СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль учителя-логопеда в формировании речевой активности школьников как одного из компонентов функциональной грамотности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать имеющиеся знания в конкретных жизненных ситуациях, решать разнообразные жизненные задачи, адаптироваться к изменяющимся условиям. Для детей школьного возраста примером может быть  сформированность предпосылок к успешной учебной деятельности.

Уже на уровне младшего школьного ведется работа по формированию:

–финансовой и математической грамотности;

–речевой активности;

–естественно-научных представлений и основ экологической грамотности;

–социально-коммуникативной грамотности.

Я остановлюсь подробнее на читательской грамотности, под которой понимается:

–способность человека понимать и использовать письменные тексты;

–размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;

–участвовать в социальной жизни.

Просмотр содержимого документа
««Роль учителя-логопеда в формировании речевой активности школьников как одного из компонентов функциональной грамотности».»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 18 Г. ТОМСКА

Россия, 634012, г. Томск, ул. Киевская, 111, тел./факс: 55-73-30















Статья «Способы формирования финансовой грамотности обучающихся»


«Роль учителя-логопеда в формировании речевой активности школьников как одного из компонентов функциональной грамотности».





Составила:

Учитель-логопед

Ильина Елена Николаевна











Томск 2025 г.



О преемственности начального общего образования говорилось неоднократно как со стороны учителей и специалистов общего образования, так и со стороны родителей. Учителя излагают свои предпочтения, что они хотели бы видеть в школьниках, родители желают, чтобы дети были успешными учениками, выдвигают к ним необоснованно завышенные требования и нагружают дополнительной информацией. Не всегда эти действия приводят к положительному результату.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и последовавший за ним мониторинг системы образования, в части оценки качества образования, с учетом сформированности функциональной грамотности, дал повод задуматься, все ли делается для того, чтобы ребенок был максимально успешен в различных сферах деятельности, в социальных отношениях, в общении со сверстниками и взрослыми.

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать имеющиеся знания в конкретных жизненных ситуациях, решать разнообразные жизненные задачи, адаптироваться к изменяющимся условиям. Для детей школьного возраста примером может быть сформированность предпосылок к успешной учебной деятельности.

Уже на уровне младшего школьного ведется работа по формированию:

–финансовой и математической грамотности;

–речевой активности;

–естественно-научных представлений и основ экологической грамотности;

–социально-коммуникативной грамотности.

Я остановлюсь подробнее на читательской грамотности, под которой понимается:

–способность человека понимать и использовать письменные тексты;

–размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;

–участвовать в социальной жизни.

Одним из документов, регламентирующих работу образовательных организаций, с 2015 года является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нем прописаны целевые ориентиры, один из которых формулируется так: «…ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Для младших школьников прототипом письменной речи является импрессивная и экспрессивная устная речь, способность воспринимать и понимать устную речь и умение правильно излагать свои мысли. Именно на этой основе в дальнейшем происходит развитие письменной речи. Формируя у детей знания, умения и навыки в области речи, учитель-логопед должен не только формировать средства речевой деятельности, но и функции речи, т.е. применение этих умений в реальной жизненной ситуации, с разными людьми: в семье, со сверстниками, с незнакомыми людьми.

Пример из опыта работы. Выучив и отработав стихотворные тексты, потешки на занятиях, дети имеют возможность продемонстрировать свои знания в реальной социальной ситуации.

А вот отработав лексический материал , проговорив различные диалоги, посетив экскурсии, ребенок погружается в реальные условия, где может в игровой форме перебороть свои страхи, неуверенность или проиграть ситуацию, которую в жизни ему еще не приходилось осуществить.



Учитель-логопед на занятиях по развитию речи по любой из лексических тем может не только включать задания коррекционно-развивающей направленности, но и добавлять общеразвивающие, которые будут способствовать формированию функциональной грамотности, когда ребенок сначала, в условиях искусственно созданной социальной ситуации сможет применить полученные знания. А при сформированном навыке сможет без контроля логопеда использовать их в жизни.

Приведу пример, как может быть построено логопедическое занятие в начальной школе для детей с ТНР по теме: «Слова – предметы, действия, признаки». Общеразвивающие задачи в плане выделены жирным шрифтом.



Ход занятия

Коррекционно-развивающие задачи

Общеразвивающие задачи

Организационный момент

«Подбери слово к схеме Ученики входят в кабинет, логопед показывает (раздает) схемы слов (квадрат, человечек треугольник, стрелочка), дети подбирают слова к схеме слова и проходят за столы.

–Поднимите руку те, кто называл предметы (кто назвал живые предметы, неживые предметы).

–Поднимите руку те, кто называл действия предметов.

–Поднимите руку те, кто называл признаки предметов.

