План-конспект урока
по литературе
в 11 классе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым
на тему
«Россия… Судьба… Трагедия…». Жизнь и творчество М. Цветаевой
Разработала: Кузьмина Юлия Владимировна
пгт. Николаевка, 2018
Тема:
«Россия… Судьба… Трагедия…». Жизнь и творчество М. Цветаевой.
СЛАЙД 1 дата проведения 2016
Цели:
1) познакомить учащихся с жизнью и основными мотивами творчества М. И. Цветаевой;
2) совершенствование навыков выступления с сообщением, выразительного чтения наизусть, развитие речи (написание рецензии), навыков анализа лирического произведения, развитие творческих особенностей;
3) воспитание интереса к жизни и творчеству М. Цветаевой, чувства сопричастности к трагической судьбе поэтессы, воспитание нравственных качеств.
Методы:
эвристический (слово учителя, свободная беседа, сообщение учащегося),
метод творческого чтения (выразительное чтение)
Оборудование:
сборники стихотворений: «Мой серебряный век», «Стихотворения и поэмы»,
«М. Цветаева и Крым»;
схемы анализа стихотворений,
презентация, мультимедийное оборудование.
Тип урока - урок - практикум. Комбинированный
Эпиграф к уроку: СЛАЙД 2
Многогранное творчество Марины Цветаевой мы только начинаем постигать. Трагическая её судьба в полной мере отразилась в нём, как в дневнике, который пишут для себя и в котором не солгут ни звуком.
И. Г. Минералова.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Психологическая подготовка к изучению нового материала.
СЛАЙД 3 учитель:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
СЛАЙД 4 ученик:
Что другим не нужно – несите мне!
Всё должно сгореть на моём огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В лёгкий дар моему огню.
Пламень любит – лёгкие вещества:
Прошлогодний хворост – венки-слова.
Пламень – пышет с подобной пищи!
Вы ж восстанете – пепла чище!
Птица-Феникс я, только в огне пою
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю – и горю дотла!
И да будет вам ночь – светла!
Ледяной костёр – огневой фонтан!
Высоко несу свой высокий стан,
Высоко несу свой высокий сан –
Собеседницы и Наследницы!
Слово учителя:
- Ребята, только что для вас прозвучали стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, многогранного художника, навеки вписавшего своё имя в историю отечественной литературы. В 2017 году исполнится 125 лет со дня рождения этой замечательной русской поэтессы. И наш сегодняшний урок я хочу посвятить именно этому событию.
Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.
3. Изучение нового материала.
Многие годы и даже десятилетия широкая читательская аудитория была лишена возможности обращаться к её творчеству – книги Цветаевой почти не издавались. Теперь положение изменилось, и мы снова и снова листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений, чувств, воспоминаний.
Где же истоки её таланта? Сначала обратимся к судьбе поэтессы.
26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
СЛАЙД 5 ученик:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Слово учителя:
«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а не ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.
СЛАЙД 6 ученик:
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
Учитель: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь уже любовь к поэтическому творчеству захватила её целиком.
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».
СЛАЙД 7 ученик:
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх по поэте печётся!
Почётно – почётно – почётно – архи –
Почётно – почётно – до чёрту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.
СЛАЙД 8 Учитель
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по
себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку:
СЛАЙД 9 ученик:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё, - ах, нельзя!
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
СЛАЙД 10
Слово учителя:
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
-Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
СЛАЙД 11
Слово учителя:
1913 -1914 год. Коктебель. Феодосия. Рядом с М. Цветаевой – её друзья, сестра, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей не любимой наружности…
Она знает себе цену и во внешнем очаровании, и во внутреннем…
Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
СЛАЙД 12 ученик:
Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.
Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки
Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.
И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.
Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней,
И ветер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.
Слово учителя: Стихи М. Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
(Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной»)
Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
СЛАЙД 13 ученик:
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным-давно – перекричать разлуку –
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь волн,
Пусть странствует она – свечой под праздник –
Вот так: из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.
СЛАЙД 14
Слово учителя:
И снова разлука: с 1922 по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
СЛАЙД 15 ученик:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
СЛАЙД 16
Слово учителя:
Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени уже на родине). Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы…испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.
«Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
Это произошло 31 августа 1941 года. Что послужило причиной?
Многое. Во-первых, собираясь в Москву, Цветаева не знала, что её родная сестра, Анастасия, вот уже 2 года находилась в тюрьме. В заключении оказался и её муж – Сергей Яковлевич Эфрон, ранее вернувшийся на родину. Её же здесь встретили – в том числе и собратья по перу – более чем прохладно, или, сказать по-другому, осторожно. Не приняли ни в Союз писателей, ни в Литературный фонд, что в какой-то степени могло бы поддержать материально. Да, ей поручали делать переводы, посоветовали подготовить сборник стихотворений. Но когда рукопись была представлена в издательство, рецензент – им был литературовед Корнелий Зелинский – как говорится, «зарубил» её как формалистическую. После начала войны, в эвакуации, ни работы, ни средств к существованию вовсе не стало. Она писала заявления с просьбой принять её на работу в писательскую столовую посудомойкой. Ей отказали. И она решила уйти из жизни…
СЛАЙД 17
Учитель. Вопрос классу:
- Какие темы творчества Марины Цветаевой вы можете назвать?
(Темы любви, дружбы, родины, стихотворения, посвящённые Пушкину, Блоку, Эфрону, Пастернаку…)
- Голос Цветаевой, он и о любви, и о жизни, и о смерти, и об Отечестве. Но, пожалуй, самое яркое отличительное впечатление производят стихи о любви, так называемая любовная лирика. К кому обращена любовная лирика поэтессы?(Мужу Сергею Эфрону).
