СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль загадки как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно - логического мышления дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы формирования речемыслительной деятельности у дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Роль загадки как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно - логического мышления дошкольников»

Роль загадки как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно-логического мышления дошкольника Подготовила: воспитатель: Лобанова Н.Р.

Роль загадки как прием формирования и развития познавательной мотивации и словесно-логического мышления дошкольника

Подготовила:

воспитатель: Лобанова Н.Р.

Актуальность  Дошкольный возраст – это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и познании.  Развитие речемыслительной деятельности направлено на умственное развитие ребенка. В свете реализации ФГОС наша задача: научить ребенка не только активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, но и способность договариваться, находить ответ на вопрос, самостоятельно решать поставленные задачи.

Актуальность

Дошкольный возраст – это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и познании.

Развитие речемыслительной деятельности направлено на умственное развитие ребенка. В свете реализации ФГОС наша задача: научить ребенка не только активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, но и способность договариваться, находить ответ на вопрос, самостоятельно решать поставленные задачи.

В речи детей существует множество проблем Проблемы: Односложная, состоящая лишь из одних предложений речь; Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; Недостаточный словарный запас; Употребление нелитературных слов и выражений; Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

В речи детей существует множество проблем

Проблемы:

  • Односложная, состоящая лишь из одних предложений речь;
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • Недостаточный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
цель:  формирование речемыслительной деятельности у дошкольников. Задачи: Развивать мыслительные операции; Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям; Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию; Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать; Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений; Развивать планирующую и регулирующую функции речи.

цель: формирование речемыслительной деятельности у дошкольников.

Задачи:

  • Развивать мыслительные операции;
  • Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям;
  • Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию;
  • Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать;
  • Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений;
  • Развивать планирующую и регулирующую функции речи.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д. Ушинский

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К.Д. Ушинский

 Загадки развивают у детей дошкольного возраста память, сообразительность и воображение.  Отгадать загадку – значит найти решение логической задачи, произвести сложную мыслительную операцию.  Поэтому загадка занимает особое место по развитию детского мышления. По словам К.Д. Ушинского, она доставляет уму ребенка полезное упражнение.

Загадки развивают у детей дошкольного возраста память, сообразительность и воображение.

Отгадать загадку – значит найти решение логической задачи, произвести сложную мыслительную операцию.

Поэтому загадка занимает особое место по развитию детского мышления. По словам К.Д. Ушинского, она доставляет уму ребенка полезное упражнение.

 Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.  Под влиянием загадки у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.

Под влиянием загадки у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство.

На первом этапе мы учимся сравнивать объекты по признакам в процессе дидактических игр и упражнений «Найди похожие растения», «Чем похожи?», «Найди на площадке все зеленое».   На втором этапе дети самостоятельно находят основания для сравнения в играх «Подбери к предмету (объекту) ряд похожих на него», т.е. отобрать предметы, похожие по цвету, форме.   На третьем этапе мы работаем в книжном уголке и уголке художественно-речевой деятельности. На этом этапе мы рассматриваем книги, читаем загадки со сравнениями. Здесь важно научиться не только отгадать загадку, но и найти сравнение в загадке и объяснить его.   На четвертом этапе мы составляем загадки при помощи мнемотаблиц и собираем книжку загадок. Схемы использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

На первом этапе мы учимся сравнивать объекты по признакам в процессе дидактических игр и упражнений «Найди похожие растения», «Чем похожи?», «Найди на площадке все зеленое». На втором этапе дети самостоятельно находят основания для сравнения в играх «Подбери к предмету (объекту) ряд похожих на него», т.е. отобрать предметы, похожие по цвету, форме. На третьем этапе мы работаем в книжном уголке и уголке художественно-речевой деятельности. На этом этапе мы рассматриваем книги, читаем загадки со сравнениями. Здесь важно научиться не только отгадать загадку, но и найти сравнение в загадке и объяснить его. На четвертом этапе мы составляем загадки при помощи мнемотаблиц и собираем книжку загадок. Схемы использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Загадки-описания   помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память  Красное коромысло через реку повисло  Два конца, два кольца, Посередине гвоздик

Загадки-описания  

помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память

Красное коромысло

через реку повисло

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик

Загадки-вопросы Кто на себе лес носит? Что вниз вершиной растет? Что идет, не двигаясь с места?

Загадки-вопросы

Кто на себе лес носит?

Что вниз вершиной растет?

Что идет, не двигаясь с места?

Загадки-шарады Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдёте без труда.

Загадки-шарады

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

Метаграммы загадки, в которых зашифрованы различные слова. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово С «Ч» над морем я летаю, С «Г» в машинах я бываю, С «М» тебя я одеваю, С «Л» собачкою зовусь.

Метаграммы

загадки, в которых зашифрованы различные слова. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово

С «Ч» над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю,

С «М» тебя я одеваю,

С «Л» собачкою зовусь.

Анаграммы  от перестановки звуков образуется новое слово КОТ – ТОК СОСНА – НАСОС ЛИПА – ПИЛА  Я дерево в родной стране Найдёшь меня повсюду, Но слоги переставь во мне И воду подавать я буду.

Анаграммы

от перестановки звуков образуется новое слово

КОТ – ТОК

СОСНА – НАСОС

ЛИПА – ПИЛА

Я дерево в родной стране

Найдёшь меня повсюду,

Но слоги переставь во мне

И воду подавать я буду.

Логорифмы  загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков Известное я блюдо, Когда прибавишь «М», Летать, жужжать я буду, Надоедая всем…

Логорифмы

загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков

Известное я блюдо,

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем…

Загадки-путаницы помогают закрепить навыки послогового чтения Он живёт в глуши лесной,  Сердца моего герой.  Он костями громыхает  И в округе всех пугает.  Это что за старичок?  Ну конечно, ... В ступе летаю,  Детей похищаю  В избе на куриной  Ноге проживаю,  Красавица златокудрая,  А зовут меня ...

Загадки-путаницы

помогают закрепить навыки послогового чтения

Он живёт в глуши лесной, Сердца моего герой. Он костями громыхает И в округе всех пугает. Это что за старичок? Ну конечно, ...

В ступе летаю, Детей похищаю В избе на куриной Ноге проживаю, Красавица златокудрая, А зовут меня ...

В работе с родителями предлагала им почитать детям художественные произведения, в которых используются различные языковые средства выразительности, задавать детям вопросы по прочитанному. Изготовила папку – передвижку для родителей «Использование загадок, как речемыслительной деятельности дошкольников».

В работе с родителями предлагала им почитать детям художественные произведения, в которых используются различные языковые средства выразительности, задавать детям вопросы по прочитанному. Изготовила папку – передвижку для родителей «Использование загадок, как речемыслительной деятельности дошкольников».

Предложила родителям совместно с детьми составить карточки – схемы к загадкам, родители вместе с детьми сделали книгу загадок.

Предложила родителям совместно с детьми составить карточки – схемы к загадкам, родители вместе с детьми сделали книгу загадок.

Результатом моей работы являются хорошие показатели развития речи детей, слухового восприятия, воображения, памяти, внимания, логического мышления в процессе отгадывания загадок. На основе полученных данных можно сделать вывод, что систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка, из этого следует, что планомерное использование загадок на занятиях будет наиболее эффективно влиять на речевое развитие ребенка.
  • Результатом моей работы являются хорошие показатели развития речи детей, слухового восприятия, воображения, памяти, внимания, логического мышления в процессе отгадывания загадок.
  • На основе полученных данных можно сделать вывод, что систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка, из этого следует, что планомерное использование загадок на занятиях будет наиболее эффективно влиять на речевое развитие ребенка.