СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия здоровая: биотехнологии и экология

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация для проведения внеурочной деятельности "Россия- мои горизонты" по теме: "Россия здоровая: биотехнологии и экология" для обучающихся 5-9 классов. Ученики узнают о новых профессиях. 

Просмотр содержимого документа
«Россия здоровая: биотехнологии и экология»

Внеурочная деятельность:  «Россия – мои горизонты» «Россия здоровая: биотехнологии и экология»

Внеурочная деятельность:

«Россия – мои горизонты»

«Россия здоровая: биотехнологии и экология»

Что означают слова:  «Экология и Биотехнология?»

Что означают слова: «Экология и Биотехнология?»

Проверьте свои ответы

Проверьте свои ответы

18 октября отмечают День биотехнолога и биоэколога!  Здоровье — самое важное богатство, которое есть у человека. На него влияет множество факторов — от бактерий и вирусов до чистоты воздуха и воды. Следить нужно за всем! И за это отвечает Здоровая среда. Можно смело назвать её бравой командой, которая противостоит всему, что может навредить здоровью. Четыре основных игрока — это медицина, фармация, экология и биотехнологии . И каждый выполняет важную задачу. О медицине и фармации мы ещё поговорим отдельно, а сегодняшние звёзды занятия — биотехнологии и экология.

18 октября отмечают День биотехнолога и биоэколога!

Здоровье — самое важное богатство, которое есть у человека. На него влияет множество факторов — от бактерий и вирусов до чистоты воздуха и воды. Следить нужно за всем! И за это отвечает Здоровая среда. Можно смело назвать её бравой командой, которая противостоит всему, что может навредить здоровью. Четыре основных игрока — это медицина, фармация, экология и биотехнологии . И каждый выполняет важную задачу. О медицине и фармации мы ещё поговорим отдельно, а сегодняшние звёзды занятия — биотехнологии и экология.

Знаете ли вы?  Всем известно, что собаки хорошо поддаются дрессировке. А можно ли обучить командам существ поменьше? Подумали о мышах, ящерицах или даже насекомых? Неплохо! Но представьте, что есть микроорганизмы, которых можно натренировать выполнять очень сложные задачи. Чудеса? Нет, биотехнологии! В семнадцатом веке были изобретены оптические приборы, благодаря которым учёные открыли микроорганизмы. Но работать на благо человечества они начали намного раньше. Приготовить тесто на дрожжах или квас, превратить молоко в кефир или творог — это первые примеры применения биотехнологий

Знаете ли вы?

Всем известно, что собаки хорошо поддаются дрессировке. А можно ли обучить командам существ поменьше? Подумали о мышах, ящерицах или даже насекомых? Неплохо! Но представьте, что есть микроорганизмы, которых можно натренировать выполнять очень сложные задачи. Чудеса? Нет, биотехнологии! В семнадцатом веке были изобретены оптические приборы, благодаря которым учёные открыли микроорганизмы. Но работать на благо человечества они начали намного раньше. Приготовить тесто на дрожжах или квас, превратить молоко в кефир или творог — это первые примеры применения биотехнологий

 А сегодня с помощью микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности очищают воду, почву, воздух — и даже придумывают новые методы лечения. Биоинженеры реализуют проекты, о которых ранее можно было прочитать в научной фантастике! Клетки организма учатся уничтожать раковые опухоли, а при помощи биопринтера создаются искусственные органы. Российские биотехнологи уже тренируют крошечных помощников, чтобы те перерабатывали отходы. Например, предметы из пластика. Проблема нешуточная. Сегодня обычный пакет разлагается 20 лет, а пластиковая бутылка — целых 450! Биотехнологии могут значительно ускорить эти процессы, что очень ценно для ещё одной отрасли Здоровой среды — экологии

