Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
р.п. Тамала Пензенской области
Ролевая игра "Суд над сигаретой"
Класс 8 «в»
Классный руководитель:
Артемова Е.В.
2018 год
Цели:
-
Выявить причины курения у подростков.
-
Познакомить с последствиями курения для здоровья.
-
На основе эксперимента и химических опытов доказать вред курения.
-
Умение противостоять пагубным привычкам.
-
Воспитывать нетерпимость к курению через искусство рисунка.
-
Научить избегать разрушительных вредных привычек
Задачи:
-
Изучить состав табачного дыма, влияние ядовитых веществ на организм человека и атмосферу.
-
Ознакомить учащихся с проблемой «пассивного курения».
-
Формировать мотивацию здорового образа жизни, активной позиции в отношении охраны своего здоровья.
-
Развивать творческие способности, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии, биологии, географии, истории, медицины, изобразительного искусства.
Оборудование: Прибор для исследования состава табачного дыма, плакат «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего зоровья», юмористические рисунки, изображение сцены курения, слайды.
Реактивы: растворы веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, универсальная индикаторная бумага.
Ролевая игра: Действующие лица: судья, секретарь, историк, медик, корреспондент медик, математик, химик, спортсмен.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя о вреде курения: Курение – самый распространный в мире вид наркомании, охватившей все слои населения. Последствия этой пагубной привычки известны всем: злокачественные образования в эпителии бронхов, легких, печени, рождение детей с ослабленным иммунитетом, патологией сердечно-сосудистой системы, диабетом, и др. Поэтому мы и решили провести кл. час «Суд над сигаретой»
Секретарь: Прошу всех встать! Суд идет!
Заходит судья.
Судья: Заседание суда прошу считать открытым. Прошу всех сесть. Сегодня слушается дело №1 о преступлениях против человечества. Обвиняемый – Сигарета.
-
Дата рождения – неизвестна.
-
Место рождения – Америка. 12 октября 1432 года Христофор Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор. Он и его спутники поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа. В это время индейцы справляли священный праздник.
-
Происхождение – листья табака: свернутый и высушенный лист травы называется «Табако», отсюда и пошло нынешнее название «Табак».
-
Родственники – Алкалоиды – наркотики – кокаин, кофеин, героин.
-
Характер – жгучий, ядовитый.
-
Профессия – яд, наркотик.
-
Род занятий – вступать в контакты с нервной системой.
Подсудимый обвиняется в злонамеренном ухудшении здоровья людей, возникновении многих заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системы человека. Подсудимый, вам понятно, в чем вас обвиняют?
Сигарета: Понятно.
Судья: Признаете ли вы себя виновным?
Сигарета: Нет, не признаю.
Судья: Согласны ли вы дать показания по предъявленному вам обвинению?
Сигарета: Вот еще! Никаких объяснений я давать, не намерен!
Судья: В таком случае суд приступает к допросу свидетелей.
Для начала обратимся для разъяснения к знатокам русского языка.
Филолог : Владимир Иванович Даль русский лексикограф, пишет: “Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье”.
Далее: “Табачник – торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали”.
Судья: Не понятно, что Владимир Иванович Даль имел в виду. Для разъяснения – слово историкам.
Историк: История приобщения европейце в курению началась так
12 октября 1492 года Христофор Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор. Он и его спутники поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа. Индейцы курили табак исключительно в ритуальных целях. Свернутый и высушенный лист травы назывался «Табако», отсюда и пошло нынешнее название «Табак».
После второго похода Колумба, семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака - привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.
В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раз – резали носы, уши, ссылали в дальние города.
В Англии по указанию Елизаветы I (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.
Судья: Понятно, что имел в виду В.И. Даль в своем толковом словаре. Слово защите.
Табак I: А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению - это способствовало принципам западной цивилизации.
Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.
Судья: Слово медикам.
Медик I: Посмотрим на таблицу (Рассказ по ней). Ухудшается память, внимание, почерк, глазомер.
Медик II: Курение или здоровье - выбирайте сами. Появился термин: “болезни, связанные с курением”. Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак.
Медик I: Бедные легкие (в руках держит муляж легких). Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя.
Медик II: В медицины известен случай. Когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.
Медик : Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрена конечностей.
МедикI: Легкие были пепельно-серого цвета, местами обугленные. Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.
Медик I: Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, желтый цвет зубов - все это выдает курильщика
Судья: Видеосвидетельство (просмотр кинофильма).
Судья: Обвиняемый, вы согласны с обвинением?
Сигарета: Нет! Не согласен!
Судья: Приглашаются свидетель обвинения – первый статист. Познакомьте нас с результатами исследования по проблеме табакокурения
Корреспондент: Для выявления масштабов курения в школе, причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, была разработана и проведена анкета. Объект исследования – учащиеся 8-9 классов школы .
Анкетирование и обработка анкет.
Анкета:
-
Имеешь ли ты привычку курить:
ДА
НЕТ
-
Основной возраст, когда начинают курить.
-
Почему подростки начинают курить:
А) из любопытства;
Б) за компанию;
В) стремление показать себя “ крутым “ и взрослым;
Г) слабая воля;
Д) нечем занять досуг;
Е) влияние рекламы, кино, телевидения;
-
Волнует ли тебя предупреждающая надпись на пачке сигарет:
ДА
НЕТ
-
Знаешь ли ты состав сигаретного дыма:
ДА
НЕТ
-
Знаешь ли ты о свойствах никотина:
ДА
НЕТ
-
Знаешь ли ты о последствиях курения:
ДА
НЕТ
По результатам анкетирования составляем таблицу и делаем выводы:
-
35% учащихся имеют привычку курить;
-
основной возраст, когда начинают курить 13-15 лет;
-
причиной курения часто бывает влияние кумиров;
-
39% учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;
-
55% не знают состав сигаретного дыма;
-
65% знают о свойствах никотина;
-
96% знают о последствиях курения.
Анализ анкет выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 30% учащихся курят. Рабочая группа приходит к выводу, что распространенный факт – 7 капель никотина убивают лошадь – имеет весьма отдалённую опасность, с точки зрения учащихся. Кто видел курящую лошадь, или лошадь, умершую от никотина?
Математик I: Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот кто рядом выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. 13 секунд (звук метронома). За год – это 2,5 млн. человек
Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.
Судья: Приглашается второй медик.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО АНАЛИЗ
Эксперимент – действие никотина на семена гороха.
Выполнение опыта:
В три рассадника высаживаем по 5 семян гороха на глубину 0,5 см. Поливку проводим в одно и тоже время одинаковым объёмом воды.
-
1 рассадник – обыкновенная вода;
-
2 рассадник – водой, в которой на 10 минут замачивался сигаретный фильтр;
-
3 рассадник – водой в которой замачивалась вата, пропитанная дымом от сигареты без фильтра.
№ рассадника | время всхожести гороха |
1 | 10 дней |
2 | не взошел |
3 | не взошел |
ВЫВОДЫ: Под воздействием никотина семена гороха не развиваются. Никотин, содержащийся в воде для полива, убивает зародыши семян.
Химики: В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний 20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживают вещества).
Исследования показали, что табачный дым очень сильно загрязняет воздух.
Курящие ежегодно выбрасывают в атмосферу:
-
720 тонн синильной кислоты,
-
384 тысяч тонн аммиака,
-
108 тысяч тонн никотина,
-
600 тысяч тонн дёгтя,
-
более 550 тысяч тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.
Судья: (сигарете) Вот видишь, что ты делаешь?
Сигарета: (раздраженно) Ну а мне, какое дело?
Судья: Свидетель может быть свободен. Приглашается следующий свидетель – химик.
Химик: Ваша честь! Прошу мне разрешить провести следственный эксперимент, цель которого определить в составе табака вредные вещества, губительно действующие на здоровье человека
Судья: Разрешаю.
– Для эксперимента был приготовлен «курительный аппарат» (сигарету закрепляем в штативе через мундштук, соединяем резиновой трубкой с одной из стеклянных трубок, вставленных в коническую колбу, заполненную ватой. Вторая трубка соединена с резиновой грушой). Груша с колбой имитируют работу легких. При помощи груши нагнетаем дым от сигареты в колбу с ватой.
Поскольку табачный дым не только вдыхается курильщиком, но и загрязняет воздух, опыт проделываем в вытяжном шкафу.
Результаты опыта:
Выводы: в табаке содержится множество органических веществ, которые отравляют организм: одиннадцать алкалоидов, схожих по строению с никотином, раздражающие вещества, ядовитые газы, канцерогенные вещества (более 400 наименований).
Химик: Гражданин Судья! Свидетели! все, кто присутствует на открытом заседании суда, давайте проведем один из несложных опытов на определение реакции среды полученных растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет и убедимся в правоте сказанного.
Выполнение опыта.
ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ С СИГАРЕТАМИ.
Исследование и его анализ.
Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.
-
Получение сигаретного дыма и его растворение. Собираем прибор . Груша будет имитировать лёгкие человека. Сжимаем грушу, поджигаем сигарету и создаём грушей тягу – осторожно её разжимаем. При этом табачный дым заполняет грушу. В колбу с 20-25 мл дистиллированной воды выпускаем из груши дым. Забор сигаретного дыма повторяем несколько раз. После чего её закрываем пробкой и встряхиваем несколько раз для растворения веществ.
-
Извлечение веществ из сигаретного фильтра. Отрываем фильтр от сигареты после ‘курения” и помещаем в колбу с 10-20 мл дистиллированной водой и встряхиваем несколько раз. Полученные растворы оставляем для последующих опытов.
Определение реакции среды полученных растворов при помощи универсальной индикаторной бумаги. В полученные растворы опускаем индикаторную бумагу .
Химик: Ваша честь! При помощи универсальной индикаторной бумаги мы исследовали среду полученных растворов и доказали ее кислотный характер. Ядовитые вещества табачного дыма (аммиак, кислоты) раздражают слюнные железы, вместе со слюной ядовитые вещества попадают в желудок, действуют на слизистую оболочку желудка. Это не проходит бесследно. У меня все. Можно сесть?
Судья: Садитесь.
Судья: Все свидетели по данному делу опрошены. Суд переходит к слушанию сторон.
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПОДСУДИМОЙ.
Сигарета: Уважаемый судья! Немало горьких упреков и обвинений высказано в мой адрес. С некоторыми я не могу согласиться. Курение действительно вредное увлечение, но ведь все это происходит по вине человека. Не сигарета курит, а ее курят. И судить надо человека, о нем надо и говорить. Прошу суд меня оправдать.
Секретарь: Суд удаляется на совещание. Встать. Суд идет.
Судья: Рассмотрев дело по обвинению сигареты в отравлении человеческого организма, засорении планеты, загрязнении атмосферы, подсудимая виновной себя не признала. Просит ее оправдать. Заслушав свидетелей, проанализировав их показания, суд признает сигарету виновной в злонамеренном ухудшении здоровья человека возникновении многих заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем человек и постановляет:
-
Запрещение рекламы табачных изделий.
-
Предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма.
-
Запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним.
-
Разъяснительная работа о вреде курения.
-
Сокращение площадей выращивания табака.
-
Запрещение курения в общественных местах.
– Слово спортсменам класса . Рассказ о себе, о здоровом образе жизни.
– Слово художникам . Защита тематических плакатов
Рефлексия. Для того, чтобы определить как прошла работа на уроке, ваше эмоцианальное состояние, учитель просит учащихся определить какой из этих шариков отражает их отношение к мероприятию.
Подведение итогов:
Надеюсь, сегодня вы поняли, что курение вредно для здоровья. Мы желаем вам и вашим родителям здоровья. Надеемся, что вы избежите этой пагубной привычки и повлияете на родных и знакомых, которым справиться с ней пока не удалось.
Литература:
-
Макарычев К.А. Химия и здоровье: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов. – М.: Просвещение, 1985.
-
Буянова Н.Ю. Я познаю мир. Медицина. М, 1999.
-
Энциклопедический справочник медицины и здоровья. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2005.
-
festival.1september.ru
-
Александров А.А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе». Москва, 1998.
-
Пащенко А. «Почему мы начинаем курить». Областной центр медицинской профилактики. Калининград, 2000.
-
Пащенко А. «Что такое табак». Областной центр медицинской профилактики, 2000.
-
Пащенко А. «Легко ли бросить курить». Областной центр медицинской профилактики. Калининград, 2000.