КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО: КЛЮЧЕВЫЕ ТИПЫ ГРАМОТНОСТИ И БАЗОВЫЕ НАВЫКИ XXI ВЕКА»
Эмоциональный интеллект.
(Авторская песня и традиции эмоционального воспитания.)
Автор: Л. Ф. Клишина, педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Городской» им С. А. Шмакова г. Липецка.
Аннотация: Никакие технические изменения в мире не отменят биологическую и социальную природу человека. Необходимейшими считаю навыки чтения, письма, счёта, ИКТ-грамотность. А ещё - это умение слушать и слышать, получать радость от душевного общения, творческих успехов, Наши реформаторы ищут оптимальные образовательные стандарты, но в узкоспециализированном мире науки недосуг понять маститым мужам, что их объём знаний и скорость проявления умений мыслить никак не может быть освоен всеми в школьном возрасте. Не секрет, что высокие IQ учеников-победителей олимпиад - вводят в заслуги отдельным учителям и ОУ, которым эти дети достались в готовом виде, хорошо ещё, если учитываются интересы их самих и родителей. Но есть, к сожалению примеры, когда окончившие школу и ВУЗы медалисты не находят место в социуме. Статус молодого специалиста предусматривает доплату, кураторство, а это расходы и хлопотно. Чего же такого не хватает обладателю высокого «логического» интеллекта, чтобы расположить к себе администраторов и учеников? Теперь я понимаю, что мне помог эмоциональный интеллект, который не перестаю наполнять в общении с людьми и, особенно, в традиционной для российской интеллигенции авторской песне. В работе я постараюсь представить крупицы опыта работы с детьми в дополнительном образовании по воспитанию эмоционального интеллекта на поэтическом содержании песен этого жанра. Если проблемой актуализации сознания занимается наука, то «инструментом» погружения в духовность является искусство, опыт эстетического восприятия учит ценить неповторимость окружающего мира и своей Родины.
«Меру ценности человека определяет ранимость и чувствительность его сердца».
(С. А. Шмаков)
Проявлять эмпатию и реагировать на высказанные и невысказанные эмоции других людей – один из важнейших навыков сейчас и в будущем, которому, напрямую, не учат в школе. Однако в рамках воспитательных программ школ и дополнительного образования этому уделяется большое внимание путём развития эстетического восприятия в творческих кружках, лидерских качеств и коммуникативных компетенций. Учёные - психологи в начале ХХ века ввели понятие интеллекта, как качества разума (А. Бине), а в 1990 – сочли не менее важным присутствие эмоционального интеллекта в жизни людей. Такие специалисты, как Д. Мэйер, П. Сэловей, М. Якобони , профессора из Калифорнии, определили и материальную основу в правом полушарии головного мозга и проявление её отсутствия в поведении человека. Описаны примеры нарушения эмпатии, которые приводили к превращению пациентов в расчётливых, хладнокровных преступников, неспособных противостоять своим низменным желаниям, не понимающих страдания жертвы своего произвола. По-гречески, «эмпатия» - страсть, страдание, осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Отсутствие осознанного сопереживания другому человеку позволяет оправдывать проступки против личности [6].
К счастью, это врождённое чувство проявляется почти у всех детей с младенчества. Уже в два года дети начинают осознавать, что чувства другого человека отличаются от их собственных чувств, и поэтому становятся более восприимчивыми к знакам, раскрывающим истинные чувства того, кто находится рядом. Навыки эмоционального интеллекта – это такие свойства, как, например, эмпатия, интуиция, креативность, гибкость восприятия и реакций, жизнелюбие, стрессоустойчивость, лидерство, цельность. Это психологические аспекты человека, которые невозможно протестировать, но которые играют гораздо более важную роль в повседневной жизни, чем считалось ранее[3]. По Д. Гоулману эмоциональный интеллект состоит из 4-х частей: самосознания, управления эмоциями, эмпатии и навыков поведения. К концу детства эмпатия достигает наивысшего уровня, когда дети научаются предполагать, что страдание существует и за рамками конкретной сиюминутной ситуации, и понимать, что чье-то состояние или положение в жизни могут явиться источником беды. В этом возрасте они способны сочувствовать положению целой группы людей, например, бедным, угнетенным, отверженным. И когда они станут подростками, не исключено, что такое понимание подкрепит моральные убеждения, обратив их в стремление смягчить несчастье и несправедливость. Но будут ли развиты эти естественные задатки эмпатии, по большей части зависит от воспитания. В США Д. Гоулман предложил даже ввести «эмоциональную азбуку», как профилактику наркомании, различных зависимостей, молодёжной преступности[2] . Это как истину понимали все выдающиеся педагоги мира от Аристотеля и Спинозы до современников. «Неразумие свободной воли может выпустить пожирающие чудовища!» (Ш. А. Амонашвили) «Любой человек может рассердиться. В этом нет ничего сложного. Но злиться на нужного человека, в нужной степени, в подходящий момент, с определенной целью и единственно верным образом, это, безусловно, не так-то просто» (Аристотель). Речь идёт о том, что нельзя эффективно достигать результатов в социуме, используя только логику или только эмоции. Эмоциональная часть мозга, как более древняя по возникновению может забрать управление поведением на себя, сделав его примитивным. В синтезе эмоциональной энергии и знаний компетенции эмоционального интеллекта выходят на первый план, так как именно их развитие позволяет стать не только более эффективными и успешными в достижении, но и более счастливым человеком [3].
