Запишите слова в тетрадь по группам, выделите корень. - Посмотрите внимательно на слова, может быть кто-то знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? - Верно, это суффикс. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова суффиксом. - Составим план работы. Помогут нам в этом слова-помощники. Сегодня на уроке мы свами должны ответить на вопросы: Что… (такое суффикс) Где… (находится в слове) Как … (обозначать) Для чего … (нужен) Какие… (бывают суффиксы) | - На две группы однокоренных слов - сад , садик; часок, час, огонь , огонёк - имеют общую часть и общий смысл - суффикс | Анализируют, сравнивают, самостоятельно выделяют и формулируют тему урока (Л,П) прогнозируют предстоящую работу (Р) |
4. Работа над темой урока. Ознакомление с новым материалом. | Откройте учебник на стр.62 попробуйте образовать новые слова из данных частей слова. - Какой будет суффикс в этих словах? -Ребята, к нам спустилась снежинка с суффиксом ОНОК. Образуйте, пожалуйста, слова с этим суффиксом (мышь, волк, ёж) - Посмотрите внимательно на слова и скажите, какое значение имею эти слова? Запишите слова. Выделите корень и суффикс. Давайте посмотрим на наш план и ответим на вопросы. -Суффикс обозначается углом. -Итак, что такое суффикс? - Где находится суффикс в слове? -Для чего нужен нам суффикс? | - Тигрёнок, мамонтёнок, страусенок, котенок, слоненок - ёнок - Мышонок, волчонок, ежонок -Детеныши - Суффикс –это часть слова - Суффикс находится после корня -При помощи суффикса образуются новые слова. На стр.62 дети читают правило | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. (Р, П,К) Формулирование определения «суффикс» (П) |
5.Физминутка 6. Рефлексия 7. Итог урока. 8.Домашнее задание | Ребята, а какие слова я загадала? -Маленький дом можно назвать ………. Очень большой называют ………….. Старенький, неказистый дом…….. -Ребята, к нам снежинка прилетела. Образуйте слова при помощи суффикса ИЩ (нос, хвост, ус) -А вот и ещё одна снежинка с суффиксом ИК Давайте эти же слова образуем с суффиксом ИК - Какой вывод можно сделать? Запишите эти слова в тетрадь. Не забывайте выделять суффикс. - А к нам прилетела новая снежинка. –Что на ней написано? Попробуйте образовать новые слова от слов учить, спасать, строить. - Какой вывод можно сделать. Что образует суффикс тель? -Ребята, давайте отдохнем (зарядка для пальчиков) - Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите их. - А кто играет на пианино? Гитаре? Барабане? трубе? - Как вы думаете, при помощи чего образовались эти слова? -Ребята, посмотрите какое предложение составил Петя Колесников (это герой нашего учебника). В сказочном лесу у новогодней ёлки водили хоровод зайчище, медведик и серый волчок. - Прочитайте предложение. Оно вам понравилось? Подумайте, что бы вы хотели изменить? (Работа в парах) Посоветуйтесь друг с другом. А теперь запишите предложение так, как считаете правильным. - Прочитайте предложения, которые получились у вас. Ребята, на столе лежат конвертики, давайте поиграем в игру «Собери слово». Какие слова у вас получились? - Ребята, а сейчас обратимся к нашему плану. Какие же бывают суффиксы? - Итогом нашего урока будет следующее задание. У вас на столах лежат карточки. Попробуйте ответить на вопросы. Вам нужно выбрать правильный ответ. 1.Что такое суффикс? а) «Суффикс – это часть предложения» б)«Суффикс – это часть слова». в)«Суффикс – это слово». 2.Где в слове стоит суффикс? а)«Суффикс стоит в начале слова» б)«Суффикс стоит после корня» Зачем нужны суффиксы? а) «Суффиксы образуют новые слова» б)«Просто так». -Ребята на карточках у вас нарисованы снежинки. -У меня всё получилось! У меня почти всё получилось - Мне нужна помощь! - Стр. 64, упр.85 Сочинить сказку о суффиксах -ок-, -ик по желанию | - Домиком - Домище -Домишко -Носище, хвостище, усище -Носик, хвостик, усик - Суффикс -ИЩ и суффикс –ИК указывают на размер предмета - Тель - Учитель, спасатель, строитель - Образует названия профессий. - Музыкальные инструменты. - пианино, гитара, барабан, труба. -Пианист, гитарист, барабанщик, трубач. - При помощи суффиксов ИСТ, ЩИК, АЧ -Дети работают в парах. Образуют новые слова с другими суффиксами. - В сказочном лесу у новогодней ёлки водили хоровод зайчонок, медвежонок и серый волчонок. ИК, ИЩ, ОНОК, ЁНОК, ТЕЛЬ. ИСТ Что такое суффикс? а) «Суффикс – это часть предложения» б)«Суффикс – это часть слова». в)«Суффикс – это слово». 2.Где в слове стоит суффикс? а)«Суффикс стоит в начале слова» б)«Суффикс стоит после корня» Зачем нужны суффиксы? а) «Суффиксы образуют новые слова» б)«Просто так». | Приобретают умения в образовании новых слов (П) Развивают умение извлекать информацию, запоминать слова учителя (П) Сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л) Вырабатывают умение составлять слова с предложенными суффиксами (П) Анализируют предложение на основе прочитанного изменяют слова (П) Вырабатывают умение образовывать новые слова и выделять в них суффикс (П) |