СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра в преподавании биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно-ролевая игра относится к интерактивным методам обучения. Отличительной чертой является то, что процесс образования здесь погружен в процесс общения. Сюжетно-ролевая игра – групповое упражнение по выработке последовательных решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра в преподавании биологии»

Методические рекомендации для использования технологии ролевой игры в преподавании биологии



  1. Концептуальная основа.


Понятие педагогической технологии.

Сюжетно-ролевая игра относится к интерактивным методам обучения. Отличительной чертой является то, что процесс образования здесь погружен в процесс общения.

Сюжетно-ролевая игра – групповое упражнение по выработке последовательных решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку.

Последовательность процесса обучения группы учащихся.

  1. Участники проходят тренинг по выработке навыков и культуры ведения дискуссии, умения слушать, формулировать свои мысли, осознавать себя группой единомышленников.

  2. Учебная группа осваивает культуру взаимосогласованных действий в процессе ролевой игры. На этом этапе обучения происходит переход от восприятия позиций других участников и их понимания при высокой «эмоциональной включенности».

  3. Участники группы осваивают наиболее сложный уровень игрового имитационного моделирования.

Ролевая игра в экологическом образовании позволяет охватить одновременно процессы, занимающие в естественной природе многие десятилетия, столетия и сжать их в масштабе игрового времени, моделировать совокупный отклик природной среды на антропогенное воздействие, получая весьма полную картину возможных природных и социальных процессов.

II. Содержательная часть.

1) Цель общаяформировать эколого-природоохранное мышление и экологически ориентированные мотивы поведения.

Цель конкретнаяопираясь на полученные учащимися знания по биологии, географии, истории, обществознанию, литературе развивать представление о единстве живой и неживой природы, роли отдельного человека и человечества в целом для поддержания биологического разнообразия на планете, сохранение жизни на Земле.

2) Содержание учебного материала.

Сюжетно-ролевая игра проходит в форме суда по обвинению человека в покушении на живой мир планеты Земля. Игра имитирует судебное заседание. Содержание выступлений персонажей игры взято из научно-художественной, научно-популярной литературы.

Отбор содержания осуществлен с учетом психолого-педагогических особенностей детей I (начальная школа) и II (5-7 классы) ступеней обучения.

Содержание материала обеспечивает межпредметную связь с такими дисциплинами, как биология, география, история, обществознание, литература. Ролевую игру можно провести как на обобщающем уроке, так и внеклассное мероприятие по биологии. (Приложение № 1,3).

III. Процессуальная часть.


Методы и приемы учебной деятельности.

а) В игре взаимодействия участников создается обучающая ситуация.

б) Происходит персонализация игрового обучения.

в) Обстановка игры создает наибольшие возможности для активности обучаемого.

г) В игре проявляются находчивость, смекалка, сообразительность ее участников.

д) Формируются навыки самостоятельного приобретения знаний.

Учащиеся изучают научно-художественную, научно-популярную литературу для обсуждения предложенной тематики. Отбирают необходимый материал в соответствии с предложенной ролью.

Методы и формы работы учителя в технологии

а) Учитель, возглавляющий игру, не имеет авторитарной роли, он выполняет только функции организатора игры.

б) Рекомендует учащимся научно-художественную, научно-популярную литературу, отдельные научные книги или выдержки из них.

в) Распределяет роли с учетом индивидуальности развития, интересов.

г) Разрабатывает программу игры.

д) Предлагает атрибуты.

Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала.


Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала носит характер консультанта.

В эмпирических исследованиях зарубежных педагогов накоплен ряд наблюдений над опытом использования учебных игр:

В ходе учебной ролевой игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности.

Ролевая игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.

Ролевые игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Ролевые игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.

Ролевые игры позволяют «сжимать» время.

Ролевые игры психологически привлекательны для учащихся.

Принятие решений в ходе игры влечет за собой последствия, с которыми учащимся неизбежно приходится считаться.

Ролевые игры безопасны для учащихся (в отличие от реальных ситуаций).

Далеко не все учителя знакомы с учебными ролевыми играми, поэтому не все склонны к тому, чтобы вводить их в свое преподавание.

Ролевые игры иногда требуют больших затрат времени по сравнению с обычной учебной деятельностью.