Эти теоретические изыскания дали мне поддержку во многих моих творческих задумках. Эмоции, которые растущий человечек может испытать лично, конечно, ограничены рамками времени, места, традициями и природой родных мест. Главную среду их воспитания видят в семье. Но и семьи бывают разные, в том числе, разрушенные неразумной волей супругов. Учёными отмечаются серьёзные эмоциональные нарушения у подростков в таких случаях. Где таким детям взять положительные примеры общения, чтобы продолжить познавать позитивное сообщество людей и природы? Как научиться слушать и слышать, если родителям некогда с ними поговорить, если встречают только ругань, или равнодушие? Компьютерная дружба так же очень сомнительная, уводящая из реального мира, если нет культуры чувств и умения ими управлять. И, хотя психологи утверждают, что чувства неповторимы, мы вполне можем познакомить детей с произведениями культуры, в которых зрелые люди смогли выразить свои лучшие чувства и эмоции, передать эмпатические состояния в разнообразных жизненных ситуациях и пространствах, а, порой, и временах (исторические баллады). «Образование, его ценностная основа должны питаться, прежде всего, из национального духовного источника, лишь после этого возможно приобщение личности к опыту других культур» (Н. Д. Никандров, академик РАО РФ)[4].
Жанр «авторская песня» относится исследователями то к литературе, то к музыке, но существует он в тесном единстве и с личностью автора-исполнителя. Эмоциональный накал усиливается вдвое, если слово с музыкой сливается воедино! Вот эту особенность жанра мне хотелось постигать и использовать при каждом общении. Его литературность сформировала мою речь, не оставила место ненормативной лексике, наполнила «визборовским» оборотом «милая моя» и другими подобными. Музыкальная лиричность, подчиняемая разным ритмам, научила находить нужный тон в разговорах и гармонию в общении вне возраста и уровня знаний. Вслушиваясь в песни у костров, я научилась выслушивать собеседников, проникаться чужими чувствами и заботами, обрела смелость в незнакомых ситуациях и коллективах. Могла ли я предположить, что когда-то я, как педагог, стану передавать эти ценности нашей культуры другим людям? Это случилось сначала робко, в содружестве с литератором в школе. Потом я решилась провести урок-концерт по своему предмету – географии. Уж тут-то у меня нашлось множество песенных «аргументов»! В дальнейшем мне предложили в школе кружок, который я так и назвала: «Авторская песня». Когда после 2010 года реформой образования такие формы воспитания перевели в систему дополнительного образования, я несколько лет перерыва компенсировала, включая авторские песни в воспитательный план своего класса, пока не перешла (на пенсии) в ДО ДДТ окончательно.
Когда в Доме детского творчества мне задают вопрос, почему я участвую в проектах не по профилю (т. е. не по музыке и вокалу), а по краеведению, охране природы или культурно-просветительских, я в душе недоумеваю, как можно воспитать чувства в отрыве от окружающей действительности. Что почувствует ребёнок от исполнения песни, если он не знает ничего об отраженной в ней действительности? Я подбираю хорошую фонограмму, стараюсь сама спеть проникновенно. Но понимание приходит после разговора, объяснения всех новых слов, событий, которые определили стихи и чувства автора. Занятия проходят в коллективе до 12 детей разного возраста, поэтому превращаются в диалоги или разговор, где каждый добавляет своё открытие, сделанное на основе песни. «Какая строчка песни обратила на себя твоё внимание? Что ты при этом подумал или вспомнил?» Всплывают фрагменты из жизни у каждого, но кто-то торопится рассказать, а кто – послушать. Наконец, достается время высказаться и мне. Непременно обращаюсь к имени автора, фрагментам его судьбы, делюсь своими ощущениями от исполнения песни. Порой ловлю себя на наиболее актуальном в данной обстановке, новом видении давно известного мне произведения. Например, замечаю охлаждение ребят к упражнению в гитарных аккордах и выделяю в песне А. Городницкого про Атлантов слова: «привычные к труду». Работа возобновляется. Большинство учеников приходят овладеть навыком игры на гитаре, не торопятся петь. Вот и надо дать им «пищу для ума и чувств», чтобы хотелось исполнять голосом полёт музыкальной мысли автора произведения!
