Первый урