Ролевые игры как один из этапов дифференцированного подхода в обучении английскому языку как средству развития личности ребенка.
Проблемам умственного развития учащихся развивающего обучения посвящены многие психологические исследования. Это связано с решением одной из важнейших педагогических проблем — повышать качество школьного обучения.
Всеобщее признание получили принципы развивающего обучения ( Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), обеспечивающие сознательность учения, активность учащегося, возможность их самостоятельной работы. Всеми признается необходимость создавать такие условия обучения, которые обеспечивают взаимодействие двух сторон учебной деятельности — мышления (словесно — логической стороны учения) и процессов наблюдения, использования представлений (чувственной стороны).
В условиях реализации ФГОС учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов, бесспорно, можно считать ролевую игру, языковые, речевые игры. Это средство, повышающее эмоциональный фон ученика, вызывающее и поддерживающее интерес к обучению, позволяющее учащимся «проявить себя», самоутвердиться. Это мощный стимул к овладению языком.
Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, расширяет контекст деятельности; выступает как активное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуации обучения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уровне реальной коммуникации, дает возможность использовать язык как средство общения. Тем самым, ролевые игры способствуют реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучению иностранному языку как коммуникации в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей; преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-ученик и т. д.
Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория — это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс — это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении — это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Активизировать учебный процесс позволяет игра.
Особое значение ролевые игры приобретают в обучении иноязычной речи, диалогической речи школьников подросткового возраста. Известно, что учащихся переходного возраста характеризует «чувство взрослости»: подростки стремятся быть похожими на взрослых, представлять себя взрослыми и совершать соответствующие речевые поступки. Ролевая игра как раз и обеспечивает обучение на взрослом уровне, позволяет детям проявить инициативу и самостоятельность. Ее применение способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка и ее поддержанию в последующих классах в школе. В этом заключается целесообразность ролевых игр.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, чем-то поделиться с собеседником. В отличии от диалога или пъесы, которая обучает тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе ученикам говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто сможет наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения. Ролевая игра позволяет решить многие педагогические и психологические проблемы благодаря своей природе, функциям.
В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности ролевые игры могут проводиться в парах (такие игры направлены на тренировку в употреблении лексических единиц и грамматических структур), в подгруппах, включающих 3-5 чел., и в целой группе (обеспечивается выход в речь).
Ролевые игры в парах — наиболее простой вид данного методического приема. Многие авторы рекомендуют использовать для парной игры анкеты, которые участники игры должны заполнить, задавая вопросы друг другу. Время, отводимое на эту работу, должно быть ограничено.
Ролевая игра в подгруппах — может проводиться по-разному. Большинство авторов считают, что все подгруппы должны играть одновременно в так называемых buzz groups, работу которых контролирует преподаватель, переходя от одной подгруппы к другой. Однако допускается вариант, когда подгруппы играют по очереди.
Пример ролевой игры в подгруппах:
Каждая подгрппа — семья, планирующая свой отпуск (усложняющим элементом такой игры может быть несовпадение времени отпусков, вкусов, интересов членов семьи и т. п.). По мнению автора этой игры (Watchyn-Jones P.), она может быть эффективным приемом для тренировочной работы — закрепление степеней сравнения прилагательных, будущего времени глагола, разговорных формул, выражающих согласие/несогласие, убеждение и т. п., лексических единиц по теме «Отдых», «Путешествие»; вместе с тем при наличии проблемных установок в этой игре присутствует выход в речь.
Заслуживают внимания ролевые карточки,разработанные одним из методистов (Lunch M). Каждый участник ролевой игры получает карточку довольно большого формата, выполненную из картона. Одна сторона карточки одинакова для всех участников и дает основную информацию о ролевой ситуации и о проблеме, которую нужно решить (это может быть карта, статья из газеты, объявление). Оборотная сторона карточек для разных участников различна, они содержат информацию о данном действующем лице, указывают возможную линию поведения (однако участник игры имеет право ей пользоваться). Такой раздаточный материал удобен при работе, хорошо оформлен и вызывает интерес у учащихся.
При проведении ролевой игры можно использовать средства наглядности. Например, вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация. Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответстсвии с ситуацией. Так, можно раздать карточки с телефонами и разыграть диалог по телефону. Перед началом игры ученики (5 кл) учатся называть номер телефона по-английски. У каждого имеется на парте игрушечный телефон и справочник с фамилиями. У каждого — карточка -задание:
позвони по телефону, пригласи подругу в гости, узнай, что она делает в данный момент;
тебя приглашают в гости, можешь согласиться или отказаться;
ты — мама. Звонит телефон. Ты поднимаешь трубку, просят позвать к телефону твою дочь.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, общеобразовательном, воспитательном отношениях. В процессе ролевой игры происходит одновременное совершенствование и развитие навыков в использовании языкового материала, но главная задача — общение, мотивированное ситуацией и ролью. Поэтому ролевой игре следует отводить место на завершающем этапе работы над темой.