Россия-Родина моя
Тема : «Кантата «Александр Невский С. Прокофьева. Традиции русской песенности в музыке».
Цель: Продолжить знакомство с жанром кантаты, в единстве и взаимосвязь нескольких видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.
Ход урока
Организационный момент. Музыкальное приветствие
-Ребята, под музыку вы вошли в класс? («Патриотической песни» М. Глинки).
Обратите внимание на торжественный характер этой музыки, А как вы думаете, почему композитор назвал эту песню патриотической?
Наверное именно по этим признакам «Патриотическая песня» М Глинки была несколько лет главной песней страны –гимном России.
-Молодцы, а сейчас я бы хотела вам предложить исполнить нашу песню «Моя Россия». Эмоциональное исполнение песни.
Введение в тему.
На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы,
Блестит крестами
Храм златоглавый,
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
-Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы)
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский. (портрет Александра Невского художника П. Корина )
- Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет. А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
- Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.
Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».
В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».
- Что же означает слово Кантата? «кантата».
Кант – хвалебная песнь.
Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. (запись в тетради)
С.С. Прокофьев, русский композитор, восхищаясь подвигами русского князя написал музыкальное произведение- кантату, которое назвал «Александр Невский».
Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.
В кантате семь частей: Каждая из частей поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма – бескрайние равнины Руси, разорённый немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.
“Песня об Александре Невском” - вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор – мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия повествовательна, размерена.
В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин.
В средней части песни повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трехдольный размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы – бряцанье оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождающих в старину эпические песни.
( рассказать о трехчастной форме ) При повторном прослушивании работа с карточками.
“Вставайте, люди русские” - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио. Фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Советской Армии.
Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!»
(перед прослушиванием прочитать текст песни, слушание)
- В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)
- Как этот звон называется? (набат)
- Что такое набат? (Сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола. Звуки набата. Бить в набат - 1) звоном колокола оповещать о бедствии, сзывать на помощь;=2) перен. поднимать тревогу, обращать внимание общества на какую-н. опасность).
- Какая песня по характеру? (мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка? (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)
Проиграть первую часть.
- Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)
Пропеть с детьми. Проиграть вторую часть. Пропеть.
- Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.
Мелодия - ;
Лад - Мажор;
Регистр - Средний, низкий ;
Звуковедение - Четкое;
Темп - Умеренный;
Динамика - Громко;
- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.
Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»
- Что общего у этих песен? (интонации призыва, патриотизм)
- Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
А в прошлом 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.
Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.
Вокально-хоровая работа
Распевание
Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды? поют девочки
Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды! поют мальчики
2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!
(работа над песней)
Домашнее задание: выучить текст песни, посмотреть фильм «А Невский»
Итог урока.
-С каким героем вы познакомились на уроке?
-Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?
-Какое произведение мы слушали?
-Молодцы, вы активно работали на уроке. А теперь нарисуйте пожалуйста смайлик впечатлений.