СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль целевых прогулок в дошкольном образовательном учреждении. Консультация для воспитателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей

Просмотр содержимого документа
«Роль целевых прогулок в дошкольном образовательном учреждении. Консультация для воспитателей»

Роль целевых прогулок в ДОУ

Консультация для воспитателей.

Составила: Т.М.Шайдурова


Целевые прогулки организуют два раза в месяц. Как правило, они проводятся за пределами дошкольного учреждения. Смена обстановки, новые впечатления, которые не получишь на территории детского сада, свобода движения – всё это стимулирует активность детей, позволяет им более глубоко осмыслить явления и события окружающего мира.

Само название «целевая» прогулка говорит за себя – педагог ставит цель и выполняет её на прогулке. Нельзя путать целевую прогулку с экскурсией. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны и на них решается не большой объём задач.

Целевые прогулки непосредственно связаны с предварительными занятиями, циклом наблюдений, беседой.

Структура целевой прогулки такова:

1 подход к объекту наблюдения;

2 наблюдение;

3 дидактическое задание;

4 возвращение на территорию детского сада;

5 свободные игры на своём участке.

Планируя целевую прогулку необходимо хорошо узнать место, где будут останавливаться дети. Следует всё предусмотреть в пути, чтобы ничто не угрожало жизни детей. Для этого прогулку необходимо проводить в паре с младшим или старшим воспитателем. Дети младшего и среднего возраста могут идти в течение 20 минут на расстояние до 200 – 300 м, дети старшего возраста - до 500 м. Объекты наблюдения выбираются в соответствии с требованиями программы по разным возрастным группам. Начинать проведение целевых прогулок следует со 2 – ой младшей группы.

В конце каждой целевой прогулки воспитатель придумывает разнообраз-

ные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает обследовать предметы. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, совершенствуются разнообразные движения, пространственная ориентировка, интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас.

Заканчивается целевая прогулка свободными играми на своём участке.

Полученные впечатления можно предложить детям отразить в рисунках, в лепке, аппликации и т.д.

Планирование целевых прогулок с целью экологического воспитания, следует по сезонам, так как каждому времени года соответствуют свои особенности.

Во 2 –ой младшей группе – в начале зимы, после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать как много вокруг снега, который лежит на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов. Следует обратить внимание ребят на то, как
скрипит снег, какой он мягкий, пушистый (предложить сдуть с ветки, кустика, варежки ).

На следующих прогулках можно знакомить детей со свойствами снега: лёгкий, холодный, белый, из него можно лепить, на нём можно оставить следы, отпечаток, какого – нибудь предмета (силуэт зайчика, ёлочки, домика и т.д.)

В средней группе.

Осенью можно провести ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. В силу конкретности мышления дети 5 – ого года жизни часто думают, что наблюдаемые явления характерны только для их участка. Поэтому полезно посмотреть, что происходит за его пределами (за соседним домом, в парке, по другую сторону улицы, у водоёма и т.д.)

Зимой, в тихую погоду хорошо провести целевую прогулку в сквер, парк

полюбоваться зимним пейзажем.

Можно показать детям почки, плотно сомкнувшие свои чешуйки,

объяснить, что весной из них появятся листья.

В летний период, целевые прогулки на луг позволяют познакомить детей с луговыми растениями насекомыми, их жизнью летом, полюбоваться красотой и просторами луга.

В старшей группе, зимой особенно интересны наблюдения за поведением птиц, их образом жизни. Можно отметить общее и различное в поведении разных птиц у кормушки, учить отличать их по следам, голосам, способу продвижения по земле.

Весной, интересны наблюдения за поведением взрослых птиц в период выращивания птенцов. Можно показать детям скворечник и скворцов. Очень интересным будет наблюдение за пробуждением насекомых, которые первыми проснулись, понаблюдать, как греются на солнышке пе0рвые бабочки, научить различать несколько видов бабочек.

Летом, хорошо организовать целевую прогулку на поляну, луг – учить детей узнавать и различать луговые травы (клевер, герань, мышиный горошек), рассказать об условиях жизни растений на лугу – много света, солнечно, почти нет деревьев затемняющих травяных растений. Дети узнают, что на лугу растут только светолюбивые травы. Можно организовать наблюдение за насекомыми - кузнечиком, бабочкой, божьей коровкой, стрекозой.

В подготовительной группе осенью на прогулке можно провести с детьми наблюдение за расцвечиванием листьев растений – ярким явлением осени.

В зимнее время можно рассматривать с детьми следы на снегу, усложнив задание - узнавать следы человека: взрослого и ребёнка, узнавать следы птиц домашних животных (кошек, собак), следы от санок, лыж, машин – автомобиля, трактора; установить давно ли они оставлены.

Весной можно организовать целевую прогулку на берег реки, где можно

наблюдать ледоход (рассмотреть с детьми реку, отметить узкие полоски воды

у берегов (закраины), трещины во льду, движение льдин по течению.

