РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги
справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В
игре ребёнок растёт и проявляет свои способности.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и
умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как
выиграть? Учащиеся любят игры, которые носят соревнующий характер. Желание решить все
эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если подросток при этом
говорит на иностранном языке, это открывает богатые возможности. Игра для детей прежде
всего- увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. В игре
главное находчивость и сообразительность. Незаметно усваивается языковой материал, а
вместе с этим возникает чувство удовлетворение. Главное наполнить учащихся эмоциями.
Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается
возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально
приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками -
эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Правильно с
методической стороны если учитель сам начинает игру
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
1) Создание психологической готовности детей к речевому общению;
2) Многократное повторение языкового материала;
3) Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Цель - проанализировать возможности использования игровых методов как средства
активизации познавательной активности подростков на уроках английского языка.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме использования игровых методов как средства
обучение подростков английскому языку.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игровых методов.
3. Выделить особенности использования игровых методов в обучении подростков
английского языка.
Объект: Игровые методы обучения английского языка.
Предмет: использование игровых методов как средство стимулирования познавательной
активности подростков на уроках английского языка.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой
проблеме; изучение психолого-педагогического опыта а аспекте изучаемого вопроса;
педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование [Елагова 2003].
Классификация игр.
Существует несколько групп игр, развивающие интеллект, познавательную активность
ребенка.
1) предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки –
предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
2) игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет-форма интеллектуальной
деятельности. Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.
Творческие ролевые игры в обучении - способ организации познавательного материала.
Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Научное предвидение,
угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить а
качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами
не являются». Учащиеся обладают огромным воображением.
Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все
действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут
письма «с мест», собирают разнообразные материал познавательного характера.
Отличительная черта этих игр- активность воображения, создающая своеобразие этой формы
деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения,
поскольку в них оно осуществляется во внешнем действий и непосредственно включается в
действие. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.
3) игры, которые используется как средство развития познавательной активности
детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать,
разгадывать, а главное-знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем
наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями
школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
4) интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры- тренинги, воздействующие на
психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения, тренированности,
подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную
активность.
В своей работе стараюсь использовать все группы игр, чтобы добиться успеха. Лучшие
дидактические игры составлены по принципу самообучения. Обучение, как правило, включают
два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Учащиеся
должны работать самостоятельно. Главную роль играют развивающие игры психологического
характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.
Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать
индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их
использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными
дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной
активности необходимо считать основной задачей развития самостоятельного мышления
ученика. Значит, необходимы группа игр и упражнений, формирующие умение выделять
основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на
обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от
нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких как игрзабота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление
анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это
то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает
важнейшее свойства учения - потребность учиться и знать»