Некоторые учебные игры акцентируют опыт деятельности, который является не основным, а дополнительным, второстепенным, по отношению к учебному материалу, подлежащему усвоению.

Материалы учебных ролевых игр сравнительно менее доступны, чем традиционные учебные материалы. Они могут быть дорогими, что вызывает трудности финансового характера.

Во время проведения игр возможны значительное оживление, высокая подвижность участников, что не всегда нравится преподавателям.

В некоторых играх число участников ограничено. После проведения учебных игр школьники больше обсуждают свою учебу с родителями, товарищами, учителями, начинают больше пользоваться библиотекой.

Ряд рекомендаций по использованию игр, специально учитывают особый характер учебного процесса, построенного на их основе. В качестве примера приведем рекомендации для педагогов (Приложение №2.)



Черты учебного процесса на основе дидактической игры

(элементы и этапы)


В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыре элемента-этапа.

1. Ориентация

Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению

Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.

3. Проведение игры как таковой

Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т. д.

4. Обсуждение игры

Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову, и т. д., побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

IV. Заключение.

Образовательная технология ролевой игры очень интересная технология, которая развивает личность ребёнка, его творческие способности, активизирует мыслительную деятельность, побуждает к практической деятельности. Подобрать материал по проведению данной технологии не составит труда учителю. Здесь проявится творчество учителя, так как он всегда знает своих детей, их актёрские способности, их индивидуальность. Поэтому учителю не составит труда распределить роли. Ролевая игра предусмотрена для проведения на первой и второй ступени обучения.




V. Приложения


Приложение № 1

Экологический суд «Будь Человеком, человек»


Секретарь: Встать, суд идет!


Судья: Здравствуйте, прошу садиться. Рассматривается дело Человека разумного. Он обвиняется в покушении на живой мир планеты «Земля».

Прошу секретаря установить явку на судебное заседание.


Секретарь: Все свидетели явились.


Судья: Устанавливается личность подсудимого. Подсудимый, встаньте. Где и когда вы родились?. Где проживаете?


Подсудимый: Я, Человек разумный - . Живу на планете Земля уже больше одного миллиона лет. Я заселил все материки, кроме Арктики и Антарктиды, но и они не лишены моего влияния.


Судья: Устанавливается личность потерпевших.


Потерпевший 1: Я, планета Земля. Мой возраст 5 млрд. лет.


Потерпевший 2: Я – птица козодой из книги Николая Сладкова «Азбука леса».


Потерпевший 3: Я – серая жаба из книги Н. Сладкова «Азбука леса».


Потерпевший 4: Я – летучая мышь из книги Н. Сладкова «Азбука леса».


Потерпевший 5: Я – филин из книги Н. Сладкова «Азбука леса».


Потерпевший 6: Я – капалуха из книги Виктора Астафьева «Весенний остров».


Потерпевший 7: Я – березка из стихотворения


Судья: Судебное заседание ведут:

государственный обвинитель___________________,

судья _________________________,

адвокат__________________,

секретарь______________________.

Подсудимый, встаньте. Вы имеете право участвовать в судебном заседании, предоставлять доказательства.

Потерпевшие, вы также имеете право, предоставлять доказательства.

Приступаем к судебному следствию. Слово предоставляется государственному обвинителю.


Прокурор: За время своего существования Человек разумный воздействовал на живой мир планеты Земля. Когда занимался собирательством и охотой, его влияние было невелико. Влияние усилилось, когда Человек овладел огнестрельным оружием, стал заниматься земледелием и скотоводством. В книге «Охрана природы» Андрей Банников приводит примеры животных, растений, исчезнувших с лица Земли. Это птица дронт, бык тур, лошадь тарпан. Растения – водопадный тополь, миндаль Вавилова, колымская смородина и др. Особенно сильное влияние на живой мир Человек стал оказывать в эпоху научно-технического прогресса. В 1963 г. вышла Красная книга, в ней списки растений и животных, численность которых резко сократилась по вине человека.


Судья: Подсудимый, признаете ли вы себя виновным?


Подсудимый: Частично. Все началось очень давно, более миллиона лет назад, вначале я был слабее природы. Чтобы выжить, я должен был покорить ее. Борьба шла не на жизнь, а на смерть. Развивался мой разум. Разум – это моя сила. Благодаря разуму, год за годом, век за веком я завоевывал природу. Из этого поединка вышел победителем. Я подчинил себе живую природу. Все животные и растения – все в моей власти. Я торжествую победу, но, конечно, никакая победа не обходится без жертв, но они малы, по сравнению с тем, что я достиг.

