Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Прослушивание песни и просмотр слайдов, на которых пейзажи русской природы И. Шаферан «Красно солнышко» - Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль. - Какие красоты особенно волнуют поэта? Вы прослушали музыкальный отрывок. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? -Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово - «Родина»? Работа со стихотворением В. Степанова: «Что мы Родиной зовём?» | Учитель задаёт вопросы Учитель задаёт наводящие вопросы. | Работа в парах. Читают стихотворение. Умывает красно солнышко руки теплые в росе. И Россия, как Алёнушка, предстает во всей красе. Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли лучше той, что меня растила: Синих рек рукава, в небе синь-синева, и светла от берез Россия. У нее коса пшеничная, родниковые глаза. И поляны земляничные щедро дарят ей леса Самостоятельная формулировка учащимися темы урока. | Л:Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. - Видит заданную учителем проблемную ситуацию как новую, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия. |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. | Самоопределение к деятельности .-Как называется то место, где вы родились и выросли? - Что такое «Родина»? Попробуйте дать определение. - А какое определение можно найти в словарях? Этимология слова. - В каких значениях может быть использовано это слово? - О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его. - Какие чувства оно у вас вызывает? | Учитель задаёт вопросы. | Работа со словарём С.И.Ожигова Извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений. Ответы детей. Изложение своего мнения. Готовность слушать собеседника Чтение стихотворения в парах. | Л: Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи. - Определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи. |
Этап 3. Практикум | Работа с картой - Как называется страна, в которой мы живём? - Кто является главой нашего государства? - Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны? - Ребята, а почему мы часто употребляем выражение “московское время”? И почему к Москве какоето другое отношение? – Почему нашу Родину называют необъятной? Вот она какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди. -Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну? Задание: -Составьте в парах список различий народов России. (текст на доске) Живут в России разные народы с давних пор. Одним - тайга по нраву, другим - степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один черкеску носит, другой надел халат Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод. Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд. Одним – милее осень, другим - милей весна, А Родина - Россия у нас у всех одна. Отличия: 1. Место проживания 2. Язык 3. Обычаи, традиции 4. Интересы, увлечения 5. Национальная кухня Работа по учебнику (с. 4-5) -Что такое ценности? Идеалы? - Как вы понимаете словосочетание «духовный мир человека»? - Что такое культурные традиции? - Какие традиции существуют в вашей семье? - Что такое “символ”? -Какие государственные символы вы знаете? | Учитель задаёт вопросы. Консультирует детей при выполнении заданий. Задаёт вопросы и консультирует детей. | Работа с картой. Работа по группам с репродукциями: И.И. Левитан «Июньский день», «Весна. Яблони цветут», И. Шишкин «Золотая рожь», «Утро в сосновом лесу». Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы: - Что вы видите на картине (опишите максимально)? - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? - О чем нам хотел сказать художник этой картиной? - Как ему это удалось? (ответы детей) Дети работают в парах по плану. Самостоятельная работа Сравнивают определения со своими высказываниями: -Что такое ценности? Идеалы? Высказывания детей. | Л: Имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил. -Корректно воспроизводит технологию по инструкции (действует по инструкции). |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | Задание в парах: Необходимо найти Герб России, раскрасить флаг России. Работа в тетрадях. Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине, объясни их смысл. (интерактивная доска). Задание: разгадать кроссворд. (интерактивная доска) | Задаёт вопросы и консультирует детей. | Самостоятельная работа. Работа в парах. Находят и раскрашивают Герб России. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. | Л: Развиваются мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества. - Называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности. |
Этап 5. Рефлексия, домашнее задание | Аудиозапись гимна РФ, сопровождающаяся презентацией с видами Москвы. Знакомство с образцом художественного чтения. Беседа по содержанию. - Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна? – Какова главная мысль этого произведения? - Какого человека называют патриотом? - Можно ли сказать, что стихотворение написано поэтом- патриотом? Запись в тетрадь терминов и понятий. Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку) Моя Родина – это… Самыми трудными событиями моей Родины были… Когда я вырасту, я хочу… Я не хочу, чтобы моя Родина… Я благодарен своей Родине за то, что… | Учитель задаёт вопросы. Консультирует детей при выполнении заданий. - Закончить наш урок хочется словами стихотворения С. Орлова «Родное» (на доске) Я узнал, что у меня есть огромная страна. И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, Речка, небо голубое - это всё моё родное! Это Родина моя, всех люблю на свете я | Слушают гимн РФ, смотрят презентацию. Овечают на вопросы Работа в тетради Самостоятельная групповая работа | Л: Осознают важность полученных знаний. - Выполняет по заданному алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности. -Делает вывод о соответствии полученного продукта замыслу. - Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом. |
Домашнее задание | 1. Найти и записать 3 пословицы о Родине. 2. Расскажи членам семьи об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги? 3. Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека. (2 или 3 задания выполнить по выбору) |