СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия - наша Родина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ОРКСЭ.Модуль "Основы православной культуры".

Просмотр содержимого документа
«Россия - наша Родина»

Технологическая карта. Лазарева В.И.

Предмет: ОРКСЭ. Основы православной культуры.

Класс: 4

Дата проведения: 8.09.2018г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема урока: Россия – наша Родина.

Цель урока: дать представление о России как многонациональном государстве; о материальном и духовном мире, о культурных традициях нашей страны. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России.

Планируемые результаты:

Предметные: создавать условия для понимания того, что объединяет всех граждан России и формирования системы нравственных ценностей; формировать умения жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.

Метапредметные: самостоятельное определение и формулирование цели деятельности на уроке; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; способность работать в команде, готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формирование представления обучающихся о территории и границах России, о России как многонациональном государстве, воспитание чувства гордости за свою Родину и народ, патриотизма, любви к родине; формирование уважительного отношения к государственным символам.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Россия, Родина, Отечество, символы страны, материальный мир, духовный мир, семья, культурные традиции.

Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с аудиозаписью, электронное приложение к учебнику.

Ресурсы, используемые на уроке: Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры» 4-5 классы М., «Просвещение» 2013; физическая карта России; государственные символы России: флаг, герб, гимн (стенд в классе); аудиозапись гимна РФ; С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», карточки с пословицами, репродукции картин И. И. Шишкина, А. М. Васнецова





Ход урока:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный

момент

Мотивирование к учебной деятельности

Предлагаю игру-приветствие «Привет, сосед!»







Встают, поворачиваются лицом друг к другу и, глядя в глаза, произносят следующие слова: «Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.»


Личностные УУД:

выражают позитивное отношение и интерес к предстоящей деятельности на уроке.

  1. Актуализация знаний обучающихся.














Создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализация знаний умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий

Предлагаю прослушать песню «С чего начинается Родина?» и просмотреть презентацию (презентация прилагается)

- Ребята, вам понравилась песня? Чем?

- Что вы чувствовали, когда слушали песню и смотрели слайды?

- О чем прозвучавшая песня?

- Почему песня называется «С чего начинается Родина»?



Слушают песню и просматривают слайды







Ответы обучающихся.



Личностные УУД: проявление интереса к изучаемому предмету.

Регулятивные УУД: осознание того, что уже знают и что еще нужно узнать.

Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.



  1. Постановка проблемы.


- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Составьте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ. Запишите их в тетрадь.

- Откройте стр.4. Прочитайте тему урока и врезку «Вы узнаете».

-Совпали ли ваши вопросы с вопросами автора учебника?

Формулируется и записывается тема урока «Россия – наша Родина».

Уч-ся высказываются, как они понимают тему урока.

Читают свои вопросы.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование цели.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

  1. Построение выхода из проблемной ситуации.


Открытие новых знаний.

Обдумывание обучающимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий.

Беседа.

- Как называется то место, где вы родились и растете?

- Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей.

- Что такое «Родина»? Попробуйте дать определение.

Работа со словарем.

- А какое определение можно найти в словарях?










Работа с электронным приложением к учебнику.

* Словарь (1)

  • * Это интересно (1)

- В каких значениях может быть использовано это слово?

Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – село или город, улица, дом, в котором он родился.

- Как называется ваша малая Родина?

- Как называется наша Родина?

-Закройте глаза, произнесите это слово.

-Что вы почувствовали, какие картины представили, какие звуки услышали?

Ответы детей.

- Это наша маленькая родина, мой дом, моя семья, мое село, моя улица …




Находят определение слова «Родина» в словарях.

С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

1.Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь.

Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения.










Большая и малая Родина.








Называют.




Выполняют действия.

Рассказывают какие картины представили, что услышали.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из дополнительных источников.

Регулятивные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, овладение навыком работы по предложенному учителем плану.









































Работа с физической картой России.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Покажите на карте Россию.

- Что вы можете сказать о ее территории?

Наша Родина очень велика.

- Почему нашу Родину называют необъятной?






-Какие реки, моря, озера, горы находятся на ее территории?

- Какие города вам известны?

- Назовите столицу России?

- Покажите ее на карте.

- Кто является президентом нашей страны?


Прослушивание стихотворения В. Степанова

Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором мы живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Беседа о символике Российской Федерации.

- О каком символе России говорится в стихотворении?

-Какие символы вы знаете еще?

- Что они обозначают?

(Показ символов России на классном стенде)


- Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношение к Государственному Гербу, Государственному Флагу и Государственному Гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с картой.






Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи снега и льда, знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и зеленые леса.

Называют и показывают на карте.

Показывают столицу - город Москву - на карте.





Слушают.













