СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романская архитектура Западной Европы. Время создания сооружений, типы сооружений, особенности стиля.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Романская архитектура Западной Европы. Время создания сооружений, типы сооружений, особенности стиля.

Просмотр содержимого документа
«Романская архитектура Западной Европы. Время создания сооружений, типы сооружений, особенности стиля.»

Искусство Западной Европы (11-12 века) Романский стиль

Клуатр являлся центром монастырской жизни.

Искусство Западной Европы (11-12 века)

Романский стиль

   Это эпоха возникновения монументальной архитектуры, скульптуры и живописи феодализма. Первоначально культурные очаги возникли в странах около Средиземного моря и испытывали большое влияние римской (по-латыни - рома) культуры, отсюда и название - романская. Центрами церковного образования, а другого уже не было, становились монастыри. Историческая обстановка была необыкновенно бурной: разрушение рода, крестовые походы, войны - все это порождало ощущение таинственности и греховности мира Главной задачей человека при жизни стал поиск путей спасения души. Спасти душу можно было, став монахом или совершая паломничества к местам захоронения святых и мучеников.
   Наряду с этим расцвет феодализма вел к строительству монументальных сооружений - замков. Они возводились в суровом стиле из мощных каменных плит, на высоких местах: скалистый холм, вершина горы, высокий берег моря, реки. Стены окружались высокой стеной с зубцами, в крепость вел подъемный мост, повисший надо рвом. По углам крепости высились сторожевые башни, в центре располагалась главная башня -Донжон, круглая или четырехугольная. Вокруг башни - двор с постройками. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром.
   Этот опыт был перенесен и на монастырское строительство. К южной стене храма примыкал прямоугольный открытый двор, окружённый галереей -клуатр. В средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец. Клуатр являлся центром монастырской жизни. В центре монастыря ставился храм с двумя башнями с западной стороны, то есть со стороны входа - портала. По форме такое здание представляло из себя базилику, в плане латинский крест, вход оформлен порталом (от лат. "порта" - дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Поперечный неф - трансепт проходил перед алтарной частью. Храм мог быть трехнефным или пятинефным. Апсида -полукруглое или граненное завершение - ориентировалась на восток.
   Храм был призван вместить в себя массу людей: мирян, духовенство, знать, паломников. Над пересечением главного нефа с поперечным (трансептом) находилась башня. Внутри храма это место отмечалось аркой (по типу триумфальных римских). За аркой в алтарной части могло находиться только духовенство. Над боковыми нефами проходили галереи второго яруса. Свет падал из окон боковых нефов. Под алтарем помещалась подземная сокровищница – крипта. Перекрытие потолка не прямое, а полуциркульное, то есть свод. Применение сводов требовало усиления стен, их большей массивности. Колонны, бывшие в римских базиликах, заменили тяжелые столбы. Снаружи такой храм больше напоминал замок. Идея та же, что во внешнем облике Святой Софии в Константинополе: мир, окружающий человека, греховен и тяжел.
   Но и интерьер романского храма суров: тяжелые стены, щелевидные окна, мало света, тяжелые полуциркульные арки, застывшие фигуры святых в нишах. Основным строительным материалом романского зодчества был камень.





Знаменитые сооружения романского стиля

   Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим, накапливая все больший опыт. Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. Клюни - город во Франции, в Бургундии. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Петра в Риме построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Клюни стал центром Бенедектинского монашеского ордена.
Соборы Германии. 
   Немецкие храмы суровые, мощные, напоминают крепости и замки.
Собор в Вормсе (1171 г -1234 г.) 
   Построен как замок и поэтому имеет суровое величие и мощь. Западные башни круглые, окна начинаются в башнях только на верхних ярусах. Элементы декора - галереи. Скульптура расположена у подножия колонн.
Собор в Шпейере (1030 г. до XII в) 
   Имеет квадратные башни на востоке и западе, башни над средокрестием, сам объем вытянут.
Майнцский собор
   Трёхнефная базилика с колоннами. Декор - небольшие галереи и ниши. В дальнейшем достраивался в стиле готики и барокко.
Испания
   Четыре дороги вели к церкви Сант Яго да Компостела, расположенной на северо-востоке Испании, где хранились мощи апостола Иакова. На каждой из них в романскую эпоху возникли большие паломнические базилики. В основе плана собора в Компостеле лежит латинский крест. Это трехнефная церковь с трехнефным трансептом и большой восточной частью с девятью капеллами. Над боковыми нефами – хоры. В каждой капелле был устроен собственный алтарь и хранились священные реликвии.
   В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.