А сегодня с помощью микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности очищают воду, почву, воздух — и даже придумывают новые методы лечения. Биоинженеры реализуют проекты, о которых ранее можно было прочитать в научной фантастике! Клетки организма учатся уничтожать раковые опухоли, а при помощи биопринтера создаются искусственные органы. Российские биотехнологи уже тренируют крошечных помощников, чтобы те перерабатывали отходы. Например, предметы из пластика. Проблема нешуточная. Сегодня обычный пакет разлагается 20 лет, а пластиковая бутылка — целых 450! Биотехнологии могут значительно ускорить эти процессы, что очень ценно для ещё одной отрасли Здоровой среды — экологии

От чего зависит качество жизни человека?  Невероятно богатая природа России — предмет особой гордости. Ради её сохранения экологи проводят замеры качества воздуха, воды и почвы, анализируют данные, чтобы выявить источники загрязнения и оценить их воздействие на природу. Специалисты разрабатывают и внедряют экологические стандарты для предприятий, проводят акции по очистке территорий, участвуют в создании и продвижении законов, направленных на охрану окружающей среды. А ещё — занимаются образовательной деятельностью: помогают людям осознать важность бережного отношения к природе и учат, как можно снизить негативное воздействие на неё. От специалистов в этой области во многом зависит качество жизни человечества .

От чего зависит качество жизни человека?

Невероятно богатая природа России — предмет особой гордости. Ради её сохранения экологи проводят замеры качества воздуха, воды и почвы, анализируют данные, чтобы выявить источники загрязнения и оценить их воздействие на природу. Специалисты разрабатывают и внедряют экологические стандарты для предприятий, проводят акции по очистке территорий, участвуют в создании и продвижении законов, направленных на охрану окружающей среды. А ещё — занимаются образовательной деятельностью: помогают людям осознать важность бережного отношения к природе и учат, как можно снизить негативное воздействие на неё. От специалистов в этой области во многом зависит качество жизни человечества .

Знаешь ли ты?  В каждом регионе нашей большой страны есть предприятия, в которых работают специалисты Здоровой среды. Они совершают новые открытия и научные прорывы, заботятся о нас и нашей планете

Знаешь ли ты?

В каждом регионе нашей большой страны есть предприятия, в которых работают специалисты Здоровой среды. Они совершают новые открытия и научные прорывы, заботятся о нас и нашей планете

Отрасли Здоровой среды Верные ответы: биотехнологии, экология, а также медицина и фармация

Отрасли Здоровой среды

Верные ответы: биотехнологии, экология, а также медицина и фармация

А чем занимаются экологи? Что биотехнологи используют в работе для решения технологических задач?  Проводят замеры качества воздуха, воды и почвы, анализируют данные, разрабатывают и внедряют экологические стандарты для предприятий, проводят акции по очистке территорий, участвуют в создании и продвижении законов, занимаются образовательной деятельностью Приведите примеры вредных и полезных микробов

А чем занимаются экологи?

Что биотехнологи используют в работе для решения технологических задач?

Проводят замеры качества воздуха, воды и почвы, анализируют данные, разрабатывают и внедряют экологические стандарты для предприятий, проводят акции по очистке территорий, участвуют в создании и продвижении законов, занимаются образовательной деятельностью

Приведите примеры вредных и полезных микробов

эколог и биотехнолог — это одни из первых профессий  Можно ли назвать изготовление кефира или кваса примером биотехнологий?  Биотехнолог использует микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности для решения различных технологических задач. Рабочие задачи специалиста зависят от сферы, в которой он работает. Этих профессионалов ждут в сельском хозяйстве, космонавтике, медицине, фармации, пищевой промышленности и многих других. Например, в пищевой промышленности одна из задач биотехнолога — разрабатывать методы длительного хранения продуктов. А в фармации он создаёт новые антибиотики, витамины и различные медицинские препараты. Сфер, где может работать эколог, не меньше. Как вы думаете, чем занимается эколог в области охраны окружающей среды? можно

эколог и биотехнолог — это одни из первых профессий

Можно ли назвать изготовление кефира или кваса примером биотехнологий?

