2
Россия на рубеже XVII–XVIII вв. 8 кл. ФИ __________________________________________________________ Класс __________________ Дата ___________________
1676–1681 гг. — война России с Османской империей и Крымским ханством. 1681 г. — Бахчисарайское перемирие между Россией и Османской империей. Россия закрепляла за собой Левобережную Украину с Киевом, а Турция — Правобережье.
1686 г. — «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. Причина турецкая угроза
1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына, неудачные.
1695 г. Первый Азовский поход - поход русской армии при участии царя Петра I против турецкой крепости Азов.
1696 г. Второй поход русской армии против турецкой крепости Азов. Азов был взят русскими войсками
1697 г. "Великое посольство" царя Петра I в Западную Европу (Курляндия, Пруссия, Голландия, Англия, Священная Римская империя) в целях формирования антиосманского союза, закупок вооружения и приглашения специалистов.
К середине XVII в. Швеция, благодаря образцовой армии и умелой политике королей, смогла установить контроль практически над всем побережьем Балтийского моря и превратить его в «шведское озеро».
1700 г. — возникновение Северного союза. Недовольство усилением Швеции привело Данию, Россию и Речь Посполитую к осознанию необходимости заключения военного союза. Сформирован в результате Великого посольства Петра I в Европу.
Военные силы России: Дворянское ополчение или поместное войско – конница, состоящая из «служилых людей по отечеству», т. е. детей боярских и дворян. Стрельцы представляли собой постоянное войско, находившееся на жаловании. Артиллерия («наряд») Имелась осадная, крепостная и полевая, обслуживалась пушкарями и затинщиками. Полки нового (иноземного) строя
Алексей Михайлович – два брака. От первого брака сыновья Федор и Иван (род Милославских). Второй брак – сын Пётр (род Нарышкиных)
Правление Фёдора Алексеевича 1676–1682 гг. после смерти Фёдора (бездетен) началась борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными. Результат – царями объявлены Иоанн и Пётр – регент царевна Софья 1682–1689 гг.
Пётр – любопытен, способен к восприятию нового. Мог быть одновременно и жестоким, и милостивым, справедливым и вспыльчивым. Петр был человеком нервным, порывистым, известно, что он страдал эпилептическими припадками. Петр I не получил систематического европейского образования, поздно освоил грамоту и писал с ошибками.
Брак с Евдокией Лопухиной 1689 г. позволил ему официально избавиться от опеки сестры.
Сёла Воробьёвы горы и Преображенское. «Потешное войско» - Семёновский и Преображенский. Обучение военному делу. Завёл артиллерию (16 пушек). Построил крепость Прешбург, где на Яузе появляются первые потешные суда — большой шняк и струг с лодками. Ботик Петра I — был обнаружен 16-летним Петром в 1688 г. в царском селе Измайловском под Москвой
Немецкая слобода – частый гость. Стал поклонником иноземной жизни. Познакомился с: Францем Тиммерманом и Карштеном Брандтом, Патриком Гордоном, Францем Лефортом
Работа с источником.
Из сочинения историка В. О. Ключевского
«…вот важнейшие части этой программы:1) мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию;…5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности…Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра: эта программа была вся готова ещё до начала деятельности преобразователя…»
Определить задачи, стоящие перед Русском государством:
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Каким образом Русское государство могло решить задачи, стоящие перед ней? Составляем логическую цепочку.