Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению как средство формирования УУД в рамках ГОС НОО
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В.А. Сухомлинский
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников. Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить».
Для формирования положительной мотивации школьников к обучению можно использовать различные приёмы, такие как «Ситуация успеха», «Повторение с расширением», «Своя опора», «Свои примеры», «Интрига», дидактические игры, загадки, эпиграфы, девизы, использование аудио и видео материала, но педагогическая аксиома гласит «Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результата образования не будет».
Одним из самых главных приёмов мотивации младших школьников к обучению является взаимоотношение учителя с учащимися.
С первого дня пребывания ребенка в школе, учитель становится для него непререкаемым авторитетом. Возраст и опыт учителя сами по себе не имеют значимости для учащихся. Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе уважительное отношение. Младшие школьники считают, что учитель должен знать всё обо всём и обо всех. С первых дней знакомства с учителем маленький ученик прислушивается к речи учителя, присматривается к его действиям, внимает каждое его слово. Ведь первое впечатление об учителе является наиболее устойчивым. Если в период знакомства с младшими школьниками, учитель произвел на них хорошее впечатление, то он вполне может в дальнейшем рассчитывать на их поддержку, даже если и отступит впоследствии от принятой им в тот день линии поведения. Именно в этот период закладываются азы взаимоотношения учителя и ученика, азы формирования школьного коллектива, взаимоотношений между учащимися. Опыт показывает, что огромную роль в формировании межличностных отношений имеет личный пример учителя. Если учитель говорит одно, а делает другое, рассчитывать на уважение, а следовательно, и на установление хороших взаимоотношений с учащимися ему трудно. С первого дня обучения малышей в школе, я приучаю детей относиться друг к другу с уважением.
Я стараюсь своих учеников называть только по имени.. И, соответственно, дети, подражая мне, тоже обращаются друг к другу только по имени, и именно так, как я к ним обращаюсь ( Машуня, Кирюша, …).
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит...»
С момента первой встречи с первоклассником начинается процесс взаимодействия учителя и ученика. Культура учителя, его интеллектуальность и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока. Каждый день, приходя в класс, стараюсь создать на уроке атмосферу доброжелательности и зарядить всех хорошим настроением, создать атмосферу психологической поддержки на уроках, сделать процесс познания для малышей желанным и расположить ребёнка к себе так, чтобы он с удовольствием шёл в школу, ждал встречи с товарищами и учителем. Лишь находясь на волне радости и эмоционального подъёма дети быстрее включаются в работу и активны на уроках в течение всего дня. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.
Мы – учителя, всю свою жизнь идём рядом с нашими воспитанниками. Постоянно находимся в поиске способов и путей достижения целей воспитания и обучения. Порой, даже сами чего-то не зная, не умея, учимся вместе с детьми, добываем знания и учим этому наших учеников. Огромное значение во взаимоотношениях между учителем и учениками является создание на уроке ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. В переживании ситуации успеха особого внимания требуют ученики, которые испытывают определенные трудности в обучении. Такие дети, как никто другой, должны чувствовать поддержку учителя. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
- самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;
- отстаивать своё мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- задавать вопросы своим товарищам;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- объяснять более слабым ученикам непонятные задания;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
- проверять результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;
- решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.
Учитель для учащихся становится не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт». От стиля преподавания учителя и от степени подготовки учителя к уроку зависит многое. Свои уроки я стараюсь планировать с высокой плотностью, чтобы чувствовалась интенсивность труда от использования каждой минутки, чтобы они не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. Урок организовываю так, чтобы ученику было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе всегда чувствуется атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
В условиях интенсификации обучения, мои учащиеся усваивают знания в основном на уроках, и поэтому отпадает необходимость заучивания непонятного материала дома. Вместо заучивания ученики получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, получить чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы. Для этого я использую опорные схемы обучения, постоянная работа с использованием которых дает возможность не только быстро усвоить материал урока, но и учит вовремя пользоваться ими на протяжении всей темы, что приводит к быстрому овладению материалом.