Биотехнолог использует микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности для решения различных технологических задач. Рабочие задачи специалиста зависят от сферы, в которой он работает. Этих профессионалов ждут в сельском хозяйстве, космонавтике, медицине, фармации, пищевой промышленности и многих других. Например, в пищевой промышленности одна из задач биотехнолога — разрабатывать методы длительного хранения продуктов. А в фармации он создаёт новые антибиотики, витамины и различные медицинские препараты. Сфер, где может работать эколог, не меньше. Как вы думаете, чем занимается эколог в области охраны окружающей среды?

можно

Что вы знаете об экологе?  Эколог-специалист работает над проектами по защите и восстановлению экосистем, биоразнообразия и природных зон. Очень востребованная и нужная профессия.  Бывает городской эколог, морской эколог, промышленный эколог и эколог в сельском хозяйстве. А за соблюдением экологических норм следит инженер по охране окружающей среды. Эти специалисты трудятся в конкретных областях и заботятся о чистоте почв, воды и воздуха в экосистемах, напрямую влияющих на качество жизни человека

Что вы знаете об экологе?

Эколог-специалист работает над проектами по защите и восстановлению экосистем, биоразнообразия и природных зон. Очень востребованная и нужная профессия.

Бывает городской эколог, морской эколог, промышленный эколог и эколог в сельском хозяйстве. А за соблюдением экологических норм следит инженер по охране окружающей среды. Эти специалисты трудятся в конкретных областях и заботятся о чистоте почв, воды и воздуха в экосистемах, напрямую влияющих на качество жизни человека

Назовите как можно больше предметов в классе, которые состоят из искусственных материалов со средним или высоким уровнем воздействия на экологию. Назовите как можно больше предметов в классе, которые полностью или частично состоят из природных материалов и имеют низкий уровень воздействия на экологию Цветок в горшке

Назовите как можно больше предметов в классе, которые состоят из искусственных материалов со средним или высоким уровнем воздействия на экологию.

Назовите как можно больше предметов в классе, которые полностью или частично состоят из природных материалов и имеют низкий уровень воздействия на экологию

Цветок в горшке

«Экологический след» кто из вас знает, что такое экологический след?

Экологический след — это то, как наши действия влияют на природу. Представьте, что каждая вещь, которую мы используем, или действие, которое мы совершаем, оставляет след на Земле. Например, когда мы пользуемся водой, электроэнергией или выбрасываем мусор, то оставляем за собой экологический след. Чем больше мы тратим ресурсов и загрязняем окружающую среду, тем он больше. Наша задача — стараться, чтобы он был как можно меньше, чтобы природа могла восстанавливаться и служить нам как можно дольше.

Но не только человек взаимодействует с природой. Это делают предприятие, завод и даже город. При производстве различной продукции также затрачиваются природные ресурсы. Вы помните, что существуют природные и искусственные материалы или продукты. Первые созданы самой природой — например, дерево, камни, орехи, грибы. Вторые получены в результате переработки природного материала, например, пластмасса, различные ткани, из которых шьётся одежда, чернила и многое другое. Поэтому экологический след также помогает оценить, сколько природных ресурсов было затрачено на производство, перевозку и использование тех или иных вещей

 Сейчас я предлагаю вам найти в нашем классе предметы с небольшим экологическим следом и наоборот — с большим. То есть первые полностью или частично состоят из природных материалов, а вторые состоят из искусственных материалов. Приведу примеры: цветок — это предмет с небольшим экологическим следом, а горшок, в котором он стоит, сделан из пластика, искусственного материала, который очень долго разлагается в природе. Начинаем. Сначала первые две команды будут называть по очереди по одному предмету с низким следом, затем оставшиеся две команды точно также назовут предметы с высоким следом

Сейчас я предлагаю вам найти в нашем классе предметы с небольшим экологическим следом и наоборот — с большим. То есть первые полностью или частично состоят из природных материалов, а вторые состоят из искусственных материалов. Приведу примеры: цветок — это предмет с небольшим экологическим следом, а горшок, в котором он стоит, сделан из пластика, искусственного материала, который очень долго разлагается в природе. Начинаем. Сначала первые две команды будут называть по очереди по одному предмету с низким следом, затем оставшиеся две команды точно также назовут предметы с высоким следом

Виды следа Низкий след: Высокий след:  керамический горшок, булочка, вода в стакане, одежда из натуральных тканей, деревянная парта, поделки из веток или листьев, деревянный стул, шкаф из дерева, мел, линейка из дерева, бумажные закладки, стикеры, пробковая доска, географическая карта.  пластиковая бутылка, пластиковый пенал, гвоздь, дверная ручка, коврик у двери, пластиковая подставка под ручки, ранец, пластиковые часы, калькулятор, маркер, пульт, ластик, циркуль, пуговица.

