Просмотр содержимого документа
«Романская архитектура Западной Европы. Время создания сооружений, типы сооружений, особенности стиля.»
Искусство Западной Европы (11-12 века) Романский стиль
Клуатр являлся центром монастырской жизни.
Искусство Западной Европы (11-12 века)
Романский стиль
Это эпоха возникновения монументальной архитектуры, скульптуры и живописи феодализма. Первоначально культурные очаги возникли в странах около Средиземного моря и испытывали большое влияние римской (по-латыни - рома) культуры, отсюда и название - романская. Центрами церковного образования, а другого уже не было, становились монастыри. Историческая обстановка была необыкновенно бурной: разрушение рода, крестовые походы, войны - все это порождало ощущение таинственности и греховности мира Главной задачей человека при жизни стал поиск путей спасения души. Спасти душу можно было, став монахом или совершая паломничества к местам захоронения святых и мучеников.
Наряду с этим расцвет феодализма вел к строительству монументальных сооружений - замков. Они возводились в суровом стиле из мощных каменных плит, на высоких местах: скалистый холм, вершина горы, высокий берег моря, реки. Стены окружались высокой стеной с зубцами, в крепость вел подъемный мост, повисший надо рвом. По углам крепости высились сторожевые башни, в центре располагалась главная башня -Донжон, круглая или четырехугольная. Вокруг башни - двор с постройками. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром.
Этот опыт был перенесен и на монастырское строительство. К южной стене храма примыкал прямоугольный открытый двор, окружённый галереей -клуатр. В средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец. Клуатр являлся центром монастырской жизни. В центре монастыря ставился храм с двумя башнями с западной стороны, то есть со стороны входа - портала. По форме такое здание представляло из себя базилику, в плане латинский крест, вход оформлен порталом (от лат. "порта" - дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Поперечный неф - трансепт проходил перед алтарной частью. Храм мог быть трехнефным или пятинефным. Апсида -полукруглое или граненное завершение - ориентировалась на восток.
Храм был призван вместить в себя массу людей: мирян, духовенство, знать, паломников. Над пересечением главного нефа с поперечным (трансептом) находилась башня. Внутри храма это место отмечалось аркой (по типу триумфальных римских). За аркой в алтарной части могло находиться только духовенство. Над боковыми нефами проходили галереи второго яруса. Свет падал из окон боковых нефов. Под алтарем помещалась подземная сокровищница – крипта. Перекрытие потолка не прямое, а полуциркульное, то есть свод. Применение сводов требовало усиления стен, их большей массивности. Колонны, бывшие в римских базиликах, заменили тяжелые столбы. Снаружи такой храм больше напоминал замок. Идея та же, что во внешнем облике Святой Софии в Константинополе: мир, окружающий человека, греховен и тяжел.
Но и интерьер романского храма суров: тяжелые стены, щелевидные окна, мало света, тяжелые полуциркульные арки, застывшие фигуры святых в нишах. Основным строительным материалом романского зодчества был камень.
Знаменитые сооружения романского стиля
Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим, накапливая все больший опыт. Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. Клюни - город во Франции, в Бургундии. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Петра в Риме построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Клюни стал центром Бенедектинского монашеского ордена.
Соборы Германии.
Немецкие храмы суровые, мощные, напоминают крепости и замки.
Собор в Вормсе (1171 г -1234 г.)
Построен как замок и поэтому имеет суровое величие и мощь. Западные башни круглые, окна начинаются в башнях только на верхних ярусах. Элементы декора - галереи. Скульптура расположена у подножия колонн.
Собор в Шпейере (1030 г. до XII в)
Имеет квадратные башни на востоке и западе, башни над средокрестием, сам объем вытянут.
Майнцский собор
Трёхнефная базилика с колоннами. Декор - небольшие галереи и ниши. В дальнейшем достраивался в стиле готики и барокко.
Испания
Четыре дороги вели к церкви Сант Яго да Компостела, расположенной на северо-востоке Испании, где хранились мощи апостола Иакова. На каждой из них в романскую эпоху возникли большие паломнические базилики. В основе плана собора в Компостеле лежит латинский крест. Это трехнефная церковь с трехнефным трансептом и большой восточной частью с девятью капеллами. Над боковыми нефами – хоры. В каждой капелле был устроен собственный алтарь и хранились священные реликвии.
В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.