Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Мотивирование к учебной деятельности | Предлагаю игру-приветствие «Привет, сосед!» | Встают, поворачиваются лицом друг к другу и, глядя в глаза, произносят следующие слова: «Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил.» | Личностные УУД: выражают позитивное отношение и интерес к предстоящей деятельности на уроке. |
Актуализация знаний обучающихся. | Создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализация знаний умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий | Предлагаю прослушать песню «С чего начинается Родина?» и просмотреть презентацию (презентация прилагается) - Ребята, вам понравилась песня? Чем? - Что вы чувствовали, когда слушали песню и смотрели слайды? - О чем прозвучавшая песня? - Почему песня называется «С чего начинается Родина»? | Слушают песню и просматривают слайды Ответы обучающихся. | Личностные УУД: проявление интереса к изучаемому предмету. Регулятивные УУД: осознание того, что уже знают и что еще нужно узнать. Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. |
Постановка проблемы. | | - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Составьте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ. Запишите их в тетрадь. - Откройте стр.4. Прочитайте тему урока и врезку «Вы узнаете». -Совпали ли ваши вопросы с вопросами автора учебника? | Формулируется и записывается тема урока «Россия – наша Родина». Уч-ся высказываются, как они понимают тему урока. Читают свои вопросы. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование цели. Коммуникативные УУД: постановка вопросов. |
Построение выхода из проблемной ситуации. Открытие новых знаний. | Обдумывание обучающимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий. | Беседа. - Как называется то место, где вы родились и растете? - Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей. - Что такое «Родина»? Попробуйте дать определение. Работа со словарем. - А какое определение можно найти в словарях? Работа с электронным приложением к учебнику. * Словарь (1) - В каких значениях может быть использовано это слово? Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – село или город, улица, дом, в котором он родился. - Как называется ваша малая Родина? - Как называется наша Родина? -Закройте глаза, произнесите это слово. -Что вы почувствовали, какие картины представили, какие звуки услышали? | Ответы детей. - Это наша маленькая родина, мой дом, моя семья, мое село, моя улица … Находят определение слова «Родина» в словарях. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» 1.Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь. Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения. Большая и малая Родина. Называют. Выполняют действия. Рассказывают какие картины представили, что услышали. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из дополнительных источников. Регулятивные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, овладение навыком работы по предложенному учителем плану. |
| | Работа с физической картой России. - Как называется страна, в которой мы живем? - Покажите на карте Россию. - Что вы можете сказать о ее территории? Наша Родина очень велика. - Почему нашу Родину называют необъятной? -Какие реки, моря, озера, горы находятся на ее территории? - Какие города вам известны? - Назовите столицу России? - Покажите ее на карте. - Кто является президентом нашей страны? Прослушивание стихотворения В. Степанова Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном. Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлем. Беседа о символике Российской Федерации. - О каком символе России говорится в стихотворении? -Какие символы вы знаете еще? - Что они обозначают? (Показ символов России на классном стенде) - Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношение к Государственному Гербу, Государственному Флагу и Государственному Гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. | Отвечают на поставленные вопросы. Работают с картой. Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи снега и льда, знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и зеленые леса. Называют и показывают на карте. Показывают столицу - город Москву - на карте. Слушают. Дети рассказывают о символах и что они обозначают.(Задание было заранее распределено по группам. Каждой группе нужно было подготовить сообщение о символе РФ) | Коммуникативные УУД: способность слушать собеседника и вести диалог. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации, извлекая ее из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод. Личностные УУД: формирование представления о территории и границах России, пробуждать интерес и любовь к Родине. Воспитание уважительного отношения к истории страны, к государственным символам. Регулятивные УУД: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить. |