Сообщение ученика:
Сергей Эфрон (1893-1941).
Познакомились Эфрон и Цветаева как в сказке: на пустынном берегу Черного моря. Марина ищет красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьёз?): если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились.
Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось.
На чёрно-белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом – юные и прекрасные лица, вид – парадный: он в костюме, в белой рубашке с бабочкой-галстуком, она – в длинном платье с высоким воротником. В Серёжиных распахнутых глазах – удивление, мягкость, нежность, мечтательность. В Маринином всегда прищуренном взгляде, в лёгком повороте головы, в полуулыбке – уверенность, гордость, торжество.
Впервые годы брака Цветаева адресует Сергею Эфрону восхищённые и восхитительные стихотворения-портреты. Она изображает мужа рукой живописца-импрессиониста: «серо-зелёные», «серо-синие» глаза Сергея подобны морю, его взгляд способен двигать горы. Сергей – возлюбленный, рыцарь, воин. В далёкие 1912-1916 годы с гениальной лёгкостью писались, лились рекой её стихотворения:
«Ты, чьи сны непробудны…»,
«Моим стихам…»,
«Уж сколько их упало в эту бездну…»,
«Под лаской плюшевого пледа…»,
«Мне нравится, что вы больны не мной…» - всех не перечислить.
Грянула первая мировая война. В России царили разруха, голод, нищета, смерть. Свершились революции, началась война гражданская. Разбились пополам – на «до» и «после» - жизнь Марины и Сергея. Эфрон выбирает путь воина-белогвардейца. Эмиграция.
Движимая любовью, Марина Ивановна с дочерью Алей 13 мая 1922 года отправится в Берлин к Сергею Яковлевичу. Семья воссоединится и 17 эмигрантских лет проживёт в Германии, в Чехии, во Франции.
Цветаева не отреклась от мужа ни в «красной» России, когда он был с «белыми», ни в белоэмигрантской Франции, когда он изменил прежние убеждения, сделался оплаченным сотрудником «Союза возвращения на родину». В 1931 году он станет хлопотать о советском паспорте и возвращения на родину.
Марина Цветаева вряд ли предполагала, какую цену придётся заплатить Сергею за его желания. В 1939 году Марина Ивановна отправится в Москву. 10 октября того же года на даче в подмосковном Болшеве Сергея Яковлевича арестуют. Эфрона расстреляют в октябре 1941 года – сбудется грустное пророчество цветаевского четверостишия, написанного как эпиграф к судьбе Сергея:
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть победила…
4. Работа в парах над анализом стихотворения.
СЛАЙД 19-20
1) Анализ стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо» написанного 3 июня 1914 г. Коктебель.
- Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. Одно из них – «Я с вызовом ношу его кольцо!» Определите тему и идею стихотворения.
(Тема любви, идея – женская верность).
- Какова разновидность лирики?
(Интимная).
- Какова интонация стихотворения?
(Взволнованная, эмоциональная).
- Что вы можете сказать о рифме и способе рифмовки данного стихотворения?
(Рифма мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный).
- Охарактеризуйте лексику стихотворения.
(Лексика патетическая, возвышенная).
- Назовите стихотворный размер, которым написано данное стихотворение.
(Ямб).
- Какие художественные тропы и синтаксические фигуры использованы Цветаевой в данном стихотворении?
(Эпитет: «роковые времена»; сравнение: «лицо подобно шпаге»;
гипербола: «чрезмерно узкое лицо»)
- Охарактеризуйте образ лирической героини.
(Черты характера лирической героини: прямота, честь, достоинство,
терпение, умение принимать удары судьбы с высоко поднятой головой. Она сильная женщина, гордая, решительная. У неё горячее сердце, жаждущее любви и дружбы).
- Какой портрет возлюбленного обрисован в данном стихотворении?
(«Чрезмерно-узкое лицо // подобно шпаге»;«Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови…»; «Он тонок первой тонкостью ветвей;
/ Его глаза – прекрасно-бесполезны!..»).
- Что вы можете сказать о композиции произведения?
(Композиция состоит из 3 частей:
1 – две первые строчки, в которых лирическая героиня выражает своё отношение,
свою позицию,
2 – десять следующих строк – описание возлюбленного,
3 – последнее четверостишие: лирическая героиня говорит о верности и долге.
-Какие строки стихотворения без знакомства с биографией С. Эфрона нам бы были не понятны? («В его лице трагически слились // две древних крови».
Цветаева имеет в виду русскую и еврейскую кровь, т. к. мать Эфрона – русская, а отец – еврей.)
- Какие мысли и чувства вызвало в вас это стихотворение? Что особенно поразило? Ваши впечатления о прочитанном.
СЛАЙД 21
Слово учителя.Ребята, нам с вами посчастливилось жить в Крыму, где можно съездить в Феодосию и посмотреть музей сестер Цветаевых, а так же в Коктебель, где встретилась с Сергеем Эфроном Марина Цветаева и музей М. Волошина
5. Рефлексия.
Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Ивановны Цветаевой, переживая вместе с ней, читая стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. Она оказалась права, уверенно заявляя в 1913 году:
СЛАЙД 22
Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой «настал черёд», потому что настоящее в искусстве не умирает.
6. Домашнее задание:
1) выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо»,
2) письменно проанализировать стихотворение М. Цветаевой: (индивидуально)
на тему родины стихотворение, посвящённое А. Блоку, посвящённое А. С. Пушкину.
7. Оценивание работы учащихся на уроке.