РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Воспитательная система учреждения СПО – это ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, которая рассматривается как целостная динамическая система.
Я считаю, что воспитательная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов. Из стен колледжа должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный. Иначе его нельзя назвать образованным.
На сегодняшний день существует ряд проблем функционирования системы воспитания, на одни из них я хочу обратить внимание особое внимание:
1. Разрушение системы традиционных ценностей.
2. Активное навязывание обществу западных ценностей.
3. Возникновение феномена бездуховности, которое проявляется в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации.
4. Переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений.
Для решения таких проблем, система воспитания должна четко ориентировать молодого человека в ценностном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои интересы, учитывая при этом интересы своей социально-профессиональной группы и всего общества в целом.
Для того чтобы создать единую воспитательную систему в колледже, нужно следовать поставленной цели.
Цель - формирование студента как творческой, всесторонне развитой личности, воспитание гражданина, способного осмысливать, ставить, решать проблемы общества с учетом социальных, этических, культурных, экологических аспектов, быть толерантным, нравственно ответственным, легко адаптирующемся в коллективе, готовым трудиться в условиях конкуренции.
Для достижения цели, педагогический коллектив образовательного учреждения должен вести работу по следующим направлениям:
- нравственно – эстетическое;
- патриотическое;
- спортивно – оздоровительное;
- трудовое.
Данные направления воспитательной работы реализуются через учебный процесс и внеурочную деятельность.
Исходя из поставленной цели, хочу выделить основные задачи:
1) Формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
2) Укрепление и совершенствование физического состояния, формирование стремления к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;
3) Формирование у студентов высокой нравственной и эстетической культуры, приобщение студенческой молодежи к художественному творчеству, развитие эстетических способностей, здоровых потребностей и высокого эстетического вкуса;
4) Привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
5) привлечение студентов к активному участию в различных мероприятиях общественной, спортивной и политической жизни колледжа, города, области.
В соответствии с основной целью воспитания студентов, считаю, что самым главным являются три направления работы:
воспитание активной жизненной позиции,
культурно-нравственное
гражданско-патриотическое воспитание.
Воспитание активной жизненной позиции
Активная жизненная позиция – это осознанное участие студента в жизни отдельного коллектива и общества в целом, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей и достижение общественных целей при разумном соотношении личных и общественных интересов.
Активность как жизненная позиция формируется тогда, когда у молодого человека есть возможность самостоятельно находить решение доступных ему проблем, испытывать свои силы и способности, проходить через различные ситуации успеха и временных неудач.
Активная жизненная позиция говорит о социальной зрелости студента, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества, заставляет заниматься самообразованием.
Воспитание активной жизненной позиции осуществлять нужно через:
культурно-массовую и спортивную работу
привлечение студентов к организационно-массовой работе на добровольной основе;
социально-правовую и информационную работу (консультирование по социально-правовым вопросам через работу юридической консультации, распространение информации о предстоящих мероприятиях, возможностях самореализации и т.п.)
Культурно-нравственное воспитание
Культурно-нравственное воспитание включает в себя:
духовно-нравственное
эстетическое
физическое воспитание.
Воспитание и развитие у студентов высокой нравственной культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Интеллигентность является мерой культуры и воспитанности человека. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Культурный человек – это свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.
Эстетическое воспитание предполагает формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества.
Основным направлением работы, способствующим отвлечению студентов от негативного поведения, является организация досуга студента, раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение его к участию в научной, спортивной жизни, в художественной самодеятельности.
Основными средствами культурно-нравственного воспитания студентов являются широкое привлечение студентов к активным занятиям художественной самодеятельностью, знакомство с различными видами и жанрами искусств.
Поэтому, на мой взгляд, необходима работа творческих коллективов различной направленности: театры-студии, хореографический или фольклорный ансамбли, интеллектуальный клуб, команды КВН и проч. В них студенты объединяются по интересам и имеют возможность самореализации творческого развития личности.
Проведение масштабных культурно-массовых мероприятий («Дебют первокурсника», «Студенческая весна», «Фестиваль КВН» и др.) способствует формированию высокого уровня нравственной культуры личности, сохранению и преумножению историко-культурных традиций студенчества. Такие мероприятия создают возможность общения и обмена опытом творческих коллективов разных учебных заведений, способствуют укреплению межссузовских связей, формированию корпоративного духа каждого учебного заведения.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний, убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания я отношу целенаправленное развитие у студентов лучших черт и качеств человека. Таких как: доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, высокие нравственные нормы поведения в семье и в обществе.
Важнейшим инструментом воспитания гражданственности и патриотизма, на мой взгляд, остается воспитание историей.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.
Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.
Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу колледжа. Преподаватель всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.
Заключение
Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы профессионального образования.
Конечный результат системы воспитания ОУ СПО, выпускник, умеющий продуктивно мыслить, быстро обучаться заниматься самообразованием, применять полученные знания в различных жизненных условиях и ситуациях, осваивать новые знания и виды деятельности.