| | Работа с репродукциями картин русских художников. Давайте посмотрим, как русские художники изображают Родину? - Что вы заметили общего в этих картинах? Изображающий нас мир очень многообразен и богат. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми, чувства. - Как вы думаете, русские художники в своих произведениях какой мир больше показывают, духовный или материальный? | Рассматривают репродукции Изображение природы Для русских людей духовность всегда была превыше всего: вера, надежда, любовь, милосердие , …. | |
5.Физкультминутка | | Проводит физкультминутку | Выполняют движения под музыкальное сопровождение «Я, ты, он, она- вместе целая страна….» | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи | Выборочное чтение (стр.4 с 3 абзаца –стр.5 Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир», «внутренний мир». - Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным? Прочитайте 3 последних абзаца. - Как называют дороги в духовном мире? - Какие традиции существуют в вашей семье? - Для чего хранят и соблюдают традиции? - Как вы думаете, почему на обложке учебника изображена эмблема – дерево? | Находят ответ в учебнике и пересказывают Слово «традиция» дети записывают в словарь. Читают. -Называются «традициями». Рассказывают о традициях в семье, для чего их хранят и соблюдают. Ответы детей: дерево как символ развивающейся жизни, дерево знаний и т.д. | Личностные УУД: самопознание и самоопределение. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Познавательные УУД: умение извлекать информацию из источников. |
Самостоятельная работа с проверкой. | На основе работы с иллюстрацией делают вывод: Россия – многонациональная страна. | Рассмотрите иллюстрации на стр.5 в учебнике и ответьте на вопрос: - Живут ли в России люди других национальностей? Работа с электронным приложением к учебнику: Труд души. Задание 3. Труд души. Задание 4. Вывод. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей родиной. | Рассматривают, рассуждают. | Познавательные УУД: находят отличительные признаки людей на иллюстрациях. |
Работа в парах. | Умение работать в паре, объяснять смысл пословиц | - О любви к родной земле, к Родине рассказывают нам и пословицы. Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине и объясните смысл каждой. *Нет ничего на свете краше,... * Всякому мила… * На чужбине родная землица … *Береги землю родимую, … *Кто за Родину горой, … | Дети работают в паре, составляют пословицы. …своя сторона. …чем родина наша. ...во сне снится. …как мать любимую. …тот герой. | Коммуникативные УУД: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы. Личностные УУД: воспитание любви к Родине на произведениях устного народного творчества |
Групповая работа | Умение работать в группе, высказывать свое мнение, слышать мнение другого и приходить к единому мнению. | Раздает карточки и предлагает закончить предложения. (Каждая группа получает карточку) Моя Родина – это… Когда я вырасту, я хочу … Я не хочу, чтобы моя Родина … Я благодарен своей родине за то, что … | Выполняют задание в группе. | Коммуникативные УУД: полно и грамотно выражают свои мысли. Регулятивные УУД: осознают важность приобретения новых знаний. Личностные УУД: осознают важность полученных знаний |
Обобщение и систематизация знаний. | В форме игры обобщить полученные знания | Поиграем в игру «Чем мы похожи» Процедура проведения: ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например, Катя, выйди, пожалуйста ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одинакового роста, или у нас одинаковый цвет глаз, или мы живем в одной стране и т.д.) Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу. -Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом круге, мы разные, но мы вместе и нас объединяет одна родина и ее культурные традиции. | Играют, соблюдая правила игры | Коммуникативные УУД: уважают всех участников игры, контролируют действия друг друга. Личностные УУД: принимают и осваивают роль обучающегося. Познавательные УУД: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают и делают выводы. |
Рефлексия. | Оценивание собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений. | - Ребята, что вам больше запомнилось из урока? -Над чем хочется задуматься? - Получили ли вы ответы на свои вопросы? Оцените свои достижения на уроке. | Оценивают свою работу. (у каждого уч-ся лист самооценки) | Коммуникативные УУД: Умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: оценивают процесс и результаты своей работы на уроке. Личностные УУД: смыслообразование. |
Домашнее задание. | Обсуждение и запись домашнего задания. | | Урок №1(стр.4-5) прочитать. Нарисовать рисунок на тему «Наша Родина». Посоветуйтесь с членами своей семьи и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. | Личностные УУД: самоопределение. |