Виды следа

Низкий след:

Высокий след:

керамический горшок, булочка, вода в стакане, одежда из натуральных тканей, деревянная парта, поделки из веток или листьев, деревянный стул, шкаф из дерева, мел, линейка из дерева, бумажные закладки, стикеры, пробковая доска, географическая карта.

пластиковая бутылка, пластиковый пенал, гвоздь, дверная ручка, коврик у двери, пластиковая подставка под ручки, ранец, пластиковые часы, калькулятор, маркер, пульт, ластик, циркуль, пуговица.

Мы все должны беречь природу и постараться сделать наш личный экологический след небольшим. Как можно это сделать? Какие у вас предположения? использовать предметы повторно, давать им вторую жизнь, сортировать мусор. В школах часто проводят сбор макулатуры и другие экологичес ки е акции, и участие в них — это важный шаг в защиту окружающей среды. Даже простые привычки могут иметь большое значение!

Мы все должны беречь природу и постараться сделать наш личный экологический след небольшим. Как можно это сделать? Какие у вас предположения?

использовать предметы повторно, давать им вторую жизнь, сортировать мусор.

В школах часто проводят сбор макулатуры и другие экологичес ки е акции, и участие в них — это важный шаг в защиту окружающей среды. Даже простые привычки могут иметь большое значение!

Простые привычки для заботы о нашем доме  Бережно относись к воде. Закрывай кран, когда чистишь зубы. Это поможет сэкономить воду. Используй тканевые сумки для похода в магазин. Это поможет уменьшить огромное количество пластиковых пакетов, которое мы используем каждый день. Сдавай отходы на переработку. Это уменьшит объём свалок и поможет сократить ценные ресурсы. Ответственно утилизируй опасные отходы, например электронику, лампочки и батарейки, термометры, лаки, краски или лекарства. Если они попадут на свалку, то загрязнят воздух и почву. Сдавай их на переработку  Выключай свет и электроприборы из сети, когда ими не пользуешься. Береги ресурсы! Всегда выбрасывай мусор в урну! Лишний фантик или жвачка на земле загрязняют нашу природу. Интересуйся экологией и делись важными знаниями с окружающими людьми. Посмотри, какие «зелёные» кружки и акции устраивают в твоём городе. Присоединяйся к субботникам и заботься о нашей планете .

Простые привычки для заботы о нашем доме

Бережно относись к воде. Закрывай кран, когда чистишь зубы. Это поможет сэкономить воду. Используй тканевые сумки для похода в магазин. Это поможет уменьшить огромное количество пластиковых пакетов, которое мы используем каждый день. Сдавай отходы на переработку. Это уменьшит объём свалок и поможет сократить ценные ресурсы. Ответственно утилизируй опасные отходы, например электронику, лампочки и батарейки, термометры, лаки, краски или лекарства. Если они попадут на свалку, то загрязнят воздух и почву. Сдавай их на переработку

Выключай свет и электроприборы из сети, когда ими не пользуешься. Береги ресурсы! Всегда выбрасывай мусор в урну! Лишний фантик или жвачка на земле загрязняют нашу природу. Интересуйся экологией и делись важными знаниями с окружающими людьми. Посмотри, какие «зелёные» кружки и акции устраивают в твоём городе. Присоединяйся к субботникам и заботься о нашей планете .

