СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль суффиксов в слове. Значение суффикса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по теме " Роль суффиксов в слове. Значение суффикса" был проведён во втором классе.На уроке дети познакомились с новой частью слова. чились находить суффиксы в словах, а также образовывать слова с предложенными суффиксами.

Просмотр содержимого документа
«"Роль суффиксов в слове. Значение суффикса".»

Технологическая карта урока по русскому языку


Класс: 2

Тема урока: Роль суффиксов в слове. Значение суффикса.

Учитель: Курикова О.Н.

1.Дидактическое обоснование:

Русский язык 2 класс, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Перспектива»

Дидактическая цель: развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:


Предметные: показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать умение определять значения суффиксов в словах; выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.


Метапредметные:

-коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; учить работать в паре.


-регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-познавательные: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы.


Личностные: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Технологическая карта урока


Этапы урока


Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

   











Чистописание.



2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Введение в новый раздел.




Словарная работа.




Прозвенел и смолк звонок, 

Начинается урок. 

Вы на парты поглядите, 

Все в порядок приведите. 

Друг на друга посмотрите,

Улыбнитесь и садитесь

- Ребята! Начинаем урок русского языка

- За окном зима, с неба падают снежинки. А к нам на урок прилетели необычные снежинки. (на доске снежинки -ок   -ёк  -ик  )
- Прочитайте, что на них записано? 
- Что у них есть общего? (буква «к»)
- Что можете сказать об этой букве- Записываем слоги, обращаем внимание на соединения. Пропишите строку до конца.
ок ик ёк ок ик ёк



- Снегопад у нас продолжается.

- Посмотрите на доску. Что это за слова?

- Запишите слова в строчку, поставьте ударение, подчеркните опасное место.
     - Сверьтесь с записью на доске.
- Кто записал все слова верно, нарисуйте на полях снежинку. У кого были ошибки – исправьте их.
- А теперь посмотрите на первые буквы этих слов. Какое слово получится из первых букв в словах? (Состав)
- Как вы понимаете слово «состав»?
 - Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений?

- Ну а мы сегодня продолжаем о составе???

- Верно.
- С какой частью слова уже познакомились

- Что знаем о корне?




-Что вы знаете о приставке?

Настрой на дальнейшую деятельность.   














Отвечают на вопросы учителя


-Обозначает согласные звуки мягк. и  тверд., парные, глухие и.т.д.




- Словарные

(сорока, овощи, собака, тетрадь, алфавит, воробей)



ученики выполняют это задание в тетради.


СОСТАВ числа: например, 6 это 3+3, 2+4, 1+5;

в    СОСТАВ воздуха входит кислород, которым мы дышим; Офицерский СОСТАВ: лейтенант, капитан, майор; Прицепленные друг к другу вагоны – тоже СОСТАВ)

-Многозначные


- О составе слова


- С корнем и приставкой.
- Корень – главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается

- Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставки образуются новые слова.


Эмоционально-положительный настрой на урок (Л)






























Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают осознанно(П,К)











3.Сообщение темы и цели урока.


Прочитайте слова, на какие группы можем их разделить?
- Назовите эти группы. - Докажите, что они будут однокоренными? - Запишите слова в тетрадь по группам, выделите корень.
- Посмотрите внимательно на слова, может быть кто-то знает, как называется часть слова, которая стоит после корня?

- Верно, это суффикс. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова суффиксом.

- Составим план работы. Помогут нам в этом слова-помощники. Сегодня на уроке мы свами должны ответить на вопросы:


Что… (такое суффикс)
Где… (находится в слове)
Как … (обозначать)
Для чего … (нужен)
Какие… (бывают суффиксы)



- На две группы однокоренных слов


- сад , садик; часок, час, огонь , огонёк
- имеют общую часть и общий смысл


- суффикс







Анализируют, сравнивают, самостоятельно выделяют и формулируют тему урока (Л,П)




прогнозируют предстоящую работу (Р)



  4. Работа над темой урока. Ознакомление с новым материалом.


Откройте учебник на стр.62 попробуйте образовать новые слова из данных частей слова.

- Какой будет суффикс в этих словах?

-Ребята, к нам спустилась снежинка с суффиксом ОНОК. Образуйте, пожалуйста, слова с этим суффиксом (мышь, волк, ёж)

- Посмотрите внимательно на слова и скажите, какое значение имею эти слова?

Запишите слова. Выделите корень и суффикс.

Давайте посмотрим на наш план и ответим на вопросы.

-Суффикс обозначается углом.

-Итак, что такое суффикс?

- Где находится суффикс в слове?

-Для чего нужен нам суффикс?



- Тигрёнок, мамонтёнок, страусенок, котенок, слоненок

- ёнок


- Мышонок, волчонок, ежонок


-Детеныши





- Суффикс –это часть слова

- Суффикс находится после корня

-При помощи суффикса образуются новые слова.

На стр.62 дети читают правило






Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. (Р, П,К)

Формулирование определения «суффикс» (П)






















5.Физминутка






























6. Рефлексия

7. Итог урока.















