А. JI. Романцова, учитель русского языка и литературы гимназии г. Рогачёва Гомельской области
Тема. Урок-игра «Литературный квинтет» V класс
Игра «Литературный квинтет» разработана на основании известных в дополнительном образовании игр «Эрудит-квартет» и «Своя игра» с учётом специфики проведения уроков в средней школе.
Методом жеребьёвки класс делится на пять команд по 4—5 игроков в каждой. Учащимся в течение трёх раундов предстоит ответить на 75 коротких вопросов, разбитых на 15 тем. На каждую тему команда делегирует отвечать одного игрока, который должен попытаться дать ответы на пять вопросов разной степени сложности (стоимостью 10, 20, 30, 40 и 50 очков). Таким образом, одновременно за очки борются пятеро учащихся, от индивидуальной подготовленности и эрудиции которых зависит успех всей команды. Очки начисляются за верные ответы, за неверные — отнимаются, т. е. команда может закончить раунд или игру с отрицательным результатом. Побеждает команда, которая по итогам трёх раундов наберёт наибольшее количество очков.
Игровой урок «Литературный квинтет» отличается от обычных занятий динамичностью, каждый учащийся успевает побывать у доски 3—4 раза. Чтобы не сбить темп урока и сделать передвижение учеников по классу безопасным, целесообразно придерживаться следующей схемы рассадки школьников (рис.).
На столах отвечающих должны находиться письменные принадлежности.
Для подсчёта промежуточных и итоговых результатов следует подготовить бланк протокола, в который во время игры будут вноситься набранные командами очки. Команды могут дублировать протоколы игры, что позволяет вовремя поправить возможные ошибки в подсчётах ведущего, а самостоятельный подсчёт очков заставляет ребят быть внимательными и снимает вопрос о честности определения победителей.
Практика показывает, что к подобным занятиям школьники самостоятельно усиленно готовятся, поэтому о предстоящей игре с оглашением примерных тем вопросов учащихся следует предупредить за 1—2 недели до проведения урока.
Цели: повторить и систематизировать полученные на уроках литературы знания учащихся; способствовать развитию интереса к русской и мировой литературе через использование нестандартных форм уроков; создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, мультиборд (интерактивная доска), чёрный ящик, разрезанные на фрагменты изображения картин «Алёнушка»
В. Васнецова, «Тройка» В. Перова, «Иван- царевич и лягушка-квакушка» И. Билибина, «Одиссей в пещере Полифема» Я. Йорданса, «Рожь» И. Шишкина, бланки протокола игры, бумага, ручки.
Ход урока
I. Организационный этап.
Жеребьёвка.
Учащиеся достают из чёрного ящика фрагменты картин известных художников. Одновременно на интерактивной доске демонстрируются полные изображения картин с именами их авторов. Собрав полные изображения, учащиеся объединяются в пять команд (по 4—5 человек), рассаживаются и выбирают название и капитана.
Знакомство учащихся с формой проведения урока и правилами игры (если такой урок проводится впервые).
Игра состоит из трёх раундов. Каждый раунд содержит пять тем по пять вопросов в каждой. Все вопросы ранжированы по сложности и оцениваются соответственно в 10, 20, 30, 40 и 50 очков.
На каждую тему команда отправляет отвечать одного игрока, который должен попытаться ответить на все пять вопросов. Время для определения командой и капитаном отвечающего игрока ограничено 5—15 секундами в зависимости от раунда. Если команда не успевает его выбрать, то она пропускает первую тему раунда.
Каждый вопрос игры читает учитель громко, чётко и только один раз. По просьбе учащегося перед ответом можно повторить то, что требовалось назвать: произведение, фамилию писателя, термин и т. д.
Право ответа на вопрос получает игрок, который первым подал сигнал хлопком (при обычном поднятии руки определение первенства затруднено). Если всё-таки невозможно определить, кто первым подал сигнал о готовности отвечать, то ответы принимаются у всех претендентов в письменной форме. За правильный ответ очки начисляются в копилку команды, за неверный — вычитаются.
На размышление над вопросом предоставляется 10 секунд. "Если игроки не дают ответа, то вопрос переадресовывается залу. В таком случае очки за ответы командам не начисляются и не отнимаются, если зал не даёт верного ответа, то его озвучивает ведущий, который затем переходит к следующему вопросу.
Учащиеся имеют право подавать сигнал хлопком, не дожидаясь окончания чтения вопроса, если они уверены в том, что знают правильный ответ. Если вопрос был прерван и учащийся ответил неправильно, учитель должен дочитать вопрос для других игроков.
