Роль трудового обучения и воспитания в развитии детей.
Учебный процесс в школе выступает одним из важнейших звеньев содержания трудового воспитания. Его воспитательные возможности заключаются в реализации идейно – нравственной, практической, профориентационной направленности содержания учебных предметов, в соответствующей организации и методах обучения, повышающих трудовую активность школьников, формирующих творческое отношение к труду, развивающих познавательный интерес к предметам, обеспечивающих связь обучения с общественно полезным трудом.
В нашей школе трудовое обучение имеет три профиля: швейное, столярное и слесарное дело.
Начиная с младших классов на уроках ручного труда, учителя начального звена обучают детей элементарным трудовым навыкам, умениям работать простейшими ручными инструментами, обращают внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умение организовать свое рабочее место, бережное отношение к материалам и инструментам, что способствует развитию творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, усидчивости, стремление сделать работу как можно лучше, аккуратно и своевременно.
С 4го класса, учащиеся начинают заниматься в трудовых мастерских, где начинают осваивать изготовление более сложных изделий. На уроках изучают материал по разделам программы, знакомятся с разными тканями и их свойствами, инструментами, приспособлениями, бытовой и производственной техникой, технологией изготовления различных изделий. Особое внимание уделяется формированию у школьников практических умений и навыков. В ходе занятий они овладевают приемами выполнения новых изделий, усваивают технологический процесс шитья одежды, учатся выполнять столярные работы, т.е. учащиеся получают знания, практические трудовые умения и навыки, которые затем находят свое применение.
Процесс трудового обучения неразрывно связан с нравственным воспитанием школьников, привитием им трудолюбия, уважения к труду, общей культуры труда. Школьники получают представление о разных предприятиях, знакомятся с рядом профессий.
В трудовой деятельности учащиеся испытывают различные нравственные переживания: радость за успехи друзей, одноклассников; восхищение трудовыми достижениями, чувство презрения к лодырям.
В труде быстрее и прочнее формируются моральные нормы поведения, усваиваются понятия о долге и чести, требовательности друг к другу.
Воспитательный эффект на уроках трудового обучения достигается при взаимодействии различных методических средств творчески используемых учителем. Таким образом, ученики подводятся к выводу, о необходимости, уже на школьной скамье учиться и трудиться более активно, творчески, эффективно.
Так на уроках швейного дела , при расчете количества ткани на то или иное изделие, добиваемся чтобы учащиеся осознано подходили к расчетам. На основе примеров показываем, что будет, если расчет материала сделать не точно. Это служит воспитанию вдумчивого, творческого отношения к делу, чувство бережливости. Особое значение в деле воспитания ответственного отношения к труду имеет выполнение заданий на планирование предстоящей работы, требуем объяснения каждой части плана во взаимосвязи и последовательности его осуществления.
Раскрой ткани – очень сложная и важная операция. Беседа о вариантах раскладки выкройки, экономном использовании ткани содействует осознанию учащимися важности данной операции, развитию у них навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Эффективным в воспитании осмысленного отношения к труду при выполнении каждой операции оказывается объяснение учащимся ее места и назначения в общем технологическом процессе по изготовлению изделий, а также показ учителем правильных рабочих приемов. В результате школьники понимают необходимость точного и аккуратного выполнения задания. Весь ход выполняемых операций, до получения готовых изделий мы контролируем, обсуждаем с учащимися, делаем коллективные выводы, что убеждает школьников в необходимости качественно выполнять задания.
На занятиях по темам «Элементы материаловедения» , «Конструирование и моделирование одежды», раздела «Работа с тканью» формирует у учащихся чувство красоты, так например рассказывая о рабочей одежде, и в частности о фартуке можно отметить, как при помощи различных вариантов отделки, изменение конструкции фартука можно не только создать строгий рабочий вид, но и украсить его, а тем самым создать у себя хорошее настроение, вызвать желание трудиться в такой рабочей одежде.
Результаты нашей работы вы можете видеть на ежегодных выставках праздника труда.
Каждый год на базе нашей школы проходит областной конкурс «Лучший по профессии», где наши дети не однократно занимали призовые места. Эти конкурсы развивают у детей чувство ответственности, гордости за свою школу за себя и за своих учителей ,которые немало отдают своих сил знаний и опыта детям.
Мой опыт показывает, что в успешном решении вопросов трудового воспитания большую роль играет тесная связь школы с родителями.
Ребенок не подготовленный к труду в семье, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, из за недостатка волевых качеств.
Первые трудовые навыки ребенок должен получить в семье, в раннем детстве.
Основная задача семьи в трудовом воспитании малыша – так организовать уклад жизни семьи, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие.
Только совместными усилиями семьи и школы мы можем воспитать гармонически развитую личность.