Роль внеучебной деятельности в процессе становления личности будущего специалиста
Варламова Екатерина Юрьевна, преподаватель иностранного языка.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Оренбургский государственный университет»,
город Оренбург
В настоящее время обществу нужны специалисты, готовые к самостоятельному включению в производственные процессы, способные практически решать встающие перед ними не только профессиональные, но и жизненные задачи. А это во многом зависит не только от полученных знаний, умений, навыков, но и от дополнительных качеств, для обозначения которых в настоящее время и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность», более соответствующие требованиям, предъявляемым работодателями в современных условиях.
Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения направлены на решение проблемы подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывается с формированием компетентностей обучающихся, которые предполагают наличие у выпускника СПО стремления к личностной и профессиональной самореализации. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.
Развитие современного образования должно быть направлено на подготовку квалифицированного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью профессиональных компетенций.
К выпускникам предъявляются требования не столько овладеть системой профессиональных знаний, сколько обладать умениями индивидуально-творческой деятельности, самообразования, повышения интеллектуального и культурного уровня. Одним из основных факторов, обеспечивающих качественную подготовку будущего специалиста, является уровень сформированности профессиональных компетенций обучающегося, где значительную роль играет внеучебная деятельность.
Таким образом, эффективная организация внеучебной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках ФГОС СПО [4].
Под внеучебной деятельностью понимается такая образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от учебной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Во внеучебной деятельности, организуемой после учебных занятий, обучающиеся не ограничены жесткими рамками правил [1]. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеучебная деятельность побуждает обучающихся участвовать в принятии как индивидуальных, так и групповых решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Кроме того, включение в различные виды внеучебной работы обогащает личный опыт обучающегося, его знания, умения и навыки о предстоящей профессиональной деятельности [9].
Качественно сформированная система внеучебной деятельности, представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально приблизиться к развитию или формированию организационных способностей каждого подростка, которая обеспечит воспитание свободной личности. Развитие может происходить в любой момент их деятельности, но наиболее продуктивно сформировать организационные способности в свободное от обучения время. Целью внеучебной деятельности является «создание условий для проявления и развития обучающимся своих интересов на основе свободного выбора» [5]. Внеучебная деятельность позволяет решить следующие задачи: «обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности; создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей; создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширять рамки общения в социуме» [5].
Изучив теоретические аспекты проблемы развития профессиональных компетенций во внеучебной деятельности, можно выделить следующие положения:
Внеучебная деятельность выполняет важную роль в развитии профессиональных компетенций и должна быть ориентирована на:
- выработку способности работать самостоятельно;
- развитие познавательной активности;
- стимулирование творческого мышления;
- повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
- осмысление приобретенных знаний (“что сделано самим, лучше запоминается”);
- формирование умения планировать время;
- формирование умения осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- выработку ответственности и инициативности.
Таким образом, необходимо отметить, что логика и потребности настоящего времени позволяют по-новому рассматривать вопрос профессионального обучения и воспитания личности, представляя профессиональное образование как динамичную подвижную систему, сочетающую в себе традиции и новаторство. Объект образования становится центральной фигурой, рассматриваемый на уровне отдельного человека во всём богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей, устремлений. В условиях СПО одним из средств формирования востребованных качеств личности обучающихся, выпускников является создание системы внеучебной деятельности.
Анализ методической литературы показывает, что важность обозначенной проблемы осознана на государственном и общенаучном уровнях. В науке созданы предпосылки для решения обозначенной проблемы в работах классиков отечественной педагогики Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского. В научной литературе рассмотрены: влияние внеучебной воспитательной деятельности на процесс социализации студенческой молодёжи (О.Р.Жоголева [8], М.В.Артемьев [2]); профессионально-педагогическая направленность внеаудиторной деятельности студентов (Н.Р.Селиванова [20], Б.Э.Вульфов [6], И.В.Демакова, В.И.Попова [18]); формирование организационных способностей и социально значимых качеств личности студента во внеурочной деятельности (Н.А. Галеева [7], Г.А.Бурцева [5]); обоснованы теоретические основы сопровождения личности в учебном пространстве (Л.М.Митина, М.Р.Битиянова [4], Э.Ф.Зеер [10], А.Б.Орлов [17], С.Н.Чистякова [24], В.А.Горянина); выявлены особенности студенчества как особой социальной группы (И.С.Кон); создана теория педагогической культуры (В.А.Сластенин [22]); концепция культуры педагогической деятельности как рефлексивного профессионализма (Л.Б. Соколова[23]).
