Россия – наша Родина
Цели: сформировать представления учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
Задачи: познакомить обучающихся с понятием многонациональности; сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире; формировать начальные представления о российских национальных традициях; воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине
Орг. Момент
Мы начинаем изучать новый предмет – «Основы православной культуры». Нашим помощником будет учебное пособие (показ). Каковы ваши прогнозы, что вы ждёте от этого нового для вас курса?
Учебник познакомит вас с основами православной культуры, раскроет её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Ведь окружающий нас мир многообразен, насыщен, сложен. Здесь добро сочетается со злом, мир с враждой, правда с ложью. Также уникален и сложен каждый человек, каждый из нас. Посмотрите друг на друга, мы не похожи внешне. У нас у каждого свой неповторимый внутренний мир, душа. В огромном мире и сотнях жизненных путей мы можем выбрать свой, построить свою жизнь, совершая осознанный выбор. Помочь вам, сделать правильный выбор, призван новый учебный предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики».
- Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.
Слайд 1 Просмотр видеофрагмента.
(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)
- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)
- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)
Слайд 2 «Россия – наша Родина»- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.
2. Работа над новым материалом.
1. - Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)
- А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)
- А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)
- Что такое Родина? (Край, в котором мы родились и живем).
- Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.
Слайд 3 Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»
В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине, учитель предлагает детям выполнить задание.
Слайд 4 «Составьте пословицы»
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Народное братство дороже всякого богатства.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.
3. Слайды 5-10 «Известные люди России»
В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.
Суворов - великий русский полководец, генералиссимус - участвовал в 7 крупных войнах, выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл.
Кутузов - гениальный стратег, выдающийся политик, полный кавалер ордена Святого Георгия. Является самым знаменитым полководцем в истории России. Под его руководством была выиграна отечественная война 1812 года. Долгий путь пришлось пройти Кутузову до звания фельдмаршала всей армии. Служил при трёх правителях.
Глинка – русский композитор. Он заставил признать высокую ценность русского музыкального искусства для мировой культуры.
Чайковский - русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Как композитор-профессионал Чайковский ознаменован большим подъёмом общественной и культурной жизни Российской империи: многогранным развитием русской музыки, литературы и живописи, расцветом отечественного естествознания, ярких завоеваний в области философии и эстетики.
Васнецов - русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом.
Шишкин - выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.
Пушкин - русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями.
Гагарин - лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. Полковник ВВС СССР, военный лётчик 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, член ЦК ВЛКСМ, депутат Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов.
Пржевальский - русский путешественник, географ и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию, во время которых изучил территорию Монголии, Китая и Тибета. Генерал-майор.
Нахимов - русский адмирал флота.
Исаковский - русский советский поэт, поэт-песенник, прозаик, переводчик. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий первой степени.
Твардовский - русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент. Подполковник. Главный редактор журнала «Новый мир». Член Центральной ревизионной комиссии КПСС, кандидат в члены ЦК КПСС.
- Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его, как душу человека.
- Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)
- Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)
4. - Чем питают свою душу? (добро, зло, горе, ненависть, любовь, счастье…)
- Каждый человек вправе выбирать, чем питать свою душу.
Физкультминутка
5. - В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.
- Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)
- А почему важно сохранять традиции? Слайд 11 (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)
- Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.
Слайд 12 «Народы России»
- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.
Слайды 13-16 «Народные традиции»
В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи. С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.
Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.
Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции, празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.
Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.
В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции, которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.
Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.
Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.
На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы. Они занимаются разведением оленей и морским промыслом. С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.
Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.
а) Работа по учебнику. Чтение текста, с.4 – 5.
Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы. Этот мир ещё называют миром культуры.
Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё то, во что он верит и к чему стремиться.
Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или тревожиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.
Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбирать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.
Послушайте притчу о двух волках.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
б) Беседа
-Текст притчи небольшой, а как много мудрости заключено в ней.
- Как вы думаете, почему старик не дает своему внуку четкого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?
- Как же не разрушить свой внутренний мир?
- О каких понятиях мы сейчас с вами говорили?
III. Закрепление и обобщение пройденного материала
IV. Итог. Рефлексия.
1) Синквейн
Россия. Тема урока 1 слово
Многонациональная, православная. Прилагательное – 2 слова
Созидает, заботится, воспитывает. Глагол – 3 слова
Одна у человека мать, одна у него и Родина. фраза
Отчизна.
Литература.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Кураев. – Москва: «Просвещение, 2016.
Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015
Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:
Песня «Моя Россия». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва.
Мультимедийное учебно-методическое пособие для занятий с детьми 8-11 лет Цикл фильмов "Мой православный мир России". Фильм 1 "Мой мир - Россия" Студия "Шесть крыльев", Санкт-Петербург https://www.youtube.com/watch?v=IUvhuCCPwvQ