Россия в царствование Николая I.
Ф.И. ___________________________________ I вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
2) создание III отделения императорской канцелярии
3) восстание под предводительством Уота Тайлера
2. Установите соответствие:
А) П.Д. Киселёв 1) шеф жандармов
Б) П.Я. Чаадаев 2) осуществил денежную реформу
В) Е.Ф. Канкрин 3) автор «Философического письма»
Г) А.Х. Бенкендорф 4) кодификация законов
5) осуществил реформу государственных крестьян.
3. Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идет речь.
«В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».
Ответ: _______________ .
4. Напишите пропущенное слово.
Возникшее в период правления Николая I направление общественной мысли, основными положениями которого было возвращение России к идеалам допетровской Руси, воссоздание монархии, опирающейся на совещательный Земский собор, называется ________________.
Рассмотрите схему и выполните задания.
5. Напишите название события, изображённого на карте: ______________________________________
6. Напишите название города, защищая который погиб адмирал Нахимов: ________________________
7. Напишите цифру, которой обозначено место последнего сражения парусных флотов: _____________

8. Какие два суждения из пяти, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?
1) Участником войны был адмирал Ф. Ф. Ушаков.
2) Война завершилась подписанием Парижского мирного договора.
3) Соперниками России в войне были Франция и Австрия.
4) После войны в России наступила эпоха реформ.
5) Россия получила право контроля над проливом Босфор.
6) Во время войны в России произошла смена императоров
Рассмотрите изображение и выполните задание
9. Какие два суждения из пяти об изображённых на картине событиях являются верными?
1) На картине изображены события, относящиеся к первой половине XIX в.
2) Этой железной дороге посвятил стихотворение А. С. Пушкин.
3) Куратором строительства дороги был назначен А. А. Аракчеев.
4) На картине изображена Транссибирская железная дорога.
5) Событие, изображённое на картине, положило начало промышленному перевороту в России.
10. Какие из изображённых на репродукциях событий относятся к царствованию того же императора, при котором происходили изображённые на картине события? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Россия в царствование Николая I.
Ф.И. ___________________________________ II вариант
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) поход Лжедмитрия I на Москву
2) захват крестоносцами Константинополя
3) венгерский поход русской армии под командованием И. Ф. Паскевича
2. Установите соответствие между реформами первой половины XIX в. и датами их проведения.
РЕФОРМЫ | ДАТЫ |
A) денежная реформа Е. Ф. Канкрина Б) учреждение первых министерств B) создание III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Г) учреждение Государственного совета | 1) 1802 г. 2) 1810 г. 3) 1815 г. 4) 1826 г. 5) 1839—1843 гг. 6) 1837 г. |
3. Прочтите отрывок из труда историка и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, котором идет речь.
«И, наверное, ежедневных споров этих кружок не выдержал бы, если бы не женщины… И не какие-нибудь пришлые или по-особенному "идейные" женщины, а представительницы того же "родства". Матери: Авдотья Петровна Елагина, Ольга Семеновна Аксакова. Жены: Екатерина Хомякова, Наталья Киреевская, Елизавета Попова, Анна Аксакова, Елена Черкасская... Сестры: Мария Киреевская, Вера и Любовь Аксаковы... Они не были просто "хозяйками", хотя и это тоже немало. Собственно через них осуществлялась стихия... единения, умерявшая полемическую стихию мужчин. Они вели беседы в салонах, обсуждали новые известия в политической и литературной жизни, вели философские беседы - очень часто "на равных" с тем же Хомяковым. Женщины много переводили, переписывали статьи. Гораздо чаще, чем мужчины, они обменивались письмами, а через письма прямо поддерживалось внутреннее единство кружка».
Ответ: _______________ .
4. Укажите термин, о котором идёт речь.
Временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства называется _________________________
Рассмотрите схему и выполните задания
5. Напишите название города, где состоялся конгресс, по решению которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная цифрой «II»: _________________
6. Назовите императора, в годы правления которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой «III»: ______________________
7. Назовите императора, в годы правления которого был построен объект, обозначенный на схеме буквой «А»: _________________________
8. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В подготовке и подписании мирного договора, по которому в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой «IV», участвовал А. С. Грибоедов.
2) Территория, обозначенная на схеме цифрой «I», была присоединена к России в результате русско-шведской войны.
3) Присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «III», произошло в 1829 г.
4) Большинство текстильных предприятий, согласно схеме, находилось в центральном районе страны.
5) Объект, обозначенный на схеме буквой «А», был первым подобным объектом, построенным в России.
6) Промышленное освоение района, в котором, согласно схеме, отмечается наибольшая концентрация металлургических предприятий, началось только в первой половине XIX в.

9. Какие два суждения из пяти о медали, изображённой на рисунке, являются верными?
1) Среди участников войны, отмеченных этой медалью, были М. А. Милорадович и Н. Н. Раевский.
2) Война, участники которой получали эту медаль, завершилась победой России.
3) Медаль украшена вензелями двух императоров, так как император, при котором началась война, в ходе неё лишился трона в результате дворцового переворота.
4) Мирный договор, завершивший войну, которой посвящена данная медаль, был подписан в Париже.
5) Война, участники которой получали эту медаль, стала одной из причин реформы, изменившей социальную структуру российского общества.
10. Какие из представленных ниже картин относятся к художественному направлению, возникшему в России в годы правления императора, при котором завершилась связанная с медалью война? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