Единой модели внеучебной деятельности студентов нет, и, тем не менее необходимо учитывать, что внеучебная деятельность с одной стороны дополняя учебную деятельность, сохраняя свободу для развития индивидуальности с другой стороны дополняет и имеет возможность корректировать теоретическое и практическое обучение. Отвечая инновационным потребностям современного общества, внеучебная деятельность позволяет сочетать классические и новые подходы в организации системы внеучебной деятельности. В условиях СПО имеются преимущества и противоречия организации внеучебной деятельности. К преимуществам относятся: целенаправленная учебно-воспитательная работа, создающая условия для систематического педагогического взаимодействия; большое количество практических занятий и практическая направленность ССУЗа в целом; институт кураторов учебных групп, деятельность которых направлена на взаимодействие с обучающимися, родителями, преподавателями, администрацией ССУЗа и работодателями. К противоречиям, по мнению Г.Л. Иванайской, относятся: отсутствие научно-методического обеспечения профессионального самоопределения; недостаточная теоретическая разработанность форм, содержания, методов организации внеучебной деятельности в ССУЗе [12]. Хочется добавить и свои трудности, выявленные при формировании образовательной среды внеучебной деятельности в колледже; влияние социально-психологической адаптации на эффективность начального этапа профессионального образования студентов нового набора (первого года обучения); выявление индивидуально-психологических особенностей студента; несоответствие уровня развития студентов группы в целом.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач профессионального воспитания, а также вопросов развития индивидуальных особенностей личности студента.
Свою деятельность в направлении организации внеучебной деятельности педагоги нашего колледжа начинают с проведения обследования (анкетирование, беседа, тестирование, глубинный опрос, интервьюирование и т.п.) студентов нового набора и их родителей. Начальная диагностика проводится с целью планирования работы и управления процессом внеучебной практической деятельности, проводится как в отношении коллектива группы, так и в отношении каждого студента. К планированию преподаватели стараются привлекать все заинтересованные стороны: студентов, родителей, педагогов, администраторов образования, специалистов производства. Важно добавить, что планирование и проектирование становятся, по сути, групповыми и требуют согласованности. Присоединяемся к мнению В.С.Безрукова, что нужны новые и эффективные нормы педагогического проектирования внеучебной деятельности, c учётом потребностей педагога, обучающегося, семьи, региона, страны [3]. Далее уже в процессе внеучебной практической деятельности есть возможность получить экспресс-информацию - корректирующая диагностика и к концу учебного года проводится обобщающая (итоговая) диагностика.
Важно отметить, что повышение уровня эффективности профессионального воспитания, внеучебной практической деятельности зависит от учёта преподавателем принципов внеучебной деятельности. Рассматривая внеучебную деятельность как часть учебно-воспитательного процесса, учитывая анализ научной и методической литературы, используем следующие принципы: cвязь теории с практикой; научность; систематичность; последовательность; доступность и посильность труда; сознательность и активность студентов; прочность усвоения знаний, умений, навыков; наглядность; воспитание в процессе внеучебной деятельности. Все эти принципы взаидействуют в тесной связи друг с другом [13].
Студент, включаясь во внеучебную практическую деятельность, не только качественно вступает в профессиональную деятельность, но и “входит в новую ситуацию развития”, поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования.
Таким образом, интеграция педагогической среды в общее социокультурное пространство на всех этапах внеучебной практической деятельности субъектов образовательного процесса способствует формированию профессиональных компетенций, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению и развитию личности обучающихся.
Список литературы
1. Андреева Е.В. Педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов ССУЗа в процессе внеучебной деятельности.: дис. кандидат пед. наук. -Якутск, 2010. -с.193
2. Артемьев М.В. Внеучебная деятельность как фактор, влияющий на выбор будущей профессии. Психологическая наука и образование. 2003.№3.-с. 100-105
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург, Деловая книга.1999.-с.329
4. Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие.-СПб.: Питер-Юг,2008.-с.368
5. Бурцева Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности студента вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома.2005.-с.23
6. Вульфов Б.Э. Педагогика рефлексии.2-е изд.,М.: Магистр,1999.-с.112
7. Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Красноярск, 2008.-с.24
8. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной деятельности вуза на процесс социализации молодёжи. Автореф.дисс.канд.социол.наук.Тюмень,2007.-с.25
9. Заец С.Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума.:дис. на канд.пед.наук.Калуга,2002.-с.224
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2006.-с.228
11. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения. Педагогическая психология. Учебник 21 века.М.:Логос,2006.-с.384.
12. Иванайская Г.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента.: дисс. канд. пед. наук. Оренбург. 2010. -с.206 13. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 2001.-с.223
14. Ломакина Т.Ю. Современные принципы развития непрерывного образования. -М.: Наука,2006
15. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика,1988. -с.144
16. Новиков А. М. Методология образования. -М.: Эгвес,2006.-с.668
17. Орлов А.Б. Психология индивидуальности: новые модели и концепции. Под ред. А.Б.Орлов, В.Б.Шумской, М.:НОУ ВПО МПСИ.2009,-c332
18. Попова В.И. Профессионально - педагогическая направленность внеаудиторной деятельности студентов. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. -с.364
19. Равен.Дж Компетентность в современном обществе. Пер. с англ.-М.: Когито-центр, 2002, -с.396.5.
20. Селиванов В.С. Воспитательная деятельность педагога.под ред. В.А.Сластенина В.А.Колесниковой учебное пособие для студентов вузов. М.:Магистр,1997.-с.224
21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. М.:Академия,2008.-с.336 22. Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность. -М.: Магистр,997.-с.224
23. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя. Монография. Оренбург. Изд-во ОГПУ,2003.-с.352
24. Чистякова С.Н. Технология: профессиональный успех. Учебник 10-11 класс. М.: Просвещение,2007.-с.98