СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романское искусство х – хii вв. конструктивные и образно—художественные особенности романских сооружений

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Романское искусство X-XII вв. Конструктивные и образно-художественные особенности романских сооружений" (с вопросами для повторения). Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Романское искусство х – хii вв. конструктивные и образно—художественные особенности романских сооружений»

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО Х – ХII ВВ. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ОБРАЗНО—ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНСКИХ СООРУЖЕНИЙ Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО Х – ХII ВВ. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ОБРАЗНО—ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Презентацию подготовила

Преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна

Романский стиль Романский стиль.  Название этого стиля произошло от латинского 

Романский стиль

  • Романский стиль.
  • Название этого стиля произошло от латинского  "romanus"  - римский – это художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10–12 вв. (в ряде мест – и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале 19 в.
  • Почему его стали называть романским?
  • Романский стиль начал возрождение архитектурных традиций Древнего Рима и в результате получил свое название.
  • Постройки этого времени преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а в средние века такие сооружения считались романскими (построенными по римскому способу), в отличие от деревянных построек.
Романский стиль Географически искусство, получившее название романского, развивается в той части Европы, которая распростерлась от Испании до Польши, включая на юге Италию, а на севере – Великобританию и Скандинавские страны.

Романский стиль

  • Географически искусство, получившее название романского, развивается в той части Европы, которая распростерлась от Испании до Польши, включая на юге Италию, а на севере – Великобританию и Скандинавские страны.
Романский стиль Романский стиль принадлежит эпохе феодальной раздробленности, наступившей после распада империи Карла Великого в 843 году, и само распадается на много самостоятельных, даже изолированных друг от друга художественных школ. Романский стиль был распространен повсеместно, но ярче, «классичнее» всего – в искусстве Германии и Франции. Франкская империя при Карле Великом. Карта

Романский стиль

  • Романский стиль принадлежит эпохе феодальной раздробленности, наступившей после распада империи Карла Великого в 843 году, и само распадается на много самостоятельных, даже изолированных друг от друга художественных школ.
  • Романский стиль был распространен повсеместно, но ярче, «классичнее» всего – в искусстве Германии и Франции.

Франкская империя при Карле Великом. Карта

Феод Государства тогда представляли собой конгломераты отдельных, замкнутых, вечно враждующих феодов (поместий). Феод – наследственное земельное владение, пожалованное за службу

Феод

  • Государства тогда представляли собой конгломераты отдельных, замкнутых, вечно враждующих феодов (поместий).
  • Феод – наследственное земельное владение, пожалованное за службу
Каждый феод был крепостью, каждый феодальный сюзерен пользовался неограниченными правами внутри своего феода и имел своих вассалов. Крестьяне были крепостными своего сеньора и его вассалов, служа им как данники и как войско. Притеснял их собственный сеньор, но страшнее были набеги соседних феодалов.
  • Каждый феод был крепостью,
  • каждый феодальный сюзерен пользовался неограниченными правами внутри своего феода и имел своих вассалов.
  • Крестьяне были крепостными своего сеньора и его вассалов, служа им как данники и как войско. Притеснял их собственный сеньор, но страшнее были набеги соседних феодалов.
План Средневекового Монастыря Сильными феодальными властелинами были монастыри. Основой единства романского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).

План Средневекового Монастыря

  • Сильными феодальными властелинами были монастыри.
  • Основой единства романского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние.
  • Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Набеги и сражения составляли стихию жизни . Эта суровая эпоха рождала настроения воинственного экстаза, как в знаменитой сирвенте трубадура Бертрана де Борна: Люблю я гонцов неизбежной войны, О, как веселится мой взор! Стада с пастухами бегут, смятены, И трубный разносится хор Сквозь топот тяжелых коней! Бертран де Борн
  • Набеги и сражения составляли стихию жизни .
  • Эта суровая эпоха рождала настроения воинственного экстаза, как в знаменитой сирвенте трубадура Бертрана де Борна:
  • Люблю я гонцов неизбежной войны,
  • О, как веселится мой взор!
  • Стада с пастухами бегут, смятены,
  • И трубный разносится хор
  • Сквозь топот тяжелых коней!