Много внимания уделяю тому, чтобы с первых минут начала урока овладеть активным вниманием учеников, приучаю к тому, что звонок - это сигнал к работе. Не задерживаясь, стараюсь сразу же завоевать внимание учеников. С этой целью тотчас включаю детей в активную познавательную деятельность: провожу небольшие по объему фронтальные работы, устный счет, игру «Да-нет», устное тестирование с аплодисментами. На протяжении урока я стараюсь добиваться того, чтобы во время актуализации опорных знаний, устного счёта, «Мозгового штурма» работал весь класс. На уроках приучаю учащихся не боятся ошибок, поэтому они смело высказывают своё мнение, спорят, доказывают свою точку зрения. Правилом для обучающихся являются слова: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Принимаю любой ответ ребёнка на поставленный вопрос, будь–то правильный или неправильный. Вместо привычных окриков «Сядь! Неправильно!», говорю «А ты уверен? Докажи, что ты прав!», «Я принимаю твой ответ, но не во всём с тобой согласна».
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей взаимоотношения учащихся и учителя на уроке является организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик получает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Самостоятельная работа, как прием обучения, может сочетаться практически со всеми методами обучения, применяемыми на различных этапах процесса обучения. Организация самостоятельной работы на уроке требует от учителя не меньшей подготовки, а даже большей. Незаменимым атрибутом урока математики является небольшая проверочная работа-пятиминутка обучающего или контролирующего характера. Для самостоятельной работы обучающего характера использую сигнальные карточки. Если у ребёнка на уроке появляется красная карточка – сигнал помощи. Посильную направляющую помощь в процессе урока оказываю каждому ученику.
В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра – это то, что делает детство золотым веком человеческой жизни, сказочной порой удивительных открытий. Игра - это средство, снимающее неприятные для школьника переживания. Как в творческой, так и в дидактической игре, у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
На этапе проверки знаний помогаю ученикам овладеть самоконтролем и самооценкой, быть ответственными за успехи и просчеты. Школьникам также надо давать возможность самим фиксировать и оценивать свой прогресс, давать самооценку своей деятельности.. Для этого я использую смайлики, «Светофор», «Шкалу оценивания». Проверяйте умения и награждайте тех, чья самооценка отвечает успеху. Во время оценивания деятельности ребёнка на уроке, прибегаю к помощи учеников - взаимооценке, ведь они являются самыми честными критиками. Это их приучает быть внимательными, контролировать ответы своих товарищей, давать им оценку. Я стараюсь не увлекаться отметкой «двойка», заставляю детей перечитать, перерешать, найти и исправить ошибки. Придерживаюсь такого правила: «Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребёнка. Дай ему крылья. Дай ему надежду». «Я верю в каждого ребёнка, верю и люблю его такого, каков он есть, стремлюсь сохранить и вырастить в нём его индивидуальность».
1. По первому вопросу слушали Федоренко С.В., которая отметила, что хорошие результаты учебной деятельности будут зависеть от того, что побуждает эту деятельность, т. е. зависеть от мотивов. Поэтому важным компонентом учебной деятельности является мотивация. Мотивация — это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Первичной его формой является любопытство, затем любознательность и увлечённость предметом. Устойчивый познавательный интерес формирую разными средствами: 1.Занимательность. 2.Эмоциональность. 3.Познавательные игры. 4.Математические сказки. 5.Использование исторического материала. Нельзя добиться прочных знаний, если не воспитать у учащихся познавательный интерес. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой. Для этого необходимо оживить урок с помощью разных педагогических приёмов: 1) Новизна учебного материала; 2) Связь знаний с судьбами людей; 3) Показ практического применения знаний; 4) Проблемное обучение; 5) Обучение с компьютерной поддержкой; 6) Взаимообучение (в парах, микрогруппах); 7) Тестирование знаний; 8) Создание ситуации успеха; 9) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой). 10) Нестандартные уроки. Светлана Владимировна выделила принципы нестандартных уроков , которые помогут в формировании положительной мотивации: Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроках Развитие коммуникативной функции развития речи Не развлекательность, а занимательность урока. Использование ИКТ, что конечно помогает повысить эффективность урока. Презентация — мощное средство наглядности.( окружающий мир) Особенно осторожно надо использовать неудовлетворительные отметки .