Дети рассказывают о символах и что они обозначают.(Задание было заранее распределено по группам. Каждой группе нужно было подготовить сообщение о символе РФ)

Коммуникативные УУД: способность слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации, извлекая ее из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод.

Личностные УУД: формирование представления о территории и границах России, пробуждать интерес и любовь к Родине.

Воспитание уважительного отношения к истории страны, к государственным символам.

Регулятивные УУД: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

















Работа с репродукциями картин русских художников.

Давайте посмотрим, как русские художники изображают Родину?

- Что вы заметили общего в этих картинах?

Изображающий нас мир очень многообразен и богат. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир.

Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми, чувства.

- Как вы думаете, русские художники в своих произведениях какой мир больше показывают, духовный или материальный?

Рассматривают репродукции




Изображение природы













Для русских людей духовность всегда была превыше всего: вера, надежда, любовь, милосердие , ….



5.Физкультминутка


Проводит физкультминутку

Выполняют движения под музыкальное сопровождение «Я, ты, он, она- вместе целая страна….»


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Выборочное чтение (стр.4 с 3 абзаца –стр.5

Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир», «внутренний мир».

- Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным?

Прочитайте 3 последних абзаца.

- Как называют дороги в духовном мире?

- Какие традиции существуют в вашей семье?

- Для чего хранят и соблюдают традиции?

- Как вы думаете, почему на обложке учебника изображена эмблема – дерево?

Находят ответ в учебнике и пересказывают








Слово «традиция» дети записывают в словарь.


Читают.


-Называются «традициями».


Рассказывают о традициях в семье, для чего их хранят и соблюдают.


Ответы детей: дерево как символ развивающейся жизни, дерево знаний и т.д.

Личностные УУД: самопознание и самоопределение. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из источников.

  1. Самостоятельная работа с проверкой.

На основе работы с иллюстрацией делают вывод: Россия – многонациональная страна.


Рассмотрите иллюстрации на стр.5 в учебнике и ответьте на вопрос:

- Живут ли в России люди других национальностей?

Работа с электронным приложением к учебнику:

  • Тренажер (4)

Труд души. Задание 3.

Труд души. Задание 4.


Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей родиной.


Рассматривают, рассуждают.


Познавательные УУД: находят отличительные признаки людей на иллюстрациях.

  1. Работа в парах.

Умение работать в паре, объяснять смысл пословиц

- О любви к родной земле, к Родине рассказывают нам и пословицы.

Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине и объясните смысл каждой.

*Нет ничего на свете краше,...

* Всякому мила…

* На чужбине родная землица …

*Береги землю родимую, …

*Кто за Родину горой, …

Дети работают в паре, составляют пословицы.







…своя сторона.

…чем родина наша.

...во сне снится.

…как мать любимую.

…тот герой.

Коммуникативные УУД: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы.

Личностные УУД: воспитание любви к Родине на произведениях устного народного творчества

  1. Групповая работа

Умение работать в группе, высказывать свое мнение, слышать мнение другого и приходить к единому мнению.

Раздает карточки и предлагает закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это…

Когда я вырасту, я хочу …

Я не хочу, чтобы моя Родина …

Я благодарен своей родине за то, что …

Выполняют задание в группе.

Коммуникативные УУД: полно и грамотно выражают свои мысли.

Регулятивные УУД: осознают важность приобретения новых знаний.

Личностные УУД: осознают важность полученных знаний

  1. Обобщение и систематизация знаний.

В форме игры обобщить полученные знания

Поиграем в игру «Чем мы похожи»

Процедура проведения: ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например, Катя, выйди, пожалуйста ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одинакового роста, или у нас одинаковый цвет глаз, или мы живем в одной стране и т.д.) Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.

-Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом круге, мы разные, но мы вместе и нас объединяет одна родина и ее культурные традиции.

Играют, соблюдая правила игры

Коммуникативные УУД: уважают всех участников игры, контролируют действия друг друга.

Личностные УУД: принимают и осваивают роль обучающегося.

Познавательные УУД: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают и делают выводы.

  1. Рефлексия.

Оценивание собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений.

- Ребята, что вам больше запомнилось из урока?

-Над чем хочется задуматься?

- Получили ли вы ответы на свои вопросы?

Оцените свои достижения на уроке.

Оценивают свою работу.

(у каждого уч-ся лист самооценки)

Коммуникативные УУД: Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: оценивают процесс и результаты своей работы на уроке.

Личностные УУД: смыслообразование.

  1. Домашнее задание.

Обсуждение и запись домашнего задания.


Урок №1(стр.4-5) прочитать.

Нарисовать рисунок на тему «Наша Родина». Посоветуйтесь с членами своей семьи и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

Личностные УУД: самоопределение.