Бертран де Борн

Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает и романское искусство. Основное, что оно создало, – это замок–крепость или храм-крепость. Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога. Замок Каркассон. Франция Бог также мыслился в образе высшего феодала, справедливого, но беспощадного, несущего не мир, но меч. Романская базиликальная церковь – это возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями. В нем чувствуется большая внутренняя сила. Вормсский собор. Германия
  • Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает и романское искусство. Основное, что оно создало, – это замок–крепость или храм-крепость. Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога.

Замок Каркассон. Франция

Бог также мыслился в образе высшего феодала, справедливого, но беспощадного, несущего не мир, но меч.

Романская базиликальная церковь – это возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями. В нем чувствуется большая внутренняя сила.

Вормсский собор. Германия

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Церковь Сен Мишель Замок Карлштейн Чехия Схема средневекового замка-города Аббатство Мон-Сен-Мишель 
  • Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена.
  • Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью.

Церковь Сен Мишель

Замок Карлштейн Чехия

Схема средневекового замка-города

Аббатство Мон-Сен-Мишель 

Наружный облик построек Романского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в Романском стиле одним из важнейших элементов архитектурных композиций.
  • Наружный облик построек Романского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в Романском стиле одним из важнейших элементов архитектурных композиций.
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Собор в Шпейере Германия
  • Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.

Собор в Шпейере Германия

Храмы романского стиля Базиликальный тип раннехристианского храма Храм Кветера Х в. Грузия Центрический тип раннехристианского храма Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня – тибурий . Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы.

Храмы романского стиля

Базиликальный тип раннехристианского храма

Храм Кветера Х в. Грузия

Центрический тип раннехристианского храма

  • Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви;
  • в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня – тибурий .
  • Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы.
В зодчестве Франции, где первоначальные формы Романского стиля появляются уже в конце 10 в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, Базилика Сен-Сернен Места Тулуза Франция цилиндрический свод
  • В зодчестве Франции, где первоначальные формы Романского стиля появляются уже в конце 10 в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых,

Базилика Сен-Сернен Места Тулуза Франция

цилиндрический свод

а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами. Такой  вид имеет  церковь Сен-Сернен в Тулузе , построенная  около 1080 — 12 в. и названая в честь св. Сернена – первого епископа Тулузы. Тип паломнического храма стал самобытным приобретением эпохи. Святыни выросли на так называемом Пути Святого Иакова, по которому паломники шли в Испанию, в собор Сантьяго-де-Компостела. Особенность таких «паломнических храмов» — «обходные» галереи, в которые переходят боковые нефы, они  продолжаются за трансептами и огибают алтарные апсиды. Такое архитектурное решение давало возможность поклониться святыне и продолжить паломнический путь, не создавая помех другим верующим. Церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 в.
  • а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами. Такой  вид имеет  церковь Сен-Сернен в Тулузе , построенная  около 1080 — 12 в. и названая в честь св. Сернена – первого епископа Тулузы.
  • Тип паломнического храма стал самобытным приобретением эпохи. Святыни выросли на так называемом Пути Святого Иакова, по которому паломники шли в Испанию, в собор Сантьяго-де-Компостела. Особенность таких «паломнических храмов» — «обходные» галереи, в которые переходят боковые нефы, они  продолжаются за трансептами и огибают алтарные апсиды. Такое архитектурное решение давало возможность поклониться святыне и продолжить паломнический путь, не создавая помех другим верующим.

Церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 в.

Французское романское зодчество В целом французское романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ: к особой монументальности композиций тяготела бургундская школа (так называемая церковь Клюни-3) , к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в.); в Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал (однопролётный или трехпролётный), развивающий, вероятно, мотив древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле) .  Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059–66). церковь Клюни-3 церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в. церковь Сен-Трофим в Арле церковь Ла Трините в Кане, 1059–66

Французское романское зодчество

  • В целом французское романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ: к особой монументальности композиций тяготела бургундская школа (так называемая церковь Клюни-3) , к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в.); в Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал (однопролётный или трехпролётный), развивающий, вероятно, мотив древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле) .
  • Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059–66).

церковь Клюни-3

церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в.

церковь Сен-Трофим в Арле

церковь Ла Трините в Кане, 1059–66

Французское романское зодчество В светской архитектуре романского стиля во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном . ((франц. donjon - господская), главная, отдельно стоящая башня феодального замка , четырёхугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля).

Французское романское зодчество

  • В светской архитектуре романского стиля во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном . ((франц. donjon - господская), главная, отдельно стоящая башня феодального замка , четырёхугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля).

Французское романское зодчество

  • К вершинам романского изобразительного искусства Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей, например, «Страшный суд», рельеф тимпана западного портала в Отёне –
  • мастер Жизлеберт решительно отказался от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое. Зритель лишь постепенно начинает различать отдельные сцены. Надо всем господствует угловатый силуэт огромной фигуры Христа.
  • Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ. Дьявол плутует, со злобным смехом подтягивая книзу чашу весов с грехами. Охваченные страхом души, подобно малым детям, прячутся в складки плаща ангела, взвешивающего их добрые дела и, в свою очередь, придерживающего руками чашу весов.
  • Однако подобные эпизоды растворяются в общем чувстве смятенности, сумрачной фантастичности, которое с такой силой выражено в общем ритме композиции.

«Страшный суд», рельеф тимпана западного портала в Отёне

Романская архитектура Германии Церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001–33 В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на Западе и Востоке, иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны]

Романская архитектура Германии

Церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001–33

  • В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на Западе и Востоке, иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны]
Романская архитектура Германии А в зрелый период – церковное зодчество прирейнских городов, где в 11–13 вв. были построены грандиозные соборы; здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейре и Майнце. Собор в Майнце. 1081—XIX В Шпейерский Собор в Германии Вормский Собор Святого Петра, Германия

Романская архитектура Германии

  • А в зрелый период – церковное зодчество прирейнских городов, где в 11–13 вв. были построены грандиозные соборы; здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов.
  • Три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейре и Майнце.

Собор в Майнце. 1081—XIX В

Шпейерский Собор в Германии

Вормский Собор Святого Петра, Германия

Вормский собор имеет длинный корпус, уподобляющий храм кораблю. Боковые нефы ниже центрального, трансепт пересекает продольный корпус, над средокрестием высится массивная башня – тибурий , с востока храм замыкает выступающее полукружие апсиды . Четыре узкие высокие башни с шатровыми вершинами сторожат храм с восточного и западного конца. Архитектурный декор очень сдержан, – только аркатуры подчеркивают основные линии.
  • Вормский собор имеет длинный корпус, уподобляющий храм кораблю. Боковые нефы ниже центрального, трансепт пересекает продольный корпус, над средокрестием высится массивная башня – тибурий , с востока храм замыкает выступающее полукружие апсиды . Четыре узкие высокие башни с шатровыми вершинами сторожат храм с восточного и западного конца. Архитектурный декор очень сдержан, – только аркатуры подчеркивают основные линии.
Романский стиль в Италии В Италии элементы романовского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе , где уже в 9–10 вв. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Собор Санта Мария ла Нуова в Монреале, Палермо, Сицилия. Базилики Сант Амброджо в Милане

Романский стиль в Италии

  • В Италии элементы романовского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе , где уже в 9–10 вв. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния.

Собор Санта Мария ла Нуова в Монреале, Палермо, Сицилия.

Базилики Сант Амброджо в Милане

Романский стиль в Италии Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы [соборный комплекс в Пизе], где возник инкрустационный стиль  [направление в романской архитектуре Италии, развивавшееся в Тоскане в 11–13 вв.] Постройки инкрустационного стиля (баптистерий Сан-Джовани, 1059–13 в., – во Флоренции) гармоничны по пропорциям, снаружи и внутри богато украшены узорами из цветных мраморов и расчленены по античному образцу колоннами, несущими арки. соборный комплекс в Пизе Баптистерий Сан-Джовани, 1059–13 в. Флоренция

Романский стиль в Италии

  • Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы [соборный комплекс в Пизе], где возник инкрустационный стиль [направление в романской архитектуре Италии, развивавшееся в Тоскане в 11–13 вв.]
  • Постройки инкрустационного стиля (баптистерий Сан-Джовани, 1059–13 в., – во Флоренции) гармоничны по пропорциям, снаружи и внутри богато украшены узорами из цветных мраморов и расчленены по античному образцу колоннами, несущими арки.

соборный комплекс в Пизе

Баптистерий Сан-Джовани, 1059–13 в. Флоренция

Романский стиль в Испании В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений [например, в Авиле]. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским «паломническим» прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений . собор в Саламанке Замок в Авиле

Романский стиль в Испании

  • В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений [например, в Авиле].
  • Церковная архитектура Испании нередко следовала французским «паломническим» прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений .

собор в Саламанке

Замок в Авиле

Норманский стиль в Англии Норманнский стиль, как часто называют романский стиль в Англии развивается после норманнского завоевания 1066; в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы. Даремский собор  является одним из величайших примеров нормандской архитектуры в Великобритании. Заложен в 1093-м году. Внешне собор строг, украшен скромными орнаментами. В западной части церкви находится крестильная купельная. Свод Даремского собора поддерживается мощными колоннами. Стена в центральной части разделена на три яруса. В каждом пролете по шесть проемов. Даремский Собор. План и разрез.

Норманский стиль в Англии

  • Норманнский стиль, как часто называют романский стиль в Англии развивается после норманнского завоевания 1066; в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы.
  • Даремский собор  является одним из величайших примеров нормандской архитектуры в Великобритании. Заложен в 1093-м году. Внешне собор строг, украшен скромными орнаментами.
  • В западной части церкви находится крестильная купельная.
  • Свод Даремского собора поддерживается мощными колоннами.
  • Стена в центральной части разделена на три яруса. В каждом пролете по шесть проемов.

Даремский Собор.

План и разрез.

Норманский стиль в Англии Великолепный западный фасад Линкольнского собора (около 1072 – 1092) – уникальный пример норманнской архитектуры. Три крупные ниши в форме арок на западном фасаде иногда интерпретируются как отзвук римских триумфальных арок.  Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием. Собор в Линкольне. План. Замок Лидс в Англии

Норманский стиль в Англии

  • Великолепный западный фасад Линкольнского собора (около 1072 – 1092) – уникальный пример норманнской архитектуры. Три крупные ниши в форме арок на западном фасаде иногда интерпретируются как отзвук римских триумфальных арок. 
  • Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием.

Собор в Линкольне. План.

Замок Лидс в Англии

Романский стиль в странах Скандинавии В скандинавских странах большие городские соборы часто следовали немецким образцам; черты местного своеобразия характерны для приходских и сельских церквей. Романский стиль развивался также в Польше, Чехословакии, Венгрии и других странах. Чешский  Штернберк. Флорианские ворота и бастион Барбакан. Краков. Польша Церковь Богородицы. Калуннборг. Дания Церковь бенедиктинского аббатства в Яке. Венгрия Церковь Св. Марии Штральзунд

Романский стиль в странах Скандинавии

  • В скандинавских странах большие городские соборы часто следовали немецким образцам; черты местного своеобразия характерны для приходских и сельских церквей.
  • Романский стиль развивался также в Польше, Чехословакии, Венгрии и других странах.

Чешский  Штернберк.

Флорианские ворота и бастион Барбакан. Краков. Польша

Церковь Богородицы. Калуннборг. Дания

Церковь бенедиктинского аббатства в Яке. Венгрия

Церковь Св. Марии Штральзунд

Очаги романского стиля за пределами Европы За пределами Европы очагами романского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12–13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12–13 вв.). замок Крак де Шевалье, XII-XIII вв.

Очаги романского стиля за пределами Европы

  • За пределами Европы очагами романского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12–13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12–13 вв.).

замок Крак де Шевалье, XII-XIII вв.

Последствия крестовых походов:   Негативные: Бессмысленная гибель большого количества простых людей. Подрыв влияния римо-католической церкви и появление ересей на Западе (сер. XIII века): уже был закат церкви, упал её авторитет, до походов были лишь расколы, ереси были на Востоке. Ослабление Византийской империи. Позитивные: Соприкосновение западной христианской культуры с восточной (арабской и мусульманской): культурное влияние Востока усилилось. Начались арабские переводы греческих философов, обмен медицинскими знаниями, появились арабески в украшении замков. Усиление власти монархов и мещан.

