СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Россия… Судьба… Трагедия…». Жизнь и творчество М. Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему «Россия… Судьба… Трагедия…». Жизнь и творчество М. Цветаевой

Просмотр содержимого документа
««Россия… Судьба… Трагедия…». Жизнь и творчество М. Цветаевой»



План-конспект урока

по литературе

в 11 классе

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым



на тему

«Россия… Судьба… Трагедия…». Жизнь и творчество М. Цветаевой



Разработала: Кузьмина Юлия Владимировна




пгт. Николаевка, 2018





Тема:

  «Россия… Судьба… Трагедия…». Жизнь и творчество М. Цветаевой.

СЛАЙД 1 дата проведения 2016


Цели: 

1) познакомить учащихся с жизнью и основными мотивами творчества М. И. Цветаевой;

2) совершенствование навыков выступления с сообщением, выразительного чтения наизусть, развитие речи (написание рецензии), навыков анализа лирического произведения, развитие творческих особенностей;

3) воспитание интереса к жизни и творчеству М. Цветаевой, чувства сопричастности к трагической судьбе поэтессы, воспитание нравственных качеств.


Методы: 

  • эвристический (слово учителя, свободная беседа, сообщение учащегося),

  • метод творческого чтения (выразительное чтение)

Оборудование: 

сборники стихотворений: «Мой серебряный век», «Стихотворения и поэмы»,

«М. Цветаева и Крым»;

схемы анализа стихотворений,

презентация, мультимедийное оборудование.


Тип урока - урок - практикум. Комбинированный


Эпиграф к уроку: СЛАЙД 2


Многогранное творчество Марины Цветаевой мы только начинаем постигать. Трагическая её судьба в полной мере отразилась в нём, как в дневнике, который пишут для себя и в котором не солгут ни звуком.

И. Г. Минералова.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Психологическая подготовка к изучению нового материала.


СЛАЙД 3 учитель:


Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.


Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.


СЛАЙД 4 ученик:


Что другим не нужно – несите мне!

Всё должно сгореть на моём огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В лёгкий дар моему огню.


Пламень любит – лёгкие вещества:

Прошлогодний хворост – венки-слова.

Пламень – пышет с подобной пищи!

Вы ж восстанете – пепла чище!


Птица-Феникс я, только в огне пою

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю – и горю дотла!

И да будет вам ночь – светла!


Ледяной костёр – огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий сан –

Собеседницы и Наследницы!


Слово учителя:

- Ребята, только что для вас прозвучали стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, многогранного художника, навеки вписавшего своё имя в историю отечественной литературы. В 2017 году исполнится 125 лет со дня рождения этой замечательной русской поэтессы. И наш сегодняшний урок я хочу посвятить именно этому событию.


Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.


3. Изучение нового материала.

Многие годы и даже десятилетия широкая читательская аудитория была лишена возможности обращаться к её творчеству – книги Цветаевой почти не издавались. Теперь положение изменилось, и мы снова и снова листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений, чувств, воспоминаний.

Где же истоки её таланта? Сначала обратимся к судьбе поэтессы.


26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.


СЛАЙД 5 ученик:


Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Слово учителя:

«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а не ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.


СЛАЙД 6 ученик:

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

Учитель: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь уже любовь к поэтическому творчеству захватила её целиком.

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

СЛАЙД 7 ученик:


Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почёт сей, почётно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх по поэте печётся!

Почётно – почётно – почётно – архи –

Почётно – почётно – до чёрту!

Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.


СЛАЙД 8 Учитель

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по

себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку:

СЛАЙД 9 ученик:


Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё, - ах, нельзя!

Имя твоё – поцелуй в глаза,


В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.


СЛАЙД 10

Слово учителя:

В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей-

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

-Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.


СЛАЙД 11

Слово учителя:

1913 -1914 год. Коктебель. Феодосия. Рядом с М. Цветаевой – её друзья, сестра, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей не любимой наружности…

Она знает себе цену и во внешнем очаровании, и во внутреннем…

Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:

СЛАЙД 12 ученик:

Над Феодосией угас

Навеки этот день весенний,

И всюду удлиняет тени

Прелестный предвечерний час.

Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки

Иду вдоль генуэзских стен,

Встречая ветра поцелуи,

И платья шелковые струи

Колеблются вокруг колен.

И скромен ободок кольца,

И трогательно мал и жалок

Букет из нескольких фиалок

Почти у самого лица.

Иду вдоль крепостных валов,

В тоске вечерней и весенней,

И ветер удлиняет тени,

И безнадежность ищет слов.


Слово учителя: Стихи М. Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

(Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной»)

Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

СЛАЙД 13 ученик:

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным-давно – перекричать разлуку –

Я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихрь волн,

Пусть странствует она – свечой под праздник –

Вот так: из длани в длань.

О ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донеси,

Что еженощно я во сне свершаю

Путь с Севера на Юг.

СЛАЙД 14

Слово учителя:

И снова разлука: с 1922 по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:


СЛАЙД 15 ученик:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

СЛАЙД 16

Слово учителя:

Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени уже на родине). Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы…испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.

«Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».

Это произошло 31 августа 1941 года. Что послужило причиной?

Многое. Во-первых, собираясь в Москву, Цветаева не знала, что её родная сестра, Анастасия, вот уже 2 года находилась в тюрьме. В заключении оказался и её муж – Сергей Яковлевич Эфрон, ранее вернувшийся на родину. Её же здесь встретили – в том числе и собратья по перу – более чем прохладно, или, сказать по-другому, осторожно. Не приняли ни в Союз писателей, ни в Литературный фонд, что в какой-то степени могло бы поддержать материально. Да, ей поручали делать переводы, посоветовали подготовить сборник стихотворений. Но когда рукопись была представлена в издательство, рецензент – им был литературовед Корнелий Зелинский – как говорится, «зарубил» её как формалистическую. После начала войны, в эвакуации, ни работы, ни средств к существованию вовсе не стало. Она писала заявления с просьбой принять её на работу в писательскую столовую посудомойкой. Ей отказали. И она решила уйти из жизни…


СЛАЙД 17

Учитель. Вопрос классу:

- Какие темы творчества Марины Цветаевой вы можете назвать?

(Темы любви, дружбы, родины, стихотворения, посвящённые Пушкину, Блоку, Эфрону, Пастернаку…)

- Голос Цветаевой, он и о любви, и о жизни, и о смерти, и об Отечестве. Но, пожалуй, самое яркое отличительное впечатление производят стихи о любви, так называемая любовная лирика. К кому обращена любовная лирика поэтессы?(Мужу Сергею Эфрону).


Сообщение ученика:

Сергей Эфрон (1893-1941).

Познакомились Эфрон и Цветаева как в сказке: на пустынном берегу Черного моря. Марина ищет красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьёз?): если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились.

Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось.

На чёрно-белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом – юные и прекрасные лица, вид – парадный: он в костюме, в белой рубашке с бабочкой-галстуком, она – в длинном платье с высоким воротником. В Серёжиных распахнутых глазах – удивление, мягкость, нежность, мечтательность. В Маринином всегда прищуренном взгляде, в лёгком повороте головы, в полуулыбке – уверенность, гордость, торжество.

Впервые годы брака Цветаева адресует Сергею Эфрону восхищённые и восхитительные стихотворения-портреты. Она изображает мужа рукой живописца-импрессиониста: «серо-зелёные», «серо-синие» глаза Сергея подобны морю, его взгляд способен двигать горы. Сергей – возлюбленный, рыцарь, воин. В далёкие 1912-1916 годы с гениальной лёгкостью писались, лились рекой её стихотворения:

«Ты, чьи сны непробудны…»,

«Моим стихам…»,

«Уж сколько их упало в эту бездну…»,

«Под лаской плюшевого пледа…»,

«Мне нравится, что вы больны не мной…» - всех не перечислить.

Грянула первая мировая война. В России царили разруха, голод, нищета, смерть. Свершились революции, началась война гражданская. Разбились пополам – на «до» и «после» - жизнь Марины и Сергея. Эфрон выбирает путь воина-белогвардейца. Эмиграция.

Движимая любовью, Марина Ивановна с дочерью Алей 13 мая 1922 года отправится в Берлин к Сергею Яковлевичу. Семья воссоединится и 17 эмигрантских лет проживёт в Германии, в Чехии, во Франции.

Цветаева не отреклась от мужа ни в «красной» России, когда он был с «белыми», ни в белоэмигрантской Франции, когда он изменил прежние убеждения, сделался оплаченным сотрудником «Союза возвращения на родину». В 1931 году он станет хлопотать о советском паспорте и возвращения на родину.

Марина Цветаева вряд ли предполагала, какую цену придётся заплатить Сергею за его желания. В 1939 году Марина Ивановна отправится в Москву. 10 октября того же года на даче в подмосковном Болшеве Сергея Яковлевича арестуют. Эфрона расстреляют в октябре 1941 года – сбудется грустное пророчество цветаевского четверостишия, написанного как эпиграф к судьбе Сергея:

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть победила…


4. Работа в парах над анализом стихотворения.

СЛАЙД 19-20


1) Анализ стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо» написанного 3 июня 1914 г. Коктебель.

- Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. Одно из них – «Я с вызовом ношу его кольцо!» Определите тему и идею стихотворения.

(Тема любви, идея – женская верность).

- Какова разновидность лирики?

(Интимная).

- Какова интонация стихотворения?

(Взволнованная, эмоциональная).

- Что вы можете сказать о рифме и способе рифмовки данного стихотворения?

(Рифма мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный).

- Охарактеризуйте лексику стихотворения.

(Лексика патетическая, возвышенная).

- Назовите стихотворный размер, которым написано данное стихотворение.

(Ямб).

- Какие художественные тропы и синтаксические фигуры использованы Цветаевой в данном стихотворении?

(Эпитет: «роковые времена»; сравнение: «лицо подобно шпаге»;

гипербола: «чрезмерно узкое лицо»)

- Охарактеризуйте образ лирической героини.

(Черты характера лирической героини: прямота, честь, достоинство,

терпение, умение принимать удары судьбы с высоко поднятой головой. Она сильная женщина, гордая, решительная. У неё горячее сердце, жаждущее любви и дружбы).

- Какой портрет возлюбленного обрисован в данном стихотворении?

(«Чрезмерно-узкое лицо // подобно шпаге»;«Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови…»; «Он тонок первой тонкостью ветвей;

/ Его глаза – прекрасно-бесполезны!..»).

- Что вы можете сказать о композиции произведения?

(Композиция состоит из 3 частей:

1 – две первые строчки, в которых лирическая героиня выражает своё отношение,

свою позицию,

2 – десять следующих строк – описание возлюбленного,

3 – последнее четверостишие: лирическая героиня говорит о верности и долге.

-Какие строки стихотворения без знакомства с биографией С. Эфрона нам бы были не понятны? («В его лице трагически слились // две древних крови».

Цветаева имеет в виду русскую и еврейскую кровь, т. к. мать Эфрона – русская, а отец – еврей.)

- Какие мысли и чувства вызвало в вас это стихотворение? Что особенно поразило? Ваши впечатления о прочитанном.

СЛАЙД 21

Слово учителя.Ребята, нам с вами посчастливилось жить в Крыму, где можно съездить в Феодосию и посмотреть музей сестер Цветаевых, а так же в Коктебель, где встретилась с Сергеем Эфроном Марина Цветаева и музей М. Волошина


5. Рефлексия.

Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Ивановны Цветаевой, переживая вместе с ней, читая стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. Она оказалась права, уверенно заявляя в 1913 году:


СЛАЙД 22

Моим стихам,

Как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.


Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой «настал черёд», потому что настоящее в искусстве не умирает.

6. Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо»,

2) письменно проанализировать стихотворение М. Цветаевой: (индивидуально)

на тему родины стихотворение, посвящённое А. Блоку, посвящённое А. С. Пушкину.

7. Оценивание работы учащихся на уроке.