СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя музыки в создании ситуации успеха на уроке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Главный смысл деятельности учителя музыки я вижу в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе.

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя музыки в создании ситуации успеха на уроке»

Сообщение на тему:


«Роль учителя музыки в создании ситуации успеха на уроке».



Подготовила учитель музыки 1 категории Гришко Т.П.





























Роль учителя музыки в создании ситуации успеха на уроке.


Как известно все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.

А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.

Главный смысл деятельности учителя музыки я вижу в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В основе ожидания успеха у школьника – стремление заслужить одобрение старших: учительницы, родителей. Как создать «ситуацию успеха»? Непоследнюю роль в создании ситуации успеха на уроке музыки играет похвала (эмоциональное поглаживание). «Молодец», «умница», «ребятки, я горжусь вами!» – это что? Только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку?

Вот как я использую ситуацию успеха на своих уроках. Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы. Для этого необходимы: - проявление интереса, непосредственного отношения к музыке; -увлеченность и рост музыкальных способностей (что немаловажно, потому что не каждый ученик обладает певческим голосом, музыкальным слухом) ;- острота слуховой наблюдательности; - интерес к импровизации, сочинению; - осознанное отношение к качеству музыки и ее исполнителю; - интерес к другим видам искусства.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения из объекта воздействия превращается в субъект. Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, что играет большую роль в создании ситуации успеха на уроке. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (музыкальный центр, синтезатор, компьютер, интерактивная доска,) позволяет добиваться хороших результатов. Это демонстрация презентаций к изучаемым темам («Музыка «серьезная» и «легкая»», «В чем сила музыки Моцарта?», «Сказка в операх Н.А. Римского-Корсакова», «Музыкальная драматургия увертюры «Эгмонт»», «Сюжеты и образы духовной музыки», «Синтез литературы и музыки»), использование CD, DVD дисков с записями классической, народной, церковной, современной музыки.

Использование ИКТ также одно из средств создания ситуации успеха на уроке музыки и является новыми формами, средствами воспитания и воздействия на ребенка. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования. Огромную помощь в работе мне оказывают компьютерные программы «Энциклопедия классической музыки» («Кирилл и Мефодий»), «Энциклопедия театра» («Эконика»), сборники композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalia», «Cakewalk», «Band-in-Box», «Finalo», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс», «Караоке».

Учитель должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного ученика, заинтересовывать его, пробуждать в нем неповторимую личность. В своей работе я использую технологии коммуникаттивно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются: - оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие; - опора на познавательный интерес каждого ребенка; - создание позитивной психологической атмосферы; - саморазвитие личности.

С целью создания ситуации успеха значительное место на уроках уделяю применению здоровьесберегающих технологий. Это – ритмотерапия (танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление), арттерапия (цвет и звук, изобразительное искусство и музыка всегда были рядом), эстетотерапия (лечение красотой и идеалами) музыкального искусства для достижения комфортности душевного состояния учащихся, снятия эмоциональных стрессов (не секрет, что ученики идут на урок музыки немного отдохнуть от других уроков, попеть, послушать хорошую классическую музыку). Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.






Как создать ситуацию успеха



Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.


С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.


В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учительницы, родителей. Как создать «ситуацию успеха»? Приёмов много. Вот, на мой взгляд, несколько наиболее интересных, нестандартных, построенных на психологических поисках путей к ребёнку.


1. Эмоциональные поглаживания.


«Молодец», «умница», «ребятки, я горжусь вами!» – это что? Только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Не каждый учитель в состоянии применить этот приём. Характер не тот, темперамент, эмоциональная выразительность не вполне соответствует. Но стремиться к этому, искать свои пути эмоционального контакта с детьми может и должен каждый педагог.


2. Анонсирование.


Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот приём можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребёнок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию, которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах, т.к. устраняется синдром «внезапного нападения».


3. «Даю шанс».


О каком шансе идёт речь, что имеется в виду? Ни о чём другом, как о заранее подготовленной педагогами ситуации, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, но скрытой до сих пор способности.


4. «Заражение».


Есть такой психологический феномен. Когда один из подростков начинает употреблять какое-то новое жаргонное слово, за ним невольно начинают повторять и другие – это тоже заражение. Примеров можно привести много, причём обычно имеются в виду случаи не очень хорошего, не очень полезного заражения. В педагогике «заражение» может быть очень эффективным и полезным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости. Педагогическое заражение построено на точном расчёте, в котором главное – выбор гносионосителя (гносио – познание), т.е. мощного источника интеллектуального заражения. Кто он? Увлечённый школьник, умеющий отдаваться своему делу без каких-либо крайностей, без нежелательных акцентуаций. Это может быть ученик любого возраста.Выбирать хорошо, если есть из кого. А если такой яркой индивидуальности в классе нет? Часто приходится слышать: «В классе опереться не на кого». В формуле «Все дети талантливы» есть солидная доля истины. Но она относиться не к каждому ребёнку в отдельности, а к детскому сообществу в целом. В каждом классе не могут не быть потенциальные генераторы интеллектуальной энергии. Важно их распознать, выделить и поддержать. Здесь «львиная» доля успеха зависит от зоркости учителя. Заметить способности, развернуть их, сделать достоянием других, «заразить» стремлением к самостоятельному творчеству – этого никто не сможет сделать лучше учителя. Дело трудное, но стоящее.


5. «Умышленная ошибка».


Этот приём в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале. Чем он хорош?


Во-первых, разрушается миф о непогрешимости и всезнайстве учителя; во-вторых, весь класс стимулируется к работе.


Я рассказала лишь о малой части всех приёмов и способов достижения и установления ситуации успеха. Ситуация успеха – явление не одномоментное по своей сути, это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, «игра стоит свеч», тем более, что наградой учителям может стать не только высокая успеваемость и спокойная, доброжелательная атмосфера в классе, но и стихи, подобные тем, что написал второклассник из свердловской школы № 30:


Хочу, чтобы на всей планете


Были счастливыми дети,


Чтобы мамы все улыбались,


Чтобы цвела цветами


Планета наша Земля.


И чтоб была здорова


Учительница моя!