Повторную прогулку можно провести в период половодья.

Правильно спланированное чередование познавательных, физкультурных, природоохранных мероприятий не только укрепляют здоровье детей, но и развивают их интеллект, выносливость, нравственные качества.

Для расширения, углубления, обобщения представлений дошкольников о знакомом объекте или явлении проводятся повторные целевые прогулки. Они раскрывают перед детьми изменения, новые качества и свойства в знакомом им природном объекте. Такие целевые прогулки организуются в разное время года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, целевые прогулки в лес, парк, поле, на водоём.

По усмотрению воспитателя цикл повторных целевых прогулок проводится на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Важно определить срок проведения целевой прогулки, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

В городских детских садах, где природное окружение не столь разнообразно, как в сельской местности, планируются повторные целевые прогулки на один и тот же объект ещё чаще.

В каждом детском саду следует определить природные и сельскохозяйственные объекты, ознакомление с которыми целесообразно проводить с детьми той или иной возрастной группы. Важно наметить примерный объём знаний, которые должны усвоить дети. Исходя их этих условий, определяется перечень целевых прогулок, устанавливаются их последовательность и приблизительные сроки проведения.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те целевые прогулки в природу, которые правильно подготовлены и

организованы.

Учитывая нестойкость детских эмоциональность переживаний, воспитатель создаёт условия для оживления и закрепления впечатлений от целевой прогулки. С этой целью непосредственно после её проведения, используя разнообразные методы и приёмы, он стимулирует у детей желание вспомнить, что они видели, что им особенно понравилось. Этому помогает совместный разбор собранного природного материала; дети охотно рассказывают о своих находках, открытиях, об испытанных при этом чувствах.

Оживлению и углублению полученных впечатлений способствует также применение воспитателем художественных средств. Так при рассматривании репродукций, иллюстраций к книгам о природе дети обмениваются впечатлениями об увиденном во время прогулки.

Художественные образы выступают не только как источник уточнения, углубления, знаний, полученных детьми на целевых прогулках: они являются важным фактором эмоционального воздействия, средством, усиливающим впечатление о родной природе.

Одним из важнейших средств усвоения и углублений, полученных на целевой прогулке, являются длительные систематические наблюдения на участке, в уголке природы. Так, интерес к жизни зимующих птиц возникает у детей на осенних целевых прогулках в лес, в парк, на поле. Этот интерес укрепляется благодаря наблюдениям за птицами у кормушки. Старшие дошкольники вносят в наблюдения за зимующими птицами на участке детского сада элементы экспериментирования: добавляют к обычному корму сухие ягоды рябины, семечки арбуза, дыни и убеждаются, что этот корм привлёк к кормушке новых посетителей. Включение экспериментирования повышает интерес детей к природе. Они наглядно убеждаются в том, что знания помогают воздействовать на природу.

После целевой прогулки (например, на сельскохозяйственные объекты, где осуществляется знакомство с различными видами труда, машинами) необходимо создать условия для отражения полученных впечатлений в сюжетно – ролевых играх. Воспитатель помогает детям определить содержание игры, распределить роли, подобрать и смастерить соответствующее оборудование.

Широко используются также дидактические игры. В средней группе проводятся игры с предметами и игрушками, словесные, а также настольно – печатные игры типа лото, домино.

В старших группах игры с природоведческим содержанием усложняются. В них решаются разнообразные дидактические задачи: различать предметы по признакам, группировать, обобщать, классифицировать; описывать предмет и явление и находить по описанию; устанавливать последовательность стадий развития растений. Во всех группах детского сада следует чаще организовывать дидактические игры с природным материалом, собранным на экскурсиях (шишками, листьями, семенами).

Особое место занимает самостоятельная работа детей с элементами творчества. Это прежде всего рисование и аппликация. Из детских рисунков можно сделать книжки – ширмочки: «Птицы нашего края», «Кто живёт в реке» и др. Старшие дошкольники могут участвовать в изготовлении гербариев из осенних листьев, сорных трав, коллекций из шишек, семян деревьев, камней, которые потом следует использовать на занятиях.

Дети с помощью воспитателя готовят из природного материала игрушки. Много творчества проявляют они, используя в качестве поделочного материала шишки, мох, сухие ветки, солому. Такая деятельность способствует эстетическому развитию детей, помогает глубже познать свойства природного материала.

В массовой практике для уточнения и обобщения знаний усвоенных детьми, широко используются итоговые беседы, которые обычно проводятся через несколько дней после целевой прогулки. Их целесообразно проводить по результатам нескольких прогулок и занятий природоведческого

содержания объединённой общей темой.

Таким образом, целевые прогулки пополняют экологические знания детей, учат бережно относиться к природе, формируют определённые нравственные и эстетические качества, развивают наблюдательность мышление и речь.