Последствия крестовых походов:

  • Негативные:
  • Бессмысленная гибель большого количества простых людей.
  • Подрыв влияния римо-католической церкви и появление ересей на Западе (сер. XIII века): уже был закат церкви, упал её авторитет, до походов были лишь расколы, ереси были на Востоке.
  • Ослабление Византийской империи.
  • Позитивные:
  • Соприкосновение западной христианской культуры с восточной (арабской и мусульманской): культурное влияние Востока усилилось.
  • Начались арабские переводы греческих философов, обмен медицинскими знаниями, появились арабески в украшении замков.
  • Усиление власти монархов и мещан.
Черты романского стиля в древнерусском зодчестве Отдельные черты романского стиля, обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько некоторым сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы ) . Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Князь пригласил немецких мастеров, которые обогатили русское зодчество приемами западноевропейской романской архитектуры. С тех времен сохранились до наших дней Золотые ворота во Владимире, некогда бывшие частью городской стены. Другим примером романского стиля является Успенский храм. По соседству с ним во Владимире был позже возведен Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками.

Черты романского стиля в древнерусском зодчестве

  • Отдельные черты романского стиля, обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько некоторым сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы ) .

Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Князь пригласил немецких мастеров, которые обогатили русское зодчество приемами западноевропейской романской архитектуры. С тех времен сохранились до наших дней Золотые ворота во Владимире, некогда бывшие частью городской стены. Другим примером романского стиля является Успенский храм. По соседству с ним во Владимире был позже возведен Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками.

Особенности романского стиля : его эмоциональное начало, психологизм;  единство различных видов искусств, среди которых архитектура занимала ведущее место; теоцентризм (Бог в центре всего); религиозный характер искусства; имперсональность (считалось, что руку мастера направляет Бог, поэтому нам почти неизвестны имена средневековых творцов).

Особенности романского стиля :

  • его эмоциональное начало, психологизм;
  • единство различных видов искусств, среди которых архитектура занимала ведущее место;
  • теоцентризм (Бог в центре всего);
  • религиозный характер искусства;
  • имперсональность (считалось, что руку мастера направляет Бог, поэтому нам почти неизвестны имена средневековых творцов).
Стилевые признаки романики : огромные здания, целиком выстроенные из камня; полукруглая сводчатая арка; массивные и толстые стены; рельефы; настенные росписи; плоскостные, необъемные изображения; скульптура и живопись были подчинены архитектуре и использовались в храмах и монастырях.

Стилевые признаки романики :

  • огромные здания, целиком выстроенные из камня;
  • полукруглая сводчатая арка;
  • массивные и толстые стены;
  • рельефы;
  • настенные росписи;
  • плоскостные, необъемные изображения;
  • скульптура и живопись были подчинены архитектуре и использовались в храмах и монастырях.
Основные архитектурные сооружения романского стиля : Феодальный замок. Обычно он располагался на возвышенности, удобной для наблюдения и обороны. Четырехугольная или круглая башня – донжон, составляла ядро крепости. Храм. Возводился в традициях базилики. Это было продольное помещение с тремя (реже пятью) нефами. Монастырский комплекс , которому были присущи узкие окна и толстые стены. Да и сами средневековые города с рыночной площадью в центре, где был выстроен кафедральный собор, больше напоминали крепости, окруженные массивными стенами.

Основные архитектурные сооружения романского стиля :

  • Феодальный замок. Обычно он располагался на возвышенности, удобной для наблюдения и обороны. Четырехугольная или круглая башня – донжон, составляла ядро крепости.
  • Храм. Возводился в традициях базилики. Это было продольное помещение с тремя (реже пятью) нефами.
  • Монастырский комплекс , которому были присущи узкие окна и толстые стены.
  • Да и сами средневековые города с рыночной площадью в центре, где был выстроен кафедральный собор, больше напоминали крепости, окруженные массивными стенами.
Схожие черты зданий в романском стиле:  Все здания в романском стиле, будь то базилики или замки, имели схожие черты : монументальность; мало расчленённые формы; суровый крепостной характер архитектуры; преобладание прямых линий (исключение составляли только полуциркульные арки).  

Схожие черты зданий в романском стиле:

  • Все здания в романском стиле, будь то базилики или замки, имели схожие черты :
  • монументальность;
  • мало расчленённые формы;
  • суровый крепостной характер архитектуры;
  • преобладание прямых линий (исключение составляли только полуциркульные арки).  
Если в раннем романском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 – начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. Каталонская фреска Почему раннее христианство не поощряло создание круглых скульптур? Важнейшая примета романской скульптуры – условность . Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а в передаче сути явления.
  • Если в раннем романском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 – начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях.

Каталонская фреска

  • Почему раннее христианство не поощряло создание круглых скульптур?
  • Важнейшая примета романской скульптурыусловность .
  • Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а в передаче сути явления.
В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Романская скульптура сильно тяготела к метафорам. Например, вокруг верхней стенки алтаря в аббатстве д'Артуа (Ланды, Франция) имеются маленькие фигурки, изображающие страсть, несдержанность и варварских обезьян – символ человеческой испорченности. Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался  тимпан  (внутреннее поле фронтона) с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Например, тимпан Страсбургского собора (Франция)
  • В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива.

Романская скульптура сильно тяготела к метафорам. Например, вокруг верхней стенки алтаря в аббатстве д'Артуа (Ланды, Франция) имеются маленькие фигурки, изображающие страсть, несдержанность и варварских обезьян – символ человеческой испорченности.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался  тимпан  (внутреннее поле фронтона) с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Например, тимпан Страсбургского собора (Франция)

Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций.
  • Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций.
Также расцвет был и в различных отраслях декоративно-прикладного искусства: литье, чеканке, резьбе по кости, эмальерном деле, художественном ткачестве, ковроделии, ювелирном искусстве. Образцом хорошо сохранившихся миниатюрных изделий из слоновой кости являются шахматы с о. Льюис. «Спас-в-силах». Романский период примерно с 1100 года. Собор Жерона. Испания. Ковер из Байё. 1080 Бронзовый глостерский подсвечник XII в. Пятидесятница. 1150-60. Выемчатая эмаль,11,4 х 11,4 см
  • Также расцвет был и в различных отраслях декоративно-прикладного искусства: литье, чеканке, резьбе по кости, эмальерном деле, художественном ткачестве, ковроделии, ювелирном искусстве.

Образцом хорошо сохранившихся миниатюрных изделий из слоновой кости являются шахматы с о. Льюис.

«Спас-в-силах». Романский период примерно с 1100 года. Собор Жерона. Испания.

Ковер из Байё. 1080

Бронзовый глостерский подсвечник XII в.

Пятидесятница. 1150-60. Выемчатая эмаль,11,4 х 11,4 см

  • В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем. Излюбленная тема - Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы на эти темы изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствований из варварских мифологических представлений о мире людей и мире теней.
  • Сюжеты, связанные с торжеством Иисуса Христа полны патетики и пафоса. Сама фигура Христа трактуется как образ Великого судьи, Вседержителя, одно из воплощений Бога-Отца. В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры.
  • Мастера романики любили сталкивать в своих работах противоположности: ад и рай, Небо и Землю, добро и зло. В этой схватке основополагающих различий скульпторы стремились отобразить сложное устройство вселенной. Отсюда и многофигурность, яркая эмоциональность персонажей, сложные переплетения фигур, напряжение и динамизм композиций.
  • Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка – исторические сюжеты).
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
  • Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Рельефный декор романских церквей Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны, типологически восходящей к произведениям звериного стиля  и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов.

Рельефный декор романских церквей

  • Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны, типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов.
«Звериный стиль» Собор в Шартре Скульптура Романский декор Собора в Фиденце, Италия «Звериный стиль» – изображаются кентавры, львы, полуящеры-полуптицы и т.д. этот стиль влияет и на изображение человеческого образа – приземистые фигуры апостолов, евангелистов с их характерной мужиковатостью. Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике  представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».

«Звериный стиль»

Собор в Шартре Скульптура

Романский декор Собора в Фиденце, Италия

  • «Звериный стиль» – изображаются кентавры, львы, полуящеры-полуптицы и т.д. этот стиль влияет и на изображение человеческого образа – приземистые фигуры апостолов, евангелистов с их характерной мужиковатостью. Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».
Вопросы для повторения Название этого стиля произошло от латинского 

Вопросы для повторения

Название этого стиля произошло от латинского  "romanus"  - римский

  • Что такое «романский стиль», откуда взялось это название?
  • В какой части Европы географически развивается искусство, получившее название романского?
  • В искусстве, каких стран он ярче, «классичнее» всего проявился?
  • Что представляли из себя государства той эпохи?
  • Кто были сильными феодальными властелинами?
  • Что составляет стихию жизни того времени?
  • Дух чего пронизывает романское искусство?
  • Назовите то основное, что создало романское искусство?

