СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РОМАНЦОВА А.Л. Урок-игра "Обобщение изученного в 5 классе. Литературный квинтет" РЯиЛ 2017-4

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока РОМАНЦОВОЙ А.Л. "Обобщение изученного в 5 классе. Литературный квинтет" 2017-4

Просмотр содержимого документа
«РОМАНЦОВА А.Л. Урок-игра "Обобщение изученного в 5 классе. Литературный квинтет" РЯиЛ 2017-4»

А. JI. Романцова, учитель русского языка и литературы гимназии г. Рогачёва Гомельской области

Тема. Урок-игра «Литературный квинтет» V класс



Игра «Литературный квинтет» разрабо­тана на основании известных в дополнитель­ном образовании игр «Эрудит-квартет» и «Своя игра» с учётом специфики проведения уроков в средней школе.

Методом жеребьёвки класс делится на пять команд по 4—5 игроков в каждой. Учащимся в течение трёх раундов предстоит ответить на 75 коротких вопросов, разбитых на 15 тем. На каждую тему команда делегирует отвечать одного игрока, который должен попытаться дать ответы на пять вопросов разной степени сложности (стоимостью 10, 20, 30, 40 и 50 очков). Таким образом, одновременно за очки борются пятеро учащихся, от индивидуальной подготовленности и эрудиции которых зави­сит успех всей команды. Очки начисляются за верные ответы, за неверные — отнимаются, т. е. команда может закончить раунд или игру с отрицательным результатом. Побеждает ко­манда, которая по итогам трёх раундов набе­рёт наибольшее количество очков.

Игровой урок «Литературный квинтет» отличается от обычных занятий динамично­стью, каждый учащийся успевает побывать у доски 3—4 раза. Чтобы не сбить темп урока и сделать передвижение учеников по классу без­опасным, целесообразно придерживаться сле­дующей схемы рассадки школьников (рис.).

На столах отвечающих должны находить­ся письменные принадлежности.

Для подсчёта промежуточных и итого­вых результатов следует подготовить бланк протокола, в который во время игры будут вноситься набранные командами очки. Ко­манды могут дублировать протоколы игры, что позволяет вовремя поправить возможные ошибки в подсчётах ведущего, а самостоя­тельный подсчёт очков заставляет ребят быть внимательными и снимает вопрос о честности определения победителей.

Практика показывает, что к подобным за­нятиям школьники самостоятельно усилен­но готовятся, поэтому о предстоящей игре с оглашением примерных тем вопросов уча­щихся следует предупредить за 1—2 недели до проведения урока.

Цели: повторить и систематизировать по­лученные на уроках литературы знания уча­щихся; способствовать развитию интереса к русской и мировой литературе через исполь­зование нестандартных форм уроков; создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений.

Тип урока: урок обобщения и системати­зации знаний.

Оборудование и материалы: мультиме­дийная презентация, мультиборд (интерак­тивная доска), чёрный ящик, разрезанные на фрагменты изображения картин «Алёнушка»

В. Васнецова, «Тройка» В. Перова, «Иван- царевич и лягушка-квакушка» И. Билибина, «Одиссей в пещере Полифема» Я. Йорданса, «Рожь» И. Шишкина, бланки протокола игры, бумага, ручки.

Ход урока

I. Организационный этап.

  1. Жеребьёвка.

Учащиеся достают из чёрного ящика фраг­менты картин известных художников. Одно­временно на интерактивной доске демонстри­руются полные изображения картин с имена­ми их авторов. Собрав полные изображения, учащиеся объединяются в пять команд (по 4—5 человек), рассаживаются и выбирают название и капитана.

  1. Знакомство учащихся с формой прове­дения урока и правилами игры (если такой урок проводится впервые).

  1. Игра состоит из трёх раундов. Каждый раунд содержит пять тем по пять вопросов в каждой. Все вопросы ранжированы по слож­ности и оцениваются соответственно в 10, 20, 30, 40 и 50 очков.

  2. На каждую тему команда отправляет отвечать одного игрока, который должен по­пытаться ответить на все пять вопросов. Вре­мя для определения командой и капитаном отвечающего игрока ограничено 5—15 секун­дами в зависимости от раунда. Если команда не успевает его выбрать, то она пропускает первую тему раунда.

  3. Каждый вопрос игры читает учитель громко, чётко и только один раз. По просьбе учащегося перед ответом можно повторить то, что требовалось назвать: произведение, фами­лию писателя, термин и т. д.

  4. Право ответа на вопрос получает игрок, который первым подал сигнал хлопком (при обычном поднятии руки определение первен­ства затруднено). Если всё-таки невозможно определить, кто первым подал сигнал о готов­ности отвечать, то ответы принимаются у всех претендентов в письменной форме. За пра­вильный ответ очки начисляются в копилку команды, за неверный — вычитаются.

  5. На размышление над вопросом предо­ставляется 10 секунд. "Если игроки не дают ответа, то вопрос переадресовывается залу. В таком случае очки за ответы командам не начисляются и не отнимаются, если зал не даёт верного ответа, то его озвучивает веду­щий, который затем переходит к следующе­му вопросу.

