Волкова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы МКОУ «Бодеевская СОШ»
Лискинского района
2016 г.
- «Задача школы — не дать объем знаний,…— а научить учиться.» А.Г.Асмолов
Ролевой репертуар современного учителя
- Фасилитатор
- Модератор
- Коуч
- Тьютор
Фасилитатор
Что такое фасилитация?
Фасилитация (англ. facilitate – облегчать, помогать) – облегчение взаимодействия внутри группы, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.
Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала .
Примеры фасилитаторов
Описание Лао-цзы
Среди правителей наилучший тот,
Чье существование люди едва замечают; Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят; Хуже всех правитель, которого презирают. «Люди не уважают того, Кто не уважает людей». Мудрый правитель, добившись своей цели, Не славит свои труды, И люди скажут: «Мы сделали это сами»
Объект внимания - группа
Цель фасилитатора - создание условий для эффективной групповой работы, путем задания регламентов, ролевой структуры, организации пространства.
Вариант Алгоритма урока, построенного на фасилитации:
1.Определение темы и цели, которую нужно достичь.
2.Сбор идей. Определение присутствия проблем.
3.Формирование рабочих групп.
4. Отработка темы.
Модератор
Модерация – помощь в нахождении решения ( Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать)
Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание»
Объект внимания – содержание деятельности
Функции :
Организация процесса принятия решений по модели, приемлемой для всех участников
Повышение креативности предложений
Согласование различных точек зрения
Фиксация групповой и индивидуальной ответственности за результат
Обсуждение плана совместных действий
- Организация процесса принятия решений по модели, приемлемой для всех участников Повышение креативности предложений Согласование различных точек зрения Фиксация групповой и индивидуальной ответственности за результат Обсуждение плана совместных действий
«Правила игры»:
- Правило 1. Высказывания должны быть краткими
- Правило 2. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно
- Правило 3. Главные идеи и предложения должны быть визуализированы
- Правило 4. Все обсуждения ведутся письменно
- Правило 5. Применять так называемые «конфликтные знаки»
Коуч
Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) —это технология для раскрытия потенциала человека.
Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания.
Предполагается достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.
Философия коучинга:
• каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.
• каждый человек может все, что он захочет.
• каждый человек знает, чего он хочет.
• для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.
• хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.
• каждый человек отвечает за то, как проходит его жизнь.
« Успех в учении-единственный источник внутренних сил , рождающий энергию для преодоления трудностей , желания учиться…»
К. Д. Ушинский
Коуч помогает ученику поверить в себя и использовать все свои внутренние ресурсы, чтобы достигнуть новых высот и добиться желаемых.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию , преодолеть изолированность и пассивность.
.
13
Тьютор
Тьютор (в переводе с английского tutor ) означает "домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун".
Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора - создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется.
Технологии открытого образования :
- технологии проектирования,
- исследовательские методы,
- дебаты,
- образовательный туризм,
- портфолио,
- развитие критического мышления при чтении и письме,
- творческие мастерские,
- и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!