Доклад на тему: «Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению»
Одной из актуальных проблем современной школы является формирование мотивации учения школьников. Её значимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Развитие интереса к самому процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. В первом классе практически каждый ребенок выражает себя в формуле «Я хочу учиться». Но как сохранить это желание у обучающихся, чтобы в течение школьной жизни, они себя выражали в формуле: «Я могу и хочу учиться»?
Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны. Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников:
широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
мотив самообразования.
Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.
А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем – уже нет.
Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя.
Так как же сформировать такую позицию у школьника? Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов и влияние самого учителя.
Для работающих с младшими школьниками, особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственному побуждению включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет, что ему нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную задачу и т. п.). В данном случае присутствует только один компонент – эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательном интересе, в то же время можно говорить о чувстве, переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению. Любовь к деятельности – предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес.
Чтобы получить сильную мотивацию, нужно чтобы деятельность сопровождали преимущественно положительные эмоции. Это сопровождение возможно только тогда, когда отдельные операции и деятельность в целом, включая межличностное взаимодействие, хорошо удовлетворяли потребности субъекта деятельности.
Мотивирующая деятельность не только проводится на первом вводном этапе, но пронизывает весь учебный процесс от его начала до конца.
Возможности методов и приёмов преподавания в формировании мотивации очень широки, так как их функция не ограничивается просто передачей знаний, а выполняют функцию побуждения, стимулирования, управления учением. Тот или иной метод реализуется в учебном процессе в форме различных приёмов и способов. Их выбор осуществляется преподавателем в ходе подготовки к уроку в зависимости от дидактических целей, уровня обученности учащихся и уровня подготовки самого учителя. Являясь элементом метода, приёмы обладают мотивационными функциями, поэтому они также в состоянии оказывать влияние на развитие мотивационной сферы обучаемых.
Для формирования положительной мотивации школьников к обучению можно использовать такие приёмы, как: «Ситуация успеха», «Повторение с расширением», «Своя опора», «Свои примеры», «Интрига», дидактические игры, загадки, эпиграфы, девизы, использование аудио и видео материала.
Учитель должен владеть технологическими операциями, способствующими развитию положительной мотивации к учению у школьников: снятие страха, скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение.
Роль личности учителя играет важную роль в развитии учебной мотивации учащихся. Ведь, стиль педагогической деятельности учителя включает в себя характерное только для него сочетание задач, средств, способов педагогического воздействия на формирование личности ученика, на умение общаться с ним. В стиле педагогической деятельности учителя находят отражение:
Коммуникативные возможности педагога.
Сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся.
Творческая индивидуальность педагога.
Индивидуальные особенности педагога.
В работе учителя важен стиль педагогического общения — это поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности, в которых проявляются качества личности учителя и его манера общения с детьми. Можно выделить несколько стилей педагогического общения:
Авторитарный.
Попустительский.
Демократический.
Общение — заигрывание.
Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельности.
Общение — дистанция.
Общение — устрашение.
Самый эффективный стиль общения — демократический. Он оказывает наибольшее влияние на развитие мотивации учащихся.
Так же важно в формировании положительной учебной мотивации правильная организация педагогом образовательного процесса, т. е. урока. Ученики говорят, если интересно на уроке, то тогда все понятно. Ещё Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». Учитель не должен быть в роли хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается личность ученика, он должен стимулировать её развитие различными приёмами и методами.