СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романтизм в музыке XIX века-ч. II

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о музыкантах-романтиках Европы начала XIX века

Просмотр содержимого презентации
«романтизм в музыке»

Романтизм в музыке-ч. II Выполнила: учитель МАОУ СОШ им. А.Н.Арапова Рагель Е. И.

Романтизм в музыке-ч. II

Выполнила:

учитель МАОУ СОШ им. А.Н.Арапова

Рагель Е. И.

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер

  • Одаренность Рихарда Вагнера (1813—1883), последнего крупного немецкого композитора-романтика, универсальна. Прежде всего, он велик как реформатор музыкального театра, создатель музыкальной драмы нового типа. Но одновременно Вагнер — оригинальный философ и публицист, автор утопической концепции взаимосвязи искусства и социальной революции, выдвинувший оригинальную идею синтеза искусств как средства воспитания человека.
Рихард Вагнер Ри́хард Ва́гнер (полное имя Вильгельм Рихард Вагнер,  нем.   Wilhelm Richard Wagner ;  22 мая   1813 ,  Лейпциг  —  13 февраля 1883 ,  Венеция ) — немецкий  композитор , дирижёр и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров. Бюст Вагнера в  Лейпциг е Вагнер с семьёй и друзьями в 1881 год у

Рихард Вагнер

  • Ри́хард Ва́гнер (полное имя Вильгельм Рихард Вагнер,  нем.   Wilhelm Richard Wagner ;  22 мая   1813 ,  Лейпциг  —  13 февраля 1883 ,  Венеция ) — немецкий  композитор , дирижёр и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров.

Бюст Вагнера в  Лейпциг е

Вагнер с семьёй и друзьями в 1881 год у

Король  Людвиг II Баварский Лебединый замок в честь Рихарда Вагнера

Король  Людвиг II Баварский

Лебединый замок в честь Рихарда Вагнера

  • Замок Нойшванштайн  — один из самых посещаемых замков Германии и одно из самых популярных туристических мест Европы. Замок расположен в Баварии, недалеко от города Фюссен. Он был построен королём  Людвигом II Баварским , известным также как «сказочный король».
  • Король Людвиг был большим почитателем культуры и искусства и лично оказывал поддержку всемирно известному композитору Рихарду Вагнеру, и замок Нойшванштайн был отчасти возведён и в его честь. Интерьер многих помещений замка пропитан атмосферой Вагнеровских персонажей. Третий ярус замка наиболее полно отражает восторженность Людвига операми Вагнера. Зал певцов, который занимает целиком четвёртый этаж, также украшен персонажами опер Вагнера.
  • Говоря литературным языком, Нойшванштайн означает «Новый Лебединый замок» по аналогии с королём-лебедем, одним из персонажей Вагнера. Нойшванштайн действительно производит впечатление сказочного замка. Он строился в конце XIX века — в то время, когда замки уже утратили свои стратегические и оборонительные функции.
  • Во внутреннем дворе замка расположен сад с искусственной пещерой. Нойшванштайн красив и внутри. Хотя всего 14 комнат были завершены до внезапной кончины Людвига II в  1886 году , эти комнаты были украшены волшебными декорациями. Сказочный вид Нойшванштайна вдохновил  Уолта Диснея  на создание Волшебного Королевства, воплощённого в известном мультфильме « Спящая красавица ».
Рихард Вагнер Вершина творчества композитора 40-х гг. — оперы « Тангейзер» и «Лоэнгрин ». Опера «Тангейзер » написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. Ее основной конфликт — противоречие духовного и чувственного, плотского начал. В основу оперы «Лоэнгрин» также положена средневековая легенда, красота и поэтичность которой не лишены мистического налета. Лоэнгрин Первое издание партитуры (1845)

Рихард Вагнер

  • Вершина творчества композитора 40-х гг. — оперы « Тангейзер» и «Лоэнгрин ». Опера «Тангейзер » написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. Ее основной конфликт — противоречие духовного и чувственного, плотского начал. В основу оперы «Лоэнгрин» также положена средневековая легенда, красота и поэтичность которой не лишены мистического налета.