Прокурор: Предоставляю доказательства по делу.


Судья: Заслушаем показания потерпевших.


Потерпевший: Я – планета Земля.

Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллионы лет.

Я так устала, плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает Человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда.

А что мне стоит только штат Невада,

Его подземных взрывов череда.

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о своей Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясенья,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают славой боль Земли.

Очнитесь, люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасли.


Потерпевший: Я – птица козодой из книги Н. Сладкова «Азбука леса». Очень обижена я на людей. Не любят они меня. Имя дали какое-то странное, как будто я коз дою. А козодой коз не доит, и не доил никогда. Он молока даже в рот не брал. Летаем мы, козодои, над стадами животных и на лету большим ртом, как сачком, ловим насекомых. Большую пользу приносим.


Потерпевший: Я – серая жаба из книги Н. Сладкова «Азбука леса». Сама знаю, что не красавица я с виду. Но зачем об этом все время напоминать. Только и слышишь – ядовитая жаба, пучеглазая жаба, кривоногая жаба, вредная жаба, толстая жаба. Ядовитая, так если меня зубами схватить или языком лизнуть, а если просто руками потрогать, то никакого вреда не будет, бородавки не появятся – это все суеверия. А толстая, потому что для людей стараюсь. Сады и огороды от слизней и гусениц очищаю, не щадя живота своего. Людям бы спасибо сказать, а они обзываются и палкой замахиваются. Завидев, орут, в сторону шарахаются. Но не всем же быть красавицами.


Потерпевший: Я – летучая мышь из книги Н. Сладкова «Азбука леса». На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором бы рассказывали столько легенд и небылиц. Очень боятся нас люди, считают оборотнями, обвиняют в дружбе с нечистой силой. Не нравится людям, что темноту мы любим, что на обычных птиц и животных не похожи. Что делать, если уродились мы такими. Обижают и убивают нас часто, но мы же друзья Человека. В большом количестве уничтожаем комаров, мошек, слепней.


Потерпевший: Я – уж из книги Н. Сладкова «Азбука леса». Ох, как надоело мне притворяться, лежать кверху брюхом, запрокинув голову и выставив из красной пасти черный язык – рогульку. Издавать запах дохлятины, на которую даже мухи слетаются. И все это от неграмотности Человека. Чуть меня завидят: «Змея, змея», - кричат, убить пытаются. Вот и лежу дохлее дохлого. А как отойдут, бросаюсь в заросли со всех ног, хотя безногий.


Потерпевший: Я – филин из книги Н. Сладкова «Азбука леса». Не любят меня люди, говорят: я серый, всклоченный. Серый, чтобы ночью не видно было. Всклоченный, потому что так перья расположены, чтобы полет был бесшумный. Глаза мои пучеглазые тоже не нравятся. Бегут от меня, говорят, что беду приношу. А только так ли это. Мы вместе со своими сестрами-совами очень большую пользу приносим. Истребляем мышей-полевок. Если бы не мы, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Вот и подумайте: бить или любить нас надо.


Потерпевший: Я – капалуха из книги В. Астафьева «Осенний остров». Я – глухарка, капалухой меня называют охотники. Свое гнездо устраиваю на земле. Устилаю его пухом, который выщипываю на животе. Яйца грею голым телом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам. Я заботливая мать. Однажды гнездо нашли ребята, и если бы не подошедший учитель, оно было бы разорено. Ох, и натерпелась я страха.


Потерпевший: Я – березка из .

Я, березка белая, я в лесу жила.

Горем поделить к вам сюда пришла.

Про мою обиду, про мою беду

С самого начала речь я поведу.

Я шумела весело летом и весной,

Птицы голосистые пели надо мной.

Приходили люди в жаркий летний день,

Под моими ветками находили тень.

Радовались, глядя на мою листву.

Радовались люди, что и я живу.

Но житью хорошему вдруг настал конец.

В лес пришел однажды мальчишка-сорванец.

Он изрезал ножичком всю мою кору.

Было очень больно мне, думала, умру,

Но не успокоился – он поджег меня.

Корчились листочки, сохли от огня.