Одному игроку отвечать дважды на один и тот же вопрос (например, второй раз после первого неверного ответа) запрещено.
Если учащиеся пытаются подсказать игрокам, то вопрос снимается, а очки за него не засчитываются ни одной из команд.
Побеждает команда, которая по итогам трёх раундов наберёт наибольшее количество очков.
Игровой этап.
Светлый раунд
Учитель озвучивает пять тем раунда, названия которых параллельно демонстрируются на электронной доске. Команды в течение 15 секунд определяют тех, кто пойдёт отвечать на ту или иную тему. Каждый учащийся может выбрать только одну тему раунда. Один учащийся может ответить на вопросы двух тем раунда, если в команде четыре участника, а не пять. В таком случае в каждом раунде дважды выходят играть разные учащиеся.
Тема 1. Художники-иллюстраторы (во время чтения вопросов этой темы на доске демонстрируются картины из жеребьёвки без указания авторства).
Этот известный иллюстратор русских сказок написал картины «Пир», «Алёнушка». (В. Васнецов.)
20. Картина «Тройка» принадлежит именно ему. (В. Перов.)
30. Он написал картину «Иван-царевич и лягушка-квакушка». (И. Билибин.)
40. Картина «Одиссей в пещере Полифема» принадлежит его кисти. (Я. Йордане.)
50. Этому известному русскому художнику принадлежат картины «Рожь», «Утро в сосновом лесу». (И. Шишкин.)
Тема 2. Легенды и мифы Древней Греции.
10. Традиционно 12 подвигов приписывают ему. (Гераклу.)
20. Так греки называли богиню победы. (Ника.)
30. Богиню луны и охоты звали именно так. (Артемида.)
40. Этот титан защищал людей от произвола богов. (Прометей.)
50. А бога солнца греки звали... (Гелиос).
Тема 3. Пословицы и поговорки.
10. Ученье — свет, а... (неученье — тьма).
20. Семь раз отмерь — ... (один раз отрежь).
30. На воре... (шапка горит).
40. И в ус не дует... (и ухом не ведёт).
50. Глаза — бирюза, а душа... (сажа).
Тема 4. Теория литературы.
10. Этот тип речи содержит авторский рассказ о месте действия, событиях, героях. (Повествование.)
20. Так называется картина природы в художественном произведении. (Пейзаж.)
30. Так называется небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях. (Рассказ.)
40. Так называется построение художественного произведения, соотношение его частей. (Композиция.)
50. Этот художественный приём основан на изображении неодушевлённых предметов как одушевлённых. (Олицетворение.)
Тема 5. Искусство поэзии.
10. Поэтические произведения, как правило, принадлежат к этому роду литературы. (Лирика.)
20. Так называется чередование ударных и безударных слогов в стихотворении. (Ритм.)
* 30. Так называется одинаковое или похожее звучание последних слогов стихотворных строк. (Рифма.)
40. Если ударение падает на последний слог, то рифма именно такая. (Мужская.)
50. Ему принадлежит стихотворение «Как весел грохот летних бурь...» (Ф. И. Тютчев.)
После окончания раунда ведущий подсчитывает и озвучивает Промежуточный результат каждой из команд.
Серый раунд
Учитель демонстрирует на доске и называет не все темы сразу, а по одной перед каждым боем. Таким образом, в этом раунде команды выбирают отвечающего перед каждой темой. Время выбора — 10 секунд.
Тема 1. Автора!
Требуется определить автора по названию произведения; портреты авторов можно демонстрировать на доске в качестве подсказок либо показывать их во время демонстрации правильных ответов в зависимости от подготовленности класса.
10. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». (А. С. Пушкин.)
20. «Бородино». (М. Ю. Лермонтов.)
30. «Двенадцать месяцев». (С. Я. Маршак.)
40. «Дети подземелья». (В. Г. Короленко.)
50. «Крестьянские дети».(Н. А Некрасов )
Тема 2. Персонажи.
10. Осколок кривого зеркала попал ему прямо в сердце. (Кай.)
20. Именно этот месяц подарил падчерице волшебное колечко. (Апрель.)
30. Валек считал, что «серый камень» высосал из неё всё здоровье. (Маруся.)
40. Он доверился компасу, а не проторённой тропе и заблудился. (Митраша.)
50. Она была единственным другом немого дворника. (Муму.)
Тема 3. Теория литературы.
10. Столько существует родов литературы? (Три.)
20. Произведения этого рода литературы повествуют о людях, об окружающем мире, о различных событиях. (Эпос.)
30. В произведениях этого рода литературы создаётся образ-переживание, картина внутренней жизни человека. (Лирика.)
