Технологическая карта урока истории в 9 классе
Тема урока: Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Дата урока:
Цель урока: выявить общие закономерности и особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков
Задачи:
-рассмотреть географическое, экономическое, политическое и социальное положение России вначале XIX в., состав населения, повседневную жизнь и быт сословий;
-развивать понятийный аппарат, навыки работы с документами и их интерпретации, навыки по составлению таблиц и схем;
-воспитывать целеустремленность в получении знаний, убежденность в ценности каждой человеческой личности независимо от ее социального положения.
Планируемый результат:.
Предметные:
--выясняют особенности территориальной, национальной, сословной структуры Российской империи;
-используют ранее изученный материал для сравнения и оценки исторических явлений;
-делают вывод о необходимости проведения реформ в России
- уметь составить историко-географический образ страны, включая знание основных исторических событий, ее достижений и культурных традиций
- применять понятийный аппарат исторического знания;
Метапредметные:
Познавательные:
- собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
Коммуникативные:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально и в группе
Регулятивные:
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий
Личностные:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества,
- изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями
Основные понятия: Промышленный переворот, аграрная революция, демографическая революция, миграция, буржуазия, рабочие, дворяне, духовенство, крестьянство, мещане, купечество, казачество, крепостническая система, самодержавная монархия,
Ресурсы:Учебник под редакцией А.В.Торкунова. История России.9 класс, в двух частях «Просвещение».2018г.
Организация пространства: индивидуальная работа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Познаватель ные | Коммуникатив ные | регулятивные | личностные |
I. Постановка целей и задач. Мотивация | Учитель читает отрывок из труда историка В.Н.Балязина «Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С.Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль - при стуке топора и громче пушек». В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным Итальянским и Швейцарским походами А.В.Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим» 1.О каком столетии идет речь в документе? 2.Что имел историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой? 3.Что вы можете сказать об итогах развития России в XVIII веке на основе документа и знания курса истории? Обратите внимание на последнее предложение в документе. Предположите о чем пойдет речь на уроке и определите тему урока. Тема урока: «Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков » Как вы думаете, ребята, что мы должны сегодня изучить, согласно теме урока? | | Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему | Самостоятельно планируют пути достижения целей и эффективные способы решения задач. | Формируют личностную мотивацию к изучению нового материала |
II.Самостоятельная работа с учебником | Что такое промышленная революция? Промышленный переворот начался с того момента, когда изобретённые рабочие машины начали применять на производстве. -Объясните суть и главные признаки промышленной революции. Помимо промышленной революции из Англии распространилась и аграрная. Рассмотрите схему -Что называют аграрной революцией? Аграрная революция, распространившаяся по всей Европе, способствовала увеличению производства зерна, мяса, молока, шерсти, что обеспечило население продовольствием в большем объёме, чем раньше. -Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества? | Самостоятельно изучают и анализируют материал и делают выводы | Сотрудничают в процессе создания общего продукта совместной деятельности. | Выделяют известные знания и умения | Осмысливают достижения и опыт предшествующих поколений для современного общества |
III. Физминутка | | | | | |
IV.Групповая работа | Создаются 3 группы: 1.Демографы 2.Экономисты 3.Политики Каждая группа получает пакет документов и задание. Время на выполнение-5 минут. В ходе работы каждая группа отвечает на вопрос: Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. | | | | |
V. Первичное закрепление | Промышленная революция связана с началом массового применения машин и с изменением всей структуры общества. Произошло резкое повышение производительности труда, выросла урбанизация, быстро увеличился жизненный уровень населения. - Как же должна развиваться Россия в XIX веке? Нуждается ли Россия в преобразованиях? | | Сотрудничают в процессе создания общего продукта совместной деятельности. | Выделяют известные знания и умения | Оценивают и объясняют поступки. |
VI. Рефлексия | Закончите фразу (по выбору) Сегодня я узнал…. Было интересно… Было трудно…. Я понял что…. У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне хотелось… | | отстаивают свою точку зрения, аргументируют ее. | | |
VII.Домашнее задание | §1,№1-5 | | | | |
3