8.Домашнее задание

Ребята, а какие слова я загадала?

-Маленький дом можно назвать ……….

Очень большой называют …………..

Старенький, неказистый дом……..

-Ребята, к нам снежинка прилетела. Образуйте

слова при помощи суффикса ИЩ

(нос, хвост, ус)

-А вот и ещё одна снежинка с суффиксом ИК

Давайте эти же слова образуем с суффиксом ИК

- Какой вывод можно сделать?

Запишите эти слова в тетрадь. Не забывайте выделять суффикс.

- А к нам прилетела новая снежинка. –Что на ней написано? Попробуйте образовать новые слова от слов учить, спасать, строить.

- Какой вывод можно сделать. Что образует суффикс тель?

-Ребята, давайте отдохнем (зарядка для пальчиков)

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

Назовите их.

- А кто играет на пианино? Гитаре? Барабане? трубе?

- Как вы думаете, при помощи чего образовались эти слова?

-Ребята, посмотрите какое предложение составил Петя Колесников (это герой нашего учебника).

В сказочном лесу у новогодней ёлки водили хоровод зайчище, медведик и серый волчок.
 - Прочитайте предложение. Оно вам понравилось? Подумайте, что бы вы хотели изменить? (Работа в парах) Посоветуйтесь друг с другом. А теперь запишите предложение так, как считаете правильным.
  - Прочитайте предложения, которые получились у вас.

Ребята, на столе лежат конвертики, давайте поиграем в игру «Собери слово». Какие слова у вас получились?

- Ребята, а сейчас обратимся к нашему плану. Какие же бывают суффиксы?
- Итогом нашего урока будет следующее задание. У вас на столах лежат карточки. Попробуйте ответить на вопросы. Вам нужно выбрать правильный ответ.

1.Что такое суффикс?
а) «Суффикс – это часть предложения»
 б)«Суффикс – это часть слова».
в)«Суффикс – это слово».
2.Где в слове стоит суффикс?
а)«Суффикс стоит в начале слова»
б)«Суффикс стоит после корня»
Зачем нужны суффиксы?
а) «Суффиксы образуют новые слова»
 б)«Просто так».

-Ребята на карточках у вас нарисованы снежинки.

-У меня всё получилось!

У меня почти всё получилось

- Мне нужна помощь!

- Стр. 64, упр.85

Сочинить сказку о суффиксах -ок-, -ик по желанию







- Домиком

- Домище


-Домишко


-Носище, хвостище, усище


-Носик, хвостик, усик



- Суффикс -ИЩ и суффикс –ИК указывают на размер предмета




- Тель

- Учитель, спасатель, строитель

- Образует названия профессий.




- Музыкальные инструменты.

- пианино, гитара, барабан, труба.

-Пианист, гитарист, барабанщик, трубач.


- При помощи суффиксов ИСТ, ЩИК, АЧ




-Дети работают в парах.

Образуют новые слова с другими суффиксами.


- В сказочном лесу у новогодней ёлки водили хоровод зайчонок, медвежонок и серый волчонок.






ИК, ИЩ, ОНОК, ЁНОК, ТЕЛЬ. ИСТ


Что такое суффикс?
а) «Суффикс – это часть предложения»
 б)«Суффикс – это часть слова».
в)«Суффикс – это слово».
2.Где в слове стоит суффикс?
а)«Суффикс стоит в начале слова»
б)«Суффикс стоит после корня»
Зачем нужны суффиксы?
а) «Суффиксы образуют новые слова»
 б)«Просто так».





















Приобретают умения в образовании новых слов (П)



Развивают умение извлекать информацию, запоминать слова учителя (П)





Сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л)



Вырабатывают умение составлять слова с предложенными суффиксами (П)







Анализируют предложение на основе прочитанного изменяют слова (П)







Вырабатывают умение образовывать новые слова и выделять в них суффикс (П)









Самоанализ урока.


Урок был построен и проведен по УМК «Перспектива» авторыЛ.Ф. Климанова, ТВ. Бабушкина, который соответствует требованиям ФГОС.

Реальные возможности обучающихся средние.

Материал урока доступный логичный. Плотность урока выше среднего. Все этапы урока были взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и четко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого урока полностью соответствовала временным рамкам.

Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке

- информационно-коммуникативные технологии, которые направлены на улучшения качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;

технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;

игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;

здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимает уровень тревожности. На уроке у меня была четкая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, были использованы физминутки, работа в парах, когда слабый ученик чувствовал поддержку товарища. Соблюдались временные рамки ТСО, была учтена дозировка домашнего задания.

Урок проводился в условиях психологического микроклимата. Способствовал эмоциональному подъёму учащихся.

- учащиеся были помещены в те условия, при которых они вынуждены были проявлять ту или иную деятельность, направленную на получение нового знания;

В конце урока была проведена рефлексия, которая помогла мне понять степень усвоения обучающимися нового материала.

Цели урока я достигла.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!