от Испании до Польши, включая на юге Италию, а на севере – Великобританию и Скандинавские страны

в искусстве Германии и Франции

Государства представляли собой конгломераты отдельных, замкнутых, вечно враждующих феодов (поместий)

монастыри

Набеги и сражения

Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты

замок–крепость и храм-крепость

Вопросы для повторения Какие унаследованные от раннехристианского зодчества типы церквей развивались в Романском искусстве? Когда в зодчестве Франции появляются первоначальные формы романского стиля? Какой тип замка-крепости сложился в светской архитектуре романского стиля во Франции? Что такое донжон? Какие три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского зодчества? Где возник инкрустационный стиль? базиликальная и центрическая в конце 10 в. тип замка-крепости с донжоном главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырёхугольная или круглая в плане, служившая убежищем при нападении неприятеля соборы в Вормсе, Шпейре и Майнце в Тоскане

Вопросы для повторения

  • Какие унаследованные от раннехристианского зодчества типы церквей развивались в Романском искусстве?
  • Когда в зодчестве Франции появляются первоначальные формы романского стиля?
  • Какой тип замка-крепости сложился в светской архитектуре романского стиля во Франции?
  • Что такое донжон?
  • Какие три больших храма на Рейне считаются образцами совершенного романского зодчества?
  • Где возник инкрустационный стиль?

базиликальная и центрическая

в конце 10 в.

тип замка-крепости с донжоном

главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырёхугольная или круглая в плане, служившая убежищем при нападении неприятеля

соборы в Вормсе, Шпейре и Майнце

в Тоскане

Вопросы для повторения Чем в целом отличалась церковная архитектура Испании от архитектуры других стран? Что пришло на смену живописи, в романских храмах? Еще какие виды искусств, помимо архитектуры и скульптуры, получили развитие в эпоху романского стиля? Какие темы занимали в романской живописи и скульптуре центральное место? Почему нам почти неизвестны имена средневековых творцов ? Каковы основные схожие черты зданий в романском стиле ? простотой композиционных решений рельеф книжная миниатюра, различные отрасли ДПИ: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ковроделие, ювелирное искусство. «Христос во славе», «Страшный суд» и т. д. Потому что считалось, что руку мастера направляет Бог монументальность; мало расчленённые формы; суровый крепостной характер архитектуры; преобладание прямых линий

Вопросы для повторения

  • Чем в целом отличалась церковная архитектура Испании от архитектуры других стран?
  • Что пришло на смену живописи, в романских храмах?
  • Еще какие виды искусств, помимо архитектуры и скульптуры, получили развитие в эпоху романского стиля?
  • Какие темы занимали в романской живописи и скульптуре центральное место?
  • Почему нам почти неизвестны имена средневековых творцов ?
  • Каковы основные схожие черты зданий в романском стиле ?

простотой композиционных решений

рельеф

книжная миниатюра, различные отрасли ДПИ: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ковроделие, ювелирное искусство.

«Христос во славе», «Страшный суд» и т. д.

Потому что считалось, что руку мастера направляет Бог

монументальность; мало расчленённые формы; суровый крепостной характер архитектуры; преобладание прямых линий

Источники Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 137–148; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.54–55; Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 111–131. http://www.arxitiktyra.ru/glavnaya/romanika-v-italii/ http://www.truechristianity.info/churches/durham_cathedral.php http://poznayka.org/s79739t1.html http://fb.ru/article/42031/romanskiy-stil-kak-odno-iz-napravleniy-interera https://bestiary-ru.livejournal.com/156691.html http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/511-romanskij-stil https://ornament-i-stil.livejournal.com/37740.html

Источники

  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 137–148;
  • Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.54–55;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 111–131.
  • http://www.arxitiktyra.ru/glavnaya/romanika-v-italii/
  • http://www.truechristianity.info/churches/durham_cathedral.php
  • http://poznayka.org/s79739t1.html
  • http://fb.ru/article/42031/romanskiy-stil-kak-odno-iz-napravleniy-interera
  • https://bestiary-ru.livejournal.com/156691.html
  • http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/511-romanskij-stil
  • https://ornament-i-stil.livejournal.com/37740.html