Лоэнгрин

Первое издание партитуры (1845)

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер

  • С 1851 г. Вагнер начинает упорно разрабатывать германо-скандинавский миф о Зигфриде. Постепенно вырисовываются контуры грандиозной оперной тетралогии под общим названием « Кольцо нибелунга». Она состоит из четырех частей: « Золото Рейна» , « Валькирия » , «Зигфрид», «Закат богов». Тексты всех четырех «драм будущего» были написаны Вагнером очень быстро, а вот сочинение музыки растянулось на двадцать лет и стало, по существу, «делом жизни» мастера.  
  • В 1874 г. был наконец завершен гигантский труд «Кольцо нибелунга» .
Джоаккино Россини

Джоаккино Россини

  • Создателем романтической итальянской оперы был Джоаккино Россини (1792—1868). Его творчество и сегодня остается непревзойденным образцом веселья и остроумия в музыке. В эпоху, когда многие романтики воспевали скорбные состояния души и мрачную фан-тастику, Россини создавал сочинения, искрящиеся радостью, безза-ботностью, молодым задором.
Джоаккино Россини С 1810 г. Россини вступает на тернистый путь оперного композитора. Его жизнь и материальное благополучие долгое время зависят от бродячих оперных театров, для которых он с молниеносной быстротой пишет оперы — по пять-шесть в год, получая взамен восторги публики и мизерные гонорары. В 1816 г. всего за 19 дней композитор создал шедевр мирового музыкального искусства — оперу «Севильский цирюльник» (по комедии П. Бомарше). Первый спектакль в Риме был освистан, зато при следующем исполнении оперы автор получил шквал оваций и сразу стал знаменитым. Восторженные римляне устроили в честь композитора факельное шествие.  Эскиз театрального костюма Фигаро для постановки оперы Россини «Севильский цирюльник»

Джоаккино Россини

  • С 1810 г. Россини вступает на тернистый путь оперного композитора. Его жизнь и материальное благополучие долгое время зависят от бродячих оперных театров, для которых он с молниеносной быстротой пишет оперы — по пять-шесть в год, получая взамен восторги публики и мизерные гонорары. В 1816 г. всего за 19 дней композитор создал шедевр мирового музыкального искусства — оперу «Севильский цирюльник» (по комедии П. Бомарше). Первый спектакль в Риме был освистан, зато при следующем исполнении оперы автор получил шквал оваций и сразу стал знаменитым. Восторженные римляне устроили в честь композитора факельное шествие.

Эскиз театрального костюма Фигаро для постановки оперы Россини «Севильский цирюльник»

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди

  • Новый высокий расцвет итальянской оперы эпохи романтизма —творчество Джузеппе Верди (1813—1901). Жизнь Верди являет редкий пример уникального композиторского долголетия. В течение почти шести десятков лет, до самой старости, он сочинял музыку, создав 26 опер, сохраняющихся в репертуаре театров мира по сей день.
Джузеппе Верди В 1869 г. композитор получил предложение написать оперу на египетский сюжет, которой предполагалось украсить торжество в честь открытия Суэцкого канала. Сначала он отказался, но, познакомившись с либретто, приступил к работе над оперой «Аида» — блестящим, эффектным музыкальным спектаклем. Его действие разворачивается на экзотическом фоне пирамид, сфинксов, видов Нила. Премьера состоялась в Каире в 1871 г.; позднее «Аиду» поставили в «I1а 5са1а» , где она шла с ошеломляющим успехом. Американская афиша 1908 года

Джузеппе Верди

  • В 1869 г. композитор получил предложение написать оперу на египетский сюжет, которой предполагалось украсить торжество в честь открытия Суэцкого канала. Сначала он отказался, но, познакомившись с либретто, приступил к работе над оперой «Аида» — блестящим, эффектным музыкальным спектаклем. Его действие разворачивается на экзотическом фоне пирамид, сфинксов, видов Нила. Премьера состоялась в Каире в 1871 г.; позднее «Аиду» поставили в «I1а 5са1а» , где она шла с ошеломляющим успехом.