  6. Учащиеся имеют право подавать сиг­нал хлопком, не дожидаясь окончания чте­ния вопроса, если они уверены в том, что знают правильный ответ. Если вопрос был прерван и учащийся ответил неправильно, учитель должен дочитать вопрос для других игроков.

  7. Одному игроку отвечать дважды на один и тот же вопрос (например, второй раз после первого неверного ответа) запрещено.

  8. Если учащиеся пытаются подсказать игрокам, то вопрос снимается, а очки за него не засчитываются ни одной из команд.

  9. Побеждает команда, которая по итогам трёх раундов наберёт наибольшее количество очков.

  1. Игровой этап.

Светлый раунд

Учитель озвучивает пять тем раунда, названия которых параллельно демонстри­руются на электронной доске. Команды в течение 15 секунд определяют тех, кто пой­дёт отвечать на ту или иную тему. Каждый учащийся может выбрать только одну тему раунда. Один учащийся может ответить на вопросы двух тем раунда, если в команде че­тыре участника, а не пять. В таком случае в каждом раунде дважды выходят играть разные учащиеся.

Тема 1. Художники-иллюстраторы (во вре­мя чтения вопросов этой темы на доске де­монстрируются картины из жеребьёвки без указания авторства).

  1. Этот известный иллюстратор русских сказок написал картины «Пир», «Алёнушка». (В. Васнецов.)

20. Картина «Тройка» принадлежит имен­но ему. (В. Перов.)

30. Он написал картину «Иван-царевич и лягушка-квакушка». (И. Билибин.)

40. Картина «Одиссей в пещере Полифе­ма» принадлежит его кисти. (Я. Йордане.)

50. Этому известному русскому художнику принадлежат картины «Рожь», «Утро в сосно­вом лесу». (И. Шишкин.)

Тема 2. Легенды и мифы Древней Гре­ции.

10. Традиционно 12 подвигов приписывают ему. (Гераклу.)

20. Так греки называли богиню победы. (Ника.)

30. Богиню луны и охоты звали именно так. (Артемида.)

40. Этот титан защищал людей от произ­вола богов. (Прометей.)

50. А бога солнца греки звали... (Гелиос).

Тема 3. Пословицы и поговорки.

10. Ученье — свет, а... (неученьетьма).

20. Семь раз отмерь — ... (один раз от­режь).

30. На воре... (шапка горит).

40. И в ус не дует... (и ухом не ведёт).

50. Глаза — бирюза, а душа... (сажа).

Тема 4. Теория литературы.

10. Этот тип речи содержит авторский рас­сказ о месте действия, событиях, героях. (По­вествование.)

20. Так называется картина природы в ху­дожественном произведении. (Пейзаж.)

30. Так называется небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях. (Рассказ.)

40. Так называется построение художе­ственного произведения, соотношение его ча­стей. (Композиция.)

50. Этот художественный приём основан на изображении неодушевлённых предметов как одушевлённых. (Олицетворение.)

Тема 5. Искусство поэзии.

10. Поэтические произведения, как пра­вило, принадлежат к этому роду литературы. (Лирика.)

20. Так называется чередование удар­ных и безударных слогов в стихотворении. (Ритм.)

* 30. Так называется одинаковое или по­хожее звучание последних слогов стихотвор­ных строк. (Рифма.)

40. Если ударение падает на последний слог, то рифма именно такая. (Мужская.)

50. Ему принадлежит стихотворение «Как весел грохот летних бурь...» (Ф. И. Тютчев.)

После окончания раунда ведущий подсчи­тывает и озвучивает Промежуточный резуль­тат каждой из команд.

Серый раунд

Учитель демонстрирует на доске и на­зывает не все темы сразу, а по одной перед каждым боем. Таким образом, в этом раунде команды выбирают отвечающего перед каж­дой темой. Время выбора — 10 секунд.

Тема 1. Автора!

Требуется определить автора по назва­нию произведения; портреты авторов можно демонстрировать на доске в качестве подска­зок либо показывать их во время демонстра­ции правильных ответов в зависимости от подготовленности класса.

10. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». (А. С. Пушкин.)

20. «Бородино». (М. Ю. Лермонтов.)

30. «Двенадцать месяцев». (С. Я. Мар­шак.)

40. «Дети подземелья». (В. Г. Короленко.)

50. «Крестьянские дети».(Н. А Некрасов )

Тема 2. Персонажи.

10. Осколок кривого зеркала попал ему прямо в сердце. (Кай.)

20. Именно этот месяц подарил падчери­це волшебное колечко. (Апрель.)

30. Валек считал, что «серый камень» высосал из неё всё здоровье. (Маруся.)

40. Он доверился компасу, а не проторён­ной тропе и заблудился. (Митраша.)

50. Она была единственным другом немо­го дворника. (Муму.)

Тема 3. Теория литературы.

10. Столько существует родов литерату­ры? (Три.)

20. Произведения этого рода литературы повествуют о людях, об окружающем мире, о различных событиях. (Эпос.)

30. В произведениях этого рода литера­туры создаётся образ-переживание, картина внутренней жизни человека. (Лирика.)