Вопросы: Чем занимаются специалисты? Где они работают? Какие у них основные обязанности? Какие интересы в детстве были у специалистов, которые выбрали отрасли биотехнологий и экологии? Какие привычки им были свойственны? В каких кружках и секциях они занимались? Какие школьные предметы им нравились больше всего? Как им пришла мысль учиться или работать в этих отраслях? Как они попали туда? Какие хобби есть у специалистов, которые могут помочь им стать успешными в своём деле? Без каких способностей будет трудно специалистам этих отраслей? Какие знания нужны этим профессионалам? Какие успехи в школе могут подсказать ученикам, что им будет интересно развиваться в этих отраслях?

Вопросы:

  • Чем занимаются специалисты? Где они работают? Какие у них основные обязанности? Какие интересы в детстве были у специалистов, которые выбрали отрасли биотехнологий и экологии? Какие привычки им были свойственны? В каких кружках и секциях они занимались?
  • Какие школьные предметы им нравились больше всего? Как им пришла мысль учиться или работать в этих отраслях? Как они попали туда? Какие хобби есть у специалистов, которые могут помочь им стать успешными в своём деле? Без каких способностей будет трудно специалистам этих отраслей? Какие знания нужны этим профессионалам? Какие успехи в школе могут подсказать ученикам, что им будет интересно развиваться в этих отраслях?
Какие задачи решает эколог?  следит за состоянием окружающей среды, контролирует уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, анализирует данные и разрабатывает меры по охране природы.

Какие задачи решает эколог?

следит за состоянием окружающей среды, контролирует уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, анализирует данные и разрабатывает меры по охране природы.

Чем занимается биотехнолог?  разрабатывает новые методы лечения, создаёт лекарства, использует биологические процессы для решения промышленных задач.

Чем занимается биотехнолог?

разрабатывает новые методы лечения, создаёт лекарства, использует биологические процессы для решения промышленных задач.

На каких предприятиях работают экологи и биотехнологи?  экологи работают на предприятиях, связанных с природоохранной деятельностью, экологическим контролем, переработкой отходов, биотехнологи — на фармацевтических, медицинских, агропромышленных и биотехнологических предприятиях

На каких предприятиях работают экологи и биотехнологи?

экологи работают на предприятиях, связанных с природоохранной деятельностью, экологическим контролем, переработкой отходов, биотехнологи — на фармацевтических, медицинских, агропромышленных и биотехнологических предприятиях

Какие школьные предметы были важны для этих специалистов? биология, химия, математика, физика, экология

Какие школьные предметы были важны для этих специалистов?

биология, химия, математика, физика, экология

Какие навыки особенно важны для экологов и биотехнологов?  умение анализировать данные, навыки проведения экспериментов, работа с новыми технологиями, экологическое мышление

Какие навыки особенно важны для экологов и биотехнологов?

умение анализировать данные, навыки проведения экспериментов, работа с новыми технологиями, экологическое мышление

Какие проблемы помогают решать экологи и биотехнологи?  экологи решают проблемы загрязнения окружающей среды, защиты природных ресурсов, изменения климата. Биотехнологи разрабатывают методы лечения заболеваний, повышают продуктивность сельского хозяйства, создают новые материалы и источники энергии

Какие проблемы помогают решать экологи и биотехнологи?

экологи решают проблемы загрязнения окружающей среды, защиты природных ресурсов, изменения климата. Биотехнологи разрабатывают методы лечения заболеваний, повышают продуктивность сельского хозяйства, создают новые материалы и источники энергии

Как биотехнологи могут помочь в создании устойчивых к заболеваниям растений?  Биотехнологи могут использовать методы генной инженерии для внедрения в растения генов устойчивости к вирусам и грибкам. Это позволит создавать культуры, которые не требуют большого количества пестицидов и химикатов, что улучшит качество продуктов и сохранит окружающую среду

Как биотехнологи могут помочь в создании устойчивых к заболеваниям растений?