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников содержится представление о национальном воспитательном идеале, то есть о том образе человека, который имеет «приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях». Сам же национальный воспитательный идеал формулируется следующим образом: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». Приоритетами государственной политики в области воспитания в новой «Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации», принятой Распоряжением Правительства РФ в 2015 г. на период до 2025 г., «являются:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
…. с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России»[7].
«Широка страна моя родная, - пели мы в СССР. – Много в ней лесов, полей и рек». В голосах звучала радость и гордость, твёрдая уверенность в счастливом будущем. Жизнь сложилась по-разному, но, встречаясь с одноклассниками, мы испытываем те же чувства. Каждая строчка пропетых ребёнком песен должна быть значима в его духовно-нравственном воспитании, которое так же многогранно, как жизнь. Какие чувства раскрывают и укрепляют лучшие авторские песни, выделенные в проекте знаменитых российских бардов «Песни нашего века»?
Автор, песни которого нравятся всем, потому что написаны «под управлением любви», - Булат Шалвович Окуджава. С «Бумажного солдатика» начинают учиться у меня все не только по простоте аккордов песни с несложной интонацией. С первых строчек хочется понять, как относится автор к герою. Солдат его «красивый и отважный» - им восхищаются! «Но он игрушкой детской был, ведь был солдат – бумажный». От куплета к куплету приближается неизбежный финал: « И там сгорел он ни за грош…». Но через ряды строчек сменяются эмоциональные акценты: жалость, удивление, радость, восхищение, тревога, печаль. «…И всё просил: «Огня! Огня!», забыв, что он бумажный». Окуджава талантливо подогревает смятение чувств мысленным диалогом: « - В огонь? Ну, что ж, иди! – Идёшь?» Дети с удовольствие выбирают эту песню для исполнения на первом концерте для мам. Так же «раскрашена» эмоциональными оборотами песня «Пожелание друзьям» Б. Окуджавы, легко запоминается и поётся: «Давайте восклицать», «восхищаться», «говорить друг другу комплименты», «откровенно», «не придавать значения злословью». Поэт, сам проживший трудную жизнь, терявший близких людей, воевавший, преследуемый критикой, передаёт в песнях крупицы позитивного опыта общения в человеческом обществе, весело погружается талантом в сказки (стихи песен к фильму «Буратино») и сдержанно - печально – в военные эпизоды. «Ах, война, что ты сделала, подлая. Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли – повзрослели они до поры». Гнев, печаль, гордость – от сильных угнетающих чувств плавный переход к волевым и судьбоносным. «Вы наплюйте на сплетников, девочки, мы сведём с ними счёты потом». Патриотические чувства – это уже сплав многих элементарных, ведущую роль среди которых занимает любовь к родному, гордость за всё, что связано с именем Родины, позволяющие ответственно преодолевать страх, нерешительность, гражданский нигилизм.
Природная и краеведческая составляющая авторских песен помогает мне «рисовать» мыслительные картины красоты России, которая так и сквозит чувствами в стихах. «Из родника напьюсь, шепчу слова простые. Здесь силу мне дают источники святые», - поёт с фонограммы наш липецкий автор Ю.В. Федотов. Разговариваю с ребятами о липецком крае, высвечиваю их представления и проектирую на стихи автора песни «Отчий край». Слово за словом – и видна глубина их знаний и чувств, в основном проникнутых радостью, покоем, удивлением. «Милая моя, солнышко лесное», - споём с Юрием Визбром и порассуждаем о наших лесах, друзьях, печали расставаний и радости встреч с ними. «Какая здесь осень – волшебница света! Одела берёзы в янтарные бусы…», - восторг Бориса Левина передаётся исполнителям его «Баксанской песни» уже полвека. Мы ещё посмотрим на карту страны, как бы соединим логический интеллект с эмоциональным, « выйдем в осень» за окном, возможно, кто-то нарисует свою картину любимой осени или выскажет сожаление об ушедшем до поры лете. «Зимняя сказка» С. Крылова даёт волю не только чувству («красавица русская – бродит зима»), но и фантазии. Кто такой – этот «цыплёнок, что звёзды как зёрна склевал»? Не скрою, что нелегко объединять в разговоре детей от 8 до 15 лет, но в авторских песнях каждый из них почувствует по своему уровню и поднимется к пониманию образа автора в песне, развивая личный интеллект.
Психологи выделяют, как первый шаг в развитии эмоционального интеллекта, умение назвать свою эмоцию. Дети должны знать, как называются их эмоции, а я выступаю в качестве их гида. «То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чем мы думаем. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс»[6]. Далее идёт умение определить источник эмоции, распознать связь между словами и эмоциями, понимать эмоции и видеть переход между ними. Бываю песни, концентрирующие, по первому мнению детей, одну эмоцию, радость или печаль. Разбирая стихотворные строчки, мы вместе находим слова и словосочетания, передающие разные оттенки чувства. Я объясняю, что в исполнительском мастерстве очень важно уловить и воспроизвести именно авторские ощущения. Лучший способ развить эмоциональный интеллект у детей – это говорить с ними. Уверенное и зрелое общение, в котором ребёнок учится применять эмпатию и обсуждать свои собственные чувства, как раз предметно происходит на примере сюжетов авторских песен российских бардов, многие из которых адресованы детям. Например, трогательное решение в песне «Девочка и пластилин» (С. Никитин и Н. Матвеева) побуждает ребёнка смягчить название своих неудачных пластилиновых поделок с «Дурак» на «Бедняк»[1], а чувство раздражения – на сожаление, сочувствие. Мы всегда должны быть на стороне наших детей, чтобы защищать их и направлять в случае трудностей. Социальная чуткость, управление эмоциями, сотрудничество – составные части эмоционального интеллекта по Д. Гоулману. Развитие навыков эмпатии очень необходимо для работы в команде. Лидеры создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляющим моральный дух.[2] Педагог, как дирижёр, что улавливает малейшие проявления эмоций учеников, направляет их мысли и чувства по «партитуре» авторского произведения как по реке «с простым названьем – Жизнь». Я постоянно вовлекаю своих воспитанников в проекты, предлагаемые Малой академией наук «Интеллект будущего», давая им возможность утвердиться в способностях и исследовательском интересе, не жалея времени на создание и скрепление тесных человеческих отношений вне рамок занятий.
Подведем итог. «Существенным фактором успешности человека в жизни — в том числе и при обучении в школе — является ряд способностей, отчетливо отличающихся от традиционной концепции интеллекта, ориентирующейся на логический, вербальный, математический интеллект. Эта совокупность способностей была изучена рядом психологов и нейрофизиологов и получила название «ЭИ»[5]. Интегративный подход приветствуется новой «Стратегией развития и воспитания в Российской Федерации», и я его полноценно использую на благо будущего. Сталь Анатольевич Шмаков, имя которого в честь его педагогических заслуг носит наш Дом детского творчества, писал так: «Нам всем необходимо вернуть детей к Природе. Ибо Россия – самая природная страна в мире. Специфика нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, … и, конечно же, поэзия и проза». Надо творить учеников и себя одновременно! «Дети должны в детстве запастись душевной энергией»[4]. Эта энергия и станет искрой для развития эмоционального интеллекта. Глубину общечеловеческой эмпатии академика и поэта Александра Городницкого передадут по цепочке времён всё новые и новые исполнители авторской песни: «И жить ещё надежде до той поры, пока Атланты небо держат на каменных руках»[1].Модель Д. Гоулмана – это искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта.[6] Вот почему этот навык будет широко востребован в будущем и пригодится нашим ученикам в непрерывно развивающемся обществе в сочетании с рациональным интеллектом «ноосферы».
Литература и ресурсы Интернета:
Антология бардовской песни. – М., ООО «Издательство «Эксмо», 2006. –С. 896
Д. Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266—269
И. Герасимов. Про эмоциональную устойчивость и эмоциональный интеллект.www.nrpsy.ru
Справочник. Теория Методика Практика. По материалам работ профессора С. А. Шмакова. – Липецк, 2008.-С. 352
Портал психологических изданий PsyJournals.ru- http://psyjournals.ru/kip/2008/n2/Zagvozdkin_full.shtml
http://www.sekretarskoe-delo.ru/index.php?id=1652
Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122)
Ш. А. Амонашвили. Баллада о воспитании.- Артёмовск,2008.
2