Американская афиша 1908 года

Жорж Бизе' (1838—1875

Жорж Бизе' (1838—1875

  • Вершина же французской музыки ХIХ в. — сочинения Жоржа Бизе' (1838—1875), известного прежде всего как творец оперы «Кармен».
Жорж Бизе' (1838—1875 Музыка «Кармен » драматична и убедительно правдива. История любви и гибели героев, солдата и цыганки, выражена в ней с огромной захватывающей силой. Первое явление Кармен раскрывает обольсти-тельную красоту и изменчивый нрав героини. В знаменитой хабанере она излагает свою жизненную «философию»: любовь свободна, и ник-то не может властвовать над ней. А.А. Блок, завороженный образом Кармен, написал следующие строки:   Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы.  Галли-Марье — первая исполнительница партии Кармен

Жорж Бизе' (1838—1875

  • Музыка «Кармен » драматична и убедительно правдива. История
  • любви и гибели героев, солдата и цыганки, выражена в ней с огромной захватывающей силой. Первое явление Кармен раскрывает обольсти-тельную красоту и изменчивый нрав героини. В знаменитой хабанере она излагает свою жизненную «философию»: любовь свободна, и ник-то не может властвовать над ней. А.А. Блок, завороженный образом Кармен, написал следующие строки:
  •  
  • Как океан меняет цвет,
  • Когда в нагроможденной туче
  • Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть,
  • И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы.

Галли-Марье — первая исполнительница партии Кармен

Фридерик Шопен Фридерик Шопен (1810—1849), тонкий романтический художник, посвятил свою музу родной Польше. Как писал о Шопене русский критик В.В. Стасов , «могучая нота польской национальности, ненасытная страстная привязанность к своему отечеству никогда не иссякали в нем и провели величавую, глубокую черту в его созданиях» . С двадцати лет Шопен жил на чужбине, что неизбежно усилило мечтательную тоску по Родине, глубокую любовь к ней. История, ду

Фридерик Шопен

  • Фридерик Шопен (1810—1849), тонкий романтический художник, посвятил свою музу родной Польше. Как писал о Шопене русский критик В.В. Стасов , «могучая нота польской национальности,
  • ненасытная страстная привязанность к своему отечеству никогда не иссякали в нем и провели величавую, глубокую черту в его созданиях» .
  • С двадцати лет Шопен жил на чужбине, что неизбежно усилило мечтательную тоску по Родине, глубокую любовь к ней. История, ду" ховная жизнь народа, литература и фольклор Польши — все это при-обрело в сочинениях Шопена облик романтической грезы, лишенной черт реальности. Томительная жажда освобождения Родины привнесла в творения композитора взрывчатый драматизм, который в сочетании с тончайшей «кружевной » лирикой поэтичных мелодий создает узнаваемый с первых звуков мир шопеновской музыки.

Шопен в 1849 — единственная сохранившаяся фотография композитора.

Фридерик Шопен

Фридерик Шопен

  • Глубокие думы о себе самом и о своем несуществующем более отечестве, свои радости и отчаяния, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы — вот где область и могучее царстбо Шопена, бот еде совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов и экспромтов». С гениальным мастерством преобразил композитор мазурки, превратив их из из польского танца в немногословное лирическое высказывание. Этюды, ранее инструктивные сочинения для оттачивания исполнительской техники, стали у Шопена высокохудожественными пьесами, слушая которые невольно вспоминаешь строки Б.Л. Пастернака:
  •   Так некогда Шопен вложил
  • Живое чудо
  • Фольварков, парков, рощ, могил
  • В свои этюды.
Ференц Лист

Ференц Лист

  • Ференц Лист (1811—1886) — гордость венгерской национальной культуры. Композитор, пианист, дирижер, разносторонний общественный деятель и педагог, он рано покинул родину и бывал в Венгрии лишь наездами. Это определило его привязанность к традициям французского и немецкого искусства. Однако Лист всегда помнил о своем Отечестве и неоднократно обращался в творчестве к венгерским образам.
  •  
Ференц Лист

Ференц Лист

  • В чем же заключался секрет Листа-исполнителя, почти гипнотически воздействовавшего на слушателей? Новым и вызывавшим всеобщее изумление было уже то, что он выступал на эстраде один, не привлекая в помощь, как это было принято в то время, других музы-кантов. О том, как звучал у маэстро рояль, лучше всего скажут его современники. Послушаем русского критика В.В. Стасова, писавше-го после одного из петербургских концертов Листа: «МЫ были как влюбленные, как бешеные. И немудрено. Ничего подобного мы еще не слыхивали на своем веку, да и вообще мы никогда еще не встреча-лись лицом к лицу с такой гениальною, страстного, демонического натурою, то носившегося ураганом, то разливавшеюся потоками нежной красоты и грации. Впечатление от Листовой игры было решитель-
  • но подавляющее. .. .