40. Так зазывается вид художественных произведений: сказка, рассказ, повесть, ро­ман и т. д. (Жанр.)

50. Произведения этого рода литерату­ры предназначены для постановки на сцене. (Драма.)

Тема 4. Сказочники мира (во время чте­ния вопросов демонстрируются портреты авторов).

10. Эти братья не только известные ска­зочники, но и знаменитые лингвисты и ис­следователи народной немецкой культуры. (Братья Гримм.)

20. Он автор сказок «Дюймовочка», «Снеж­ная королева», «Стойкий оловянный солда­тик». (X. К. Андерсен.)

30. Этот британский писатель написал «Книгу джунглей». (Редьярд Киплинг.)

40. За свою книгу «Путешествие Нильса с дикими гусями» она получила Нобелев­скую премию по литературе. (Сельма Лагерлеф.)

50. Его перу принадлежит «Алиса в стра­не чудес». (Льюис Кэрролл.)

Тема 5. Художественные средства.

10. Так одним словом называются средства языка, которые делают художественную речь более яркой, выразительной. (Тропы.)

20. Так называется художественное опре­деление предметов, явлений, помогающее живо их представить, например: янтарный блеск. (Эпитет.)

. 30. Так называется изображение неодушев­лённых предметов как одушевлённых, напри­мер: шепчется листва. (Олицетворение.)

40. Так называется изображение одного предмета при сопоставлении с другим, на­пример: луна, как бледное пятно. (Сравне­ние.)

50. Это слово или выражение, употре­блённое в переносном значении вместо дру­гого слова, потому что между этими пред­метами есть сходство, например: алмазные брызги. (Метафора.)

После десятой темы учитель оглашает сумму очков, набранных командами после двух раундов.

Тёмный раунд

Команды выбирают отвечающих всле­пую в течение 5 секунд, а тему, на вопро­сы которой предстоит ответить, учитель объявляет тогда, когда все учащиеся заняли игровые места.

Тема 1. Боги Древней Греции.

10. Он верховный бог в греческой мифо­логии. (Зевс.)

20. Этот бог — властитель морей и океа­нов. (Посейдон.)

30. Под его властью находится мрачное царство мёртвых. (Аид.)

40. Этот бог обладал крылатыми санда­лиями и покровительствовал торговле и рын­кам, был вестником Зевса. (Гермес.)

50. В честь этой богини, покровительни­цы рукоделия, мудрости и войны, была на­звана столица Греции. (Афина.)

Тема 2. Теория литературы.

10. Так называется небольшое лирическое произведение, чаще всего в стихах. (Сти­хотворение. )

20. Так называется изображение в худо­жественном произведении внешности чело­века. (Портрет.)

30. Так называется художественное опре­деление предметов, явлений, например: весё­лый треск. (Эпитет.)

40. Так называется часть стихотворения,

' объединённая в единое целое содержанием, ритмом, рифмой. (Строфа.)

50. Так называется преувеличение свойств изображаемого предмета, например: выпла­кать море слёз. (Гипербола.)

Тема 3. Автора!

10. Его перу принадлежит стихотворение «Два великана». (М. Ю. Лермонтов.)

20. Он написал сборник очерков «Мещёр­ская сторона». (К. Г. Паустовский.)

30. На сюжеты его сказок созданы опера «Золушка» Дж. Россини и балет «Спящая кра­савица» П. И. Чайковского. (Шарль Перро.)

40. Он написал стихотворение «Мелколе­сье. Степь и дали...» (С. А. Есенин.)

50. Он является автором сказок «Малахи­товая шкатулка», «Хозяйка медной горы». (П. П. Бажов.)

Тема 4. Белая тема.

10. Она любила задавать вопрос: «Я ль, ска­жи мне, всех милее, всех румяней и белее?» (Царица.)

20. Этому месяцу принадлежат слова: «Ветры, бури, ураганы... вейтесь над землёю. Пусть бежит позёмка белою змеёю!» (Фев­раль.)

30. Именно на эту птицу погрузили салаз­ки Кая перед тем, как он улетел со Снежной королевой. (Белая курица.)

40. Этот персонаж сказки «Алиса в стране чудес» носил часы и постоянно куда-то опаз­дывал. (Белый кролик.)

50. Так называется стихотворение без риф­мы. (Белый стих.)

Тема 5. Книжный мир.

  1. Он является белорусским первопечат­ником. (Ф. Скорина.)

20. Эта книга является самой продавае­мой книгой всех времён. (Библия.)

30. Так называется учебное пособие для обучения грамотен Первый печатный ОН «На­ука ку читаню и розуменю писма словенскаго» был издан Лаврентием Зизанием в Виль­но в 1596 г. (Букварь.)

40. Так называется и насекомое, заво­дящееся в старых бумагах и книгах, и тот, кто любит читать книги. (Книгоед, книж­ный червь.)

50. Библио — книга, фил — любить. На­зовите любителя книг. (Библиофил.)

  1. Подведение итогов урока.

На последнем этапе урока проводится подсчёт очков и оглашение результатов игры, поздравление победителей.