Биотехнологи могут использовать методы генной инженерии для внедрения в растения генов устойчивости к вирусам и грибкам. Это позволит создавать культуры, которые не требуют большого количества пестицидов и химикатов, что улучшит качество продуктов и сохранит окружающую среду

 Как экологи могут предотвратить загрязнение воздуха на заводе?  Экологи могут предложить установку фильтров на выбросные трубы завода, использовать системы мониторинга воздуха и внедрить экологически чистые технологии производства, которые минимизируют выбросы вредных веществ. Также можно разработать программы по переходу на альтернативные источники энергии.

Как экологи могут предотвратить загрязнение воздуха на заводе?

Экологи могут предложить установку фильтров на выбросные трубы завода, использовать системы мониторинга воздуха и внедрить экологически чистые технологии производства, которые минимизируют выбросы вредных веществ. Также можно разработать программы по переходу на альтернативные источники энергии.

Как справиться с проблемой загрязнения воды в городах, вызванной бытовыми отходами?  Предложить внедрение технологий для очистки сточных вод с использованием микроорганизмов, которые разрушают загрязняющие вещества. Также важно установить системы фильтрации на всех этапах водоочистки, а гражданам предложить программы по снижению бытовых отходов.

Как справиться с проблемой загрязнения воды в городах, вызванной бытовыми отходами?

Предложить внедрение технологий для очистки сточных вод с использованием микроорганизмов, которые разрушают загрязняющие вещества. Также важно установить системы фильтрации на всех этапах водоочистки, а гражданам предложить программы по снижению бытовых отходов.

Как биотехнологии могут помочь в разработке лекарств против редких генетических заболеваний?  Биотехнологи могут использовать технологии генной терапии, которые позволяют «исправлять» дефектные гены на клеточном уровне. Также возможна разработка лекарств, которые будут таргетировать именно те участки ДНК, которые вызывают заболевание, что сделает лечение более эффективным.

Как биотехнологии могут помочь в разработке лекарств против редких генетических заболеваний?

Биотехнологи могут использовать технологии генной терапии, которые позволяют «исправлять» дефектные гены на клеточном уровне. Также возможна разработка лекарств, которые будут таргетировать именно те участки ДНК, которые вызывают заболевание, что сделает лечение более эффективным.

Назовите один из способов, как биотехнологи могут помочь в медицине.  Разработка новых лекарств, создание биопринтинга для выращивания органов.

Назовите один из способов, как биотехнологи могут помочь в медицине.

Разработка новых лекарств, создание биопринтинга для выращивания органов.

Как экологи могут предотвратить загрязнение воды?  Разработка систем фильтрации, мониторинг сточных вод, разработка экологичных технологий производства .

Как экологи могут предотвратить загрязнение воды?

Разработка систем фильтрации, мониторинг сточных вод, разработка экологичных технологий производства .

В какой сфере используются генные инженеры?  В медицине — для лечения генетических заболеваний, в сельском хозяйстве —для создания устойчивых к болезням культур.

В какой сфере используются генные инженеры?

В медицине — для лечения генетических заболеваний, в сельском хозяйстве —для создания устойчивых к болезням культур.

Чем занимается лаборант-эколог? Проводит исследования и анализы состояния окружающей среды: воздуха, почвы и воды.

Чем занимается лаборант-эколог?

Проводит исследования и анализы состояния окружающей среды: воздуха, почвы и воды.

Не всегда можно сразу сказать, какое дело вам будет по душе. Допустим вам нравится разгадывать загадки. В этом случае вам могут быть интересны профессии полицейский или же генетик! Неожиданно, правда? Ведь это совершенно разные специальности и даже сферы! Чтобы лучше понимать себя и свои интересы, продолжим наши занятия. Забегая вперёд, скажу, что о полицейском мы поговорим в следующий раз. На сегодня наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу!

Не всегда можно сразу сказать, какое дело вам будет по душе. Допустим вам нравится разгадывать загадки. В этом случае вам могут быть интересны профессии полицейский или же генетик! Неожиданно, правда? Ведь это совершенно разные специальности и даже сферы! Чтобы лучше понимать себя и свои интересы, продолжим наши занятия. Забегая вперёд, скажу, что о полицейском мы поговорим в следующий раз. На сегодня наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу!