СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль взрослого в детском движении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе идет речь о роли взрослого в детском движении

Просмотр содержимого документа
«Роль взрослого в детском движении»

Роль взрослого в детском движении


Среди современных опасностей взрослые отмечают наркотики, насилие, компьютерные игры, влияние улицы и болезни. Сами же дети расценивают опасности в таких соотношениях: 30% - наркомания; 17% - вредное влияние со стороны; 12% - алкоголизм. Около трети опрошенных опасаются насилия со стороны родителей, взрослых и бандитов.

Большие опасения вызывают данные в области здоровья детей. По данным Минздравсоцразвития РФ наибольший урон детскому здоровью наносит школа. За время обучения в школе у детей падает зрение, нарушается осанка, развивается сколиоз. У каждого четвертого ребенка проблемы с желудком, у каждого пятого - заболевания сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной и других систем. Более 45 % детей и подростков страдают кариесом.

Только 14% страршеклассников могут считаться абсолютно здоровыми. До 80% выпускников школ по состоянию здоровья не могут выбрать ряд профессий, свыше 40% ребят допризывного возраста не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.

Среди негативных факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков, наиболее значимыми являются интенсивность образовательного процесса и увеличение количества стрессовых ситуаций, связанных с учебой. Кроме того, современные дети легко увлекаются сигаретами. Не может не настораживать снижение возраста привыкания к наркотикам и спиртному. Почти 40% детей школьного возраста регулярно употребляют спиртные напитки, наркоманов. В России около 150 тыс. детей и подростков состоят на учете в наркологических диспансерах. Отсутствие физической активности и недостаточный рацион питания в школах также не способствуют укреплению здоровья.

Занятые родители все чаще заменяют занятия с детьми на компьютерные игры, всевозможные фильмы, передачи. У них иногда нет времени следить за здоровьем своих детей. Результаты такой "заботы" оценивают психологи и врачи. 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз - следствие резкого повышения времени, которое ребенок проводит у телевизора в ущерб живому общению.

Педагоги, которые столкнулись с первыми поколениями "экранных" детей, отмечают: они не умеют концентрироваться, рассеяны, им трудно читать и воспринимать информацию, у них снижена фантазия и творческая активность, им скучно общаться со сверстниками - они поверхностны во всем и им постоянно нужна внешняя стимуляция.

Все дело в недостатке живого общения, отмечают специалисты. Интересы, переживания, представления, образы - не даны ребенку изначально, а рождаются в процессе общения, обсуждения со взрослыми. Открытые и опробованные вместе представления входят в жизнь ребенка и становятся "своими" - только так формируется его личность.

  1. Миссией взрослого является эмоциональное и нравственное оздоровление общества и нации в целом, защита прав и законных интересов детства, связанных с участием в жизни государства и общества, и побуждение к осознанному самостоятельному участию детского сообщества в социальном прогрессе.

Вдохновляющая миссия взрослых – пробуждать у детей и подростков интерес к общественной жизни, вдохновлять их бескорыстное служение людям, обществу, Отечеству, укреплять и поддерживать в них веру в необходимость и востребованность их социального творчества. По своему содержанию миссия взрослого предполагает мобилизацию усилий подростков, других взрослых на служение обществу, на служение детям словом искренним, убежденным, доступным, образным.

Поддерживающая миссия взрослого предполагает обеспечение комфортного существования в объединении каждому его участнику, разъяснение ему его востребованности в коллективной творческой деятельности, отсутствие какого-либо насилия в отношениях с детей и подростками.

Представительская миссия взрослого предполагает планомерное последовательное взаимодействие его с другими взрослыми – представителями государственных структур, общественных объединений в интересах детей и подростков.

Из миссии вытекают специфические функции взрослых в детском объединении:

Идеологическая функция. Это соединение практической деятельности взрослого с коллективной деятельностью детей во имя определенной идеи общественного или общественно - политического толка.

Защищающая функция. Это совершенно новая функция, обусловленная, с одной стороны, необходимостью соблюдения Конвенции о правах ребенка, а с другой, – вседозволенностью взрослых в условиях несовершенства правового поля, особенно в отношении определенной части взрослых и общества в целом к детям. Функция предполагает разработку и установление уставных правил поведения взрослых в детских объединениях, категорически запрещающих любое проявление морального, физического, психологического, сексуального насилия.

Организаторская функция. Это внесение в детскую среду и среду самих взрослых определенного порядка и системы отношений, создание структуры, разработка стратегии и тактики действия, - определение в детской среде и среде взрослых определенных структурных ролей. Обеспечение контактов с другими взрослыми — родителями, педагогами, психологами — с целью мобилизации их потенциала во имя осуществления цели и задач детских объединений.

Формирующая функция. Это установление, формирование и утверждение в практике нравственных норм и правил, стиля тона отношений, как в детской среде, так и во взрослой.

Имиджмейкерская функция. Это разработка системы символов, ритуалов. Формы, традиций, как для детских объединений, так и для взрослых, а также порядка их использования, в целях создания и утверждения в массовом общественном сознании нового современного имиджа руководителя, лидера детского формирования.

Статус взрослого предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функцию (создание условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья и безопасности) и функцию организационную.