СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум. Россия – наша Родина.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок изучения новых знаний. Урок-практикум.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум. Россия – наша Родина.»

Тема урока: Россия – наша Родина.

Тип урока: : Урок изучения новых знаний.

Форма урока: Урок-практикум.

Цель: Формирование представления учащихся о России как о многонациональном государстве, воспитание патриотизма.

Задачи: Дать представление о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны. Формирование чувства гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

Планируемые результаты:

личностные результаты: Формирование представления учащихся о территории и границах России, о России как многонациональном государстве, воспитание чувства гордости за свою Родину и российский народ. Воспитание уважительного отношения к истории страны, семейным ценностям. Пробуждать интерес и любовь к Родине.

метапредметные результаты: П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания. К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог

предметные результаты: Создавать условия для понимания того, что объединяет всех граждан России и формирования системы нравственных ценностей. Создавать условия для формирования умения жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.

Оборудование урока: Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация. Физическая карта Российской Федерации, аудиозапись гимна РФ И.И. Левитан «Июньский день», «Весна. Яблони цветут», И. Шишкин «Золотая рожь», «Утро в сосновом лесу». Стихи: «Что мы Родиной зовём» В.Степанов, «Родная земля» Г.Ладонщиков. Пословицы и поговорки о Родине М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?». И. Шаферан «Красно солнышко» С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»


Ход урока

Этапы урока


Этапы образовательной ситуации

Краткое содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Диагностические материалы для оценивания личностных результатов обучения

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Прослушивание песни и просмотр слайдов, на которых пейзажи русской природы И. Шаферан «Красно солнышко»


- Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.

- Какие красоты особенно волнуют поэта?

Вы прослушали музыкальный отрывок.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово - «Родина»?

Работа со стихотворением В. Степанова: «Что мы Родиной зовём?»






Учитель задаёт вопросы







Учитель задаёт наводящие вопросы.

Работа в парах. Читают стихотворение.

Умывает красно солнышко руки теплые в росе. И Россия, как Алёнушка, предстает во всей красе. Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли лучше той, что меня растила: Синих рек рукава, в небе синь-синева, и светла от берез Россия. У нее коса пшеничная, родниковые глаза. И поляны земляничные щедро дарят ей леса



Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.


Л:Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.

- Видит заданную учителем проблемную ситуацию как новую, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Самоопределение к деятельности

.-Как называется то место, где вы родились и выросли?

- Что такое «Родина»? Попробуйте дать определение. - А какое определение можно найти в словарях?

Этимология слова.

- В каких значениях может быть использовано это слово?

- О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его.

- Какие чувства оно у вас вызывает?

Учитель задаёт вопросы.


Работа со словарём С.И.Ожигова

Извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.

Ответы детей.


Изложение своего мнения.

Готовность слушать собеседника


Чтение стихотворения в парах.

Л: Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.

- Определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи.

Этап 3. Практикум

Работа с картой

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Кто является главой нашего государства?

- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение “московское время”? И почему к Москве какоето другое отношение?

– Почему нашу Родину называют необъятной?

Вот она какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

-Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

Задание:

-Составьте в парах список различий народов России. (текст на доске)

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат

Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.

Одним – милее осень, другим - милей весна,

А Родина - Россия у нас у всех одна.

Отличия:

1. Место проживания

2. Язык

3. Обычаи, традиции

4. Интересы, увлечения

5. Национальная кухня


Работа по учебнику (с. 4-5)

-Что такое ценности? Идеалы?

- Как вы понимаете словосочетание «духовный мир человека»?

- Что такое культурные традиции?

- Какие традиции существуют в вашей семье?

- Что такое “символ”?

-Какие государственные символы вы знаете?

Учитель задаёт вопросы. Консультирует детей при выполнении заданий.






















Задаёт вопросы и

консультирует детей.

Работа с картой.

Работа по группам с репродукциями: И.И. Левитан «Июньский день», «Весна. Яблони цветут», И. Шишкин «Золотая рожь», «Утро в сосновом лесу». Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы:

- Что вы видите на картине (опишите максимально)?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

- О чем нам хотел сказать художник этой картиной?

- Как ему это удалось?

(ответы детей)







Дети работают в парах по плану.

























Самостоятельная работа

Сравнивают определения со своими высказываниями:

-Что такое ценности? Идеалы?

Высказывания детей.







Л: Имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.

-Корректно воспроизводит  технологию по инструкции (действует по инструкции).

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Задание в парах: Необходимо найти Герб России, раскрасить флаг России. Работа в тетрадях.

Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине, объясни их смысл. (интерактивная доска).

Задание: разгадать кроссворд. (интерактивная доска)

Задаёт вопросы и

консультирует детей.

Самостоятельная работа. Работа в парах.

Находят и

раскрашивают Герб России.


Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися.


Л: Развиваются мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.

- Называет ресурсы, необходимые для выполнения  известной деятельности.

Этап 5. Рефлексия, домашнее задание

Аудиозапись гимна РФ, сопровождающаяся презентацией с видами Москвы. Знакомство с образцом художественного чтения.

Беседа по содержанию.

- Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна? – Какова главная мысль этого произведения?

- Какого человека называют патриотом?

- Можно ли сказать, что стихотворение написано поэтом- патриотом?

Запись в тетрадь терминов и понятий.

Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это…

Самыми трудными событиями моей Родины были…

Когда я вырасту, я хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина… Я благодарен своей Родине за то, что…







Учитель задаёт вопросы.












Консультирует детей при выполнении заданий.








- Закончить наш урок хочется словами стихотворения С. Орлова «Родное» (на доске)

Я узнал, что у меня есть огромная страна. И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, Речка, небо голубое - это всё моё родное! Это Родина моя, всех люблю на свете я

Слушают гимн РФ, смотрят презентацию.





Овечают на вопросы










Работа в тетради



Самостоятельная групповая работа

Л: Осознают важность полученных знаний.

- Выполняет по заданному алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности.

-Делает вывод о соответствии полученного продукта замыслу.

- Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

Домашнее задание

1. Найти и записать 3 пословицы о Родине.

2. Расскажи членам семьи об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

3. Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

(2 или 3 задания выполнить по выбору)