СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль задач с региональным и этнокультурным содержанием в развитии интереса к математике у младшего школьника

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена роли задач с региональным и этнокультурным содержанием в развитии интереса к математике у младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Роль задач с региональным и этнокультурным содержанием в развитии интереса к математике у младшего школьника»

Албычакова Тамара Леонидовна, МБОУ «Таштыпская средняя общеобразовательная школа 2», учитель начальных классов


Роль задач с региональным и этнокультурным содержанием в развитии интереса к математике у младшего школьника

Для некоторых детей математика представляется предметом сложным, скучным. Решение задач для этих учеников утомительный труд, не приносящий радости и чувства удовлетворения. Но стоит учителю изменить содержание, придумать необычный сюжет, привнести в работу элемент игры, сказки, с каким интересом принимаются ребята за работу. Числа, схемы, рисунки чудесным образом появляются на бумаге, и рука едва поспевает за движением мысли. И уже совсем не скучно на уроке, не тяготит трудное условие. Задача решается легко и просто.

Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. От того, насколько прочно усвоены способы и методы решения задач, во многом зависит успех дальнейшего обучения математике [2].

Задача с региональным и этнокультурным содержанием – это задача, в которой описан сюжет из жизни коренного населения, некоторыми числовыми данными и целью является нахождение определённых количественных характеристик или значений.

Проблема удовлетворения этнокультурных запросов учащихся в образовании отражается в таких важнейших правовых актах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» и других.

В данное время идет активный поиск учителями - новаторами, учеными оптимальных путей передачи учащимся культурологических знаний, способов включения знаний этнокультурной направленности в содержание образования, моделей воспитательных систем, построенных с учетом социокультурных и национальных особенностей [1].

Необходимо отметить, что данная проблема активно рассматривалась в педагогической науке. Диалектика соотношения общечеловеческого и национального раскрывалась в трудах зарубежных педагогов Я.А. Коменского, А. Дистервега, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и других [1].

Различные аспекты формирования национального сознания, одной из сторон которого является овладение национальной культурой, занимали значительное место в трудах философов и историков Н.А. Бердяева, Н.М. Карамзина, B.C. Соловьева, указывающих на необходимость учета диалектики соотношения национального и общечеловеческого [1].

Таким образом, возникло противоречие между необходимостью воспитания подрастающего поколения, основываясь на родную культуру, изменения содержания образования, обогащая его этнокультурным материалом, и недостаточной разработанностью научно и методически обоснованных путей по формированию основ этнической культуры у младших школьников.

При рассмотрении некоторых аспектов воспитания у младшего школьника любви к родному краю, мы решили использовать математические задачи с региональным и этнокультурным содержанием.

В основу построения таких задач с региональным и этнокультурным содержанием положены следующие требования, а именно задачи:

  1. должны соответствовать программе курса математики;

  2. должны отражать исторические, экологические, национальные и другие особенности региона;

  3. должны иметь познавательный и воспитывающий характер;

  4. должны показывать применение математике в быту, жизни, профессиях коренных жителей. [3]

Приведем примеры авторских задач с региональным и этнокультурным содержанием для начальных классов:

  1. Сколько лет Таштыпскому району на данный момент, если он был образован в 1925 году?

  2. Расстояние между Абаканом и Таштыпом на карте 5 см. Найдите, сколько это составляет километров, если масштаб карты 1 см : 31км?

  3. Институт саяно-алтайской тюркологии и восточных языков был образован в 1996 году, а институт непрерывного педагогического образования в 1939 году. Какай институт старше и на сколько?
  4. Верхсейским сельхозом за 2011 год было посажено 1347 кедрачей, что на 213 больше, чем в прошлом году. Сколько было посажено в прошлом году?


Список литературы

  1. Гумерова Ф.Ф. Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе: Дис. ... канд. пед. наук : ‒Уфа, 2005, 211 с.

  2. Смирнова В.В. Решать задачи интересно // Начальная школа плюс до и после: ‒ 2008г. ‒ №6. ‒ С. 1-4

  3. Толмашов А.Г., Майнагашева К.С. Национально-региональный компонент содержания математического образования и этнозадачники // Ежегодник ИСАТ. Выпуск X: ‒ Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2006. ‒ С. 138‒142