40. Так зазывается вид художественных произведений: сказка, рассказ, повесть, роман и т. д. (Жанр.)
50. Произведения этого рода литературы предназначены для постановки на сцене. (Драма.)
Тема 4. Сказочники мира (во время чтения вопросов демонстрируются портреты авторов).
10. Эти братья не только известные сказочники, но и знаменитые лингвисты и исследователи народной немецкой культуры. (Братья Гримм.)
20. Он автор сказок «Дюймовочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик». (X. К. Андерсен.)
30. Этот британский писатель написал «Книгу джунглей». (Редьярд Киплинг.)
40. За свою книгу «Путешествие Нильса с дикими гусями» она получила Нобелевскую премию по литературе. (Сельма Лагерлеф.)
50. Его перу принадлежит «Алиса в стране чудес». (Льюис Кэрролл.)
Тема 5. Художественные средства.
10. Так одним словом называются средства языка, которые делают художественную речь более яркой, выразительной. (Тропы.)
20. Так называется художественное определение предметов, явлений, помогающее живо их представить, например: янтарный блеск. (Эпитет.)
. 30. Так называется изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, например: шепчется листва. (Олицетворение.)
40. Так называется изображение одного предмета при сопоставлении с другим, например: луна, как бледное пятно. (Сравнение.)
50. Это слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого слова, потому что между этими предметами есть сходство, например: алмазные брызги. (Метафора.)
После десятой темы учитель оглашает сумму очков, набранных командами после двух раундов.
Тёмный раунд
Команды выбирают отвечающих вслепую в течение 5 секунд, а тему, на вопросы которой предстоит ответить, учитель объявляет тогда, когда все учащиеся заняли игровые места.
Тема 1. Боги Древней Греции.
10. Он верховный бог в греческой мифологии. (Зевс.)
20. Этот бог — властитель морей и океанов. (Посейдон.)
30. Под его властью находится мрачное царство мёртвых. (Аид.)
40. Этот бог обладал крылатыми сандалиями и покровительствовал торговле и рынкам, был вестником Зевса. (Гермес.)
50. В честь этой богини, покровительницы рукоделия, мудрости и войны, была названа столица Греции. (Афина.)
Тема 2. Теория литературы.
10. Так называется небольшое лирическое произведение, чаще всего в стихах. (Стихотворение. )
20. Так называется изображение в художественном произведении внешности человека. (Портрет.)
30. Так называется художественное определение предметов, явлений, например: весёлый треск. (Эпитет.)
40. Так называется часть стихотворения,
' объединённая в единое целое содержанием, ритмом, рифмой. (Строфа.)
50. Так называется преувеличение свойств изображаемого предмета, например: выплакать море слёз. (Гипербола.)
Тема 3. Автора!
10. Его перу принадлежит стихотворение «Два великана». (М. Ю. Лермонтов.)
20. Он написал сборник очерков «Мещёрская сторона». (К. Г. Паустовский.)
30. На сюжеты его сказок созданы опера «Золушка» Дж. Россини и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского. (Шарль Перро.)
40. Он написал стихотворение «Мелколесье. Степь и дали...» (С. А. Есенин.)
50. Он является автором сказок «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы». (П. П. Бажов.)
Тема 4. Белая тема.
10. Она любила задавать вопрос: «Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?» (Царица.)
20. Этому месяцу принадлежат слова: «Ветры, бури, ураганы... вейтесь над землёю. Пусть бежит позёмка белою змеёю!» (Февраль.)
30. Именно на эту птицу погрузили салазки Кая перед тем, как он улетел со Снежной королевой. (Белая курица.)
40. Этот персонаж сказки «Алиса в стране чудес» носил часы и постоянно куда-то опаздывал. (Белый кролик.)
50. Так называется стихотворение без рифмы. (Белый стих.)
Тема 5. Книжный мир.
Он является белорусским первопечатником. (Ф. Скорина.)
20. Эта книга является самой продаваемой книгой всех времён. (Библия.)
30. Так называется учебное пособие для обучения грамотен Первый печатный ОН «Наука ку читаню и розуменю писма словенскаго» был издан Лаврентием Зизанием в Вильно в 1596 г. (Букварь.)
40. Так называется и насекомое, заводящееся в старых бумагах и книгах, и тот, кто любит читать книги. (Книгоед, книжный червь.)
50. Библио — книга, фил — любить. Назовите любителя книг. (Библиофил.)
Подведение итогов урока.
На последнем этапе урока проводится подсчёт очков и оглашение результатов игры, поздравление победителей.