Закрепить понятия о словах-предметах, словах-действиях и словах-признаках.


Упражнение

«Что может делать?»

На столах у учеников разные предметы (картинки).

–Что у вас на столе? (называют предмет)

–Что может делать …?

Дети должны подобрать действие, которое может выполнять этот предмет.

(Мяч, машинка, кукла, ножницы, сорока, собака и др.)

Формировать умение подбирать слова-действия к предметам.



Учить отвечать точно на поставленный вопрос

Упражнение

*«Какой, какая, какое, какие»

Ученики садятся в круг. У каждого набор картинок одного и того же предмета, разного по размеру, цвету, материалу (мяч, ведерко, лопатка, пирамидка, кольцо, кубик и др.)

Логопед просит: Дай мне мяч (и отказывается от мяча, подводит к тому, чтобы ученик задал вопрос «какой?» и т.д.).

Формировать умение задавать вопрос к словам-признакам.



Учить взаимодействовать со взрослыми, правильно реагировать на отказ и правильно строить речевое высказывание в ситуации общения.

Физминутка

«Слушай, выполняй!»

Логопед называет разные слова, когда дети слышат названия предметов – останавливаются, как «солдатики»; действие – бег на месте (или прыжки), признаки предметов – вращательные движения руками.

 

Упражнение

«Сосчитай слова»

Ученики слушают логопеда и выкладывают на столе столько полосок, сколько услышат слов.

(Машина. Едет машина. Едет большая машина.

Ряд: Петух, корзина, бежит, красивый, темный)

Разбирается каждое предложение.

– Сколько слов я произнесла? Какое первое слово? Второе? И т.д.

Развивать внимание, память.

Воспитывать навыки организационного поведения, умение слушать говорящего.

Упражнение

«Вопрос – ответ»

Ученики разбиваются на пары. У каждого картинки с изображением действия какого-либо предмета.

Каждый ученик должен спросить: Что? (Кто?) нарисован на картинке, про действие предмета и его признак на картинке товарища.

Закрепить умение правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы, грамматически правильно оформлять самостоятельную речь.

Формировать элементы диалоговой речи в общении со сверстниками.

Итог занятия

–Что нас окружает? (предметы)

–Что мы говорим, когда называем предметы? (слова)

–Что совершает каждый предмет? (действие)

–Как мы спрашиваем про действия?

–Чем каждый предмет отличается от другого? (признаками)

–Как мы спрашиваем про признаки?

Стихотворение

Послушайте стихотворение и запомните слова – предметы, действия, признаки.

Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке,

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня «прокати, капитан!»




Обратимся к тексту ФГОС НОО. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является «…овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».

Чтение – это восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). «Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением – слушанием» (О.В. Чиндилова).

В работе со школьниками в данной области основной акцент делается на знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Когда педагог работает с художественным произведением, у него должна быть иллюстрированная печатная книга или подобранные иллюстрации в виде слайдов.

Очень важно в беседе по прочитанному тексту научить детей эмоционально откликаться на содержание произведения, высказывать свое мнение, вспомнить ситуации реальной жизни, которые напоминают прочитанное произведение. Особое внимание уделяется содержанию произведения, умению ответить на вопрос по тексту, найти соответствующую иллюстрацию к тексту, высказать свое отношение к героям, а возможно, и построить диалог с ними или придумать продолжение истории. Такое погружение в художественное произведение вызывает неподдельный интерес ребенка, позволяет запомнить сюжет и развивает речь. Как итог знакомства с произведением, можно устроить спектакль или театрализованные этюды и организовать их просмотр для детей младшего возраста, сверстников или родителей. Таким образом, дети в социальной ситуации «актера» могут отработать речевую функцию.

Критериями оценивания читательской грамотности младших школьников могут быть:

–отношение к книге;

–умение пересказывать произведение описательного характера (понимание сюжета литературного произведения, структурирование текста, лексика, грамматика, плавность речи);

–наличие представлений о различных литературных жанрах.

Для развития читательской грамотности школьников учитель-логопед может изучать сборники эталонных заданий и адаптировать их с учетом уровня образования и возраста. Целевые ориентиры ФГОС НОО выступают основаниями преемственности начального общего образования, предполагают формирование предпосылок к учебной деятельности. Работа учителя-логопеда коррекционной или общеразвивающей направленности вносит значимый вклад в развитие функциональной грамотности школьников.

Список литературы:


1.Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.


2.Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 162-172.


3. Царегородцева, Е. А. 3.Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников / Е. А. Царегородцева // Детство, открытое миру : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 95-98.


4.Варавина, О. С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства // Педагогический поиск. - 2020. - № 3. - С. 13-16. 4.


5.Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции.- 2020. - № 1 (40). - С. 123-126.