Вы ему напомните, сорванцу тому,

Про березку стройную в пламени, в дыму.

Ведь березка каждая тоже хочет жить,

С ветерком шептаться, с ручейком дружить.

Ведь березку каждую следует беречь,

Но зачем березку резать или жечь.


Судья: Суд выслушал показания потерпевших. Заслушаем свидетелей.

Приглашается свидетель – ворона серая из книги Н. Сладкова «Азбука леса».


Свидетель: Про меня говорят, что ворона не проворонит. Конечно, не провороню. Да только вороний глаз тут ни при чем. Подойдет человек к птичьему гнезду, птички затревожатся, запищат, а я тут как тут, уйдет, а мне по помятой траве, пригнутым веткам гнездо птичье хорошо видно. Страшен птицам вороний глаз, а человеческий еще больше. Он нам, воронам, на гнездо указывает.


Судья: Приглашается свидетель Семен Верста из повести Николая Дубова «Небо с овчинку».

Свидетель: Я – Семен Верста. Парень я деревенский. Очень возмущен поведением горожан. Грибы приедут собирать, ничего не видят, не понимают. Вытопчут, как кони, все грибы, а сами ничего не наберут. Вырывают, грибницу портят. Рыбу взрывчаткой глушат. А что тут: киты или сомы пудовые. Мусор всякий кидают. Прошлым летом я сам порезал ногу и едва не умер. А нынешней весной Кострицына корова легла и пропорола вымя какой-то железякой. Железяку бросили приезжие. Сельские ее сюда не понесут, ведь ее в дело можно употребить. А летом прошлого года кто-то зажег костер и бросил. От него сосняк, где много хвороста, чуть не загорелся. Что с приезжими делать, не известно.

Судья: Приглашается свидетель – деревенская собака из повести Н. Дубова «Небо с овчинку».


Свидетель: Я – деревенская собака, существо особенное. С тех пор, как мать перестанет кормить нас своим молоком, я редко бываю сытой. Среди хозяев распространено удобное для них и вполне дикарское убеждение, что досыта кормить собаку не следует. Тогда она будет злее и лучше сторожить. На сельских свалках тоже не разъешься. Сельский житель не выбросит кусок хлеба, даже корки. Все съедают сами люди или скот. Однако любим мы своих хозяев, даже если они жмоты. Охраняем их.


Судья: Приглашается свидетель муравей из стихотворения Сергея Михалкова «Будь Человеком».


Свидетель: В лесу мурашки-муравьи живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы, а няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой.

С утра до вечера шуршит в траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял и муравьиный дом

Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.

Покой и труд большой семьи нарушила беда

В дыму метались муравьи, спасаясь, кто куда.

Трещала хвоя, тихо тлел сухой опавший лист.

Спокойно с верху вниз смотрел жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал, себя я не виню, -

Ведь ты того не создавал, что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век, и сам – не муравей,

Будь Человеком, человек, ты на Земле своей.


Судья: Суд переходит к обсуждению прений. Слово предоставляется государственному обвинителю.


Прокурор: Факты, приведенные свидетелями, потерпевшими убедительно доказывают вину человека. Они говорят о его безответственности перед грядущими поколениями. В этом его самая большая вина. Человек оставляет в природе не следы, как пишут Аркадий Гаев и Вера Самарина в книге «Наши следы в природе», а наносит живой природе глубочайшие раны. Я считаю человека чиновным.


Судья: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Говоря о совершении человеком преступления, нужно принять во внимание смягчающие вину обстоятельства. Подсудимый человек частично признает свою вину. Это говорит в его пользу. Суд должен принять во внимание также те обстоятельства, которые толкали обвиняемого на преступление. Вспомним Васютку из рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро». Заблудившийся в тайге мальчик, чтобы выжить, вынужден был застрелить глухаря, уток. Николай Михайлович Верзилин в книге «По следам Робинзона» дает рекомендации, как, оказавшись в экстремальных ситуациях, сварить дубовую кашу, сделать масло из древесных веток, хлеб из корневищ кувшинки, а всякое использование, даже в благородных целях, влечет уничтожение.


Прокурор: Я не согласен с позицией адвоката. Он считает, что вину подсудимого смягчает то обстоятельство, что человек преследовал благородные цели. Но благородные цели не должны достигаться дорогой ценой. Михаил Пришвин в книге «Беличья память» пишет: «Каждый из нас родится хозяином природы. Он должен научиться понимать природу, чтобы получить право ей распоряжаться. Рыбе – вода, зверю – лес, степи – горы. А человеку нужна родина. И охранять природу, значит охранять Родину.


Судья: Судебные прения закончились. Предоставляем последнее слово подсудимому.


Подсудимый: Я повторяю ещё раз, что я признаю свои преступления частично!


Судья: Суд удаляется на совещание.


Чтец: Автор А. Макаров.

Останьтесь на земле, осина, дуб и клен,

Я показать хочу живую землю сыну –

Высокий мощный дуб и тонкую осину

На полотне весны, где свет со всех сторон

Останьтесь на земле, орел, журавль и стриж,

Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой

Увидел журавля, похожего на скрипку.

И взмах смычка – стрижа над тусклым блеском крыш.

Останьтесь на земле, пшеница, рожь, ячмень,

Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру

На незакатный час, на безупречный день.


Секретарь: Встать, суд идет!


Судья: На основании законов об охране природы, на основании показаний свидетелей и потерпевших суд обвиняет Человека в совершении преступления против живого мира планеты Земля. Суд призывает Человека к голосу разума.

Автор Юрий Решетников.

Создана планета для людей. Мир земной вокруг похож на сказку.

Не стреляйте белых лебедей, и цветы не рвите понапрасну.

Не губите светлых рек окрест, не глушите музыкою трели.

Пусть друзьями будут луг и лес и ружьем не пуганые звери.

Пейте с трав студеную росу, чтобы ваши песни звонче были.

Не губите чудную красу, если вы когда-нибудь любили.

Пусть шумят приветливо леса, ландышами пахнут перелески,

И тревожит сердце голоса лебедей, плывущих в поднебесье.

Информационные носители.


  1. Астафьев В. «Васюткино озеро». – М.: Просвещение, 2002.

  2. Астафьев В. «Весенний остров». – М.: Просвещение, 1990.

  3. Банников А. «Охрана природы». – М.: Просвещение, 1994.

  4. Верзилин Н.М. «По следам Робинзона». М.: Просвещение, 1990.

  5. Гаев А., Самарина В. «Наши следы в природе». М.: Просвещение, 1990.

  6. Дубов Н. «Небо с овчинку». – М.: Детская литература, 1970.

  7. Михалков С. «Избранные произведения». – М.: Художественная литература, 1991.

  8. Пришвин М. «Беличья память». – М., 2000.

  9. Сладков Н. «Азбука леса». – М., 2002.


Приложение № 2

Рекомендации по использованию учебных ролевых игр


Игры и имитации предоставляют возможность обучаться на собственном опыте, а не выслушивая рассказ учителя. Грамотно подготовленная игра и имитация предполагает глубоко продуманные учебные цели, структуру, обеспечиваемую ведущим, высокий уровень включенности участников, анализ и обсуждение приобретенного опыта или полученной информации. Игры и имитации могут быть придуманы и разработаны самим ведущим или взяты из различных источников.

Участники

Учащиеся обучаются опытным путем, глубоко вовлекаются в выполнение задания. Несмотря на то, что роль ведущего имеет большое значение в создании игровой ситуации, само обучение происходит посредством приобретаемого опыта.

Ход игры или имитации

Игры-имитации могут быть применены в ряде моментов учебного процесса. Принимая решение, что именно игра-имитация является подходящим методом обучения в конкретной ситуации, ведущий должен продумать, как представить ее, какова будет ее структура, как будут обсуждаться результаты. Несмотря на то, что в любой учебной игре-имитации присутствуют учебные цели и задачи, совсем не обязательно говорить о них участникам с самого начала.

Ведущему следует заранее определить для себя степень своей откровенности с участниками и решить, насколько он посвятит их в свои планы. Письменные или устные инструкции должны быть ясными и простыми для понимания.

Перед началом игры ведущему нужно как следует познакомиться с ее правилами, подготовить все необходимое, распределить роли участников и принять решение об ее продолжительности.

Подведение итогов

Игра-имитация должна быть рассмотрена на двух уровнях - анализ самого процесса и обсуждение возможностей использования опыта в других ситуациях. Очень важно иметь в виду, что не все участники, пройдя через одну и ту же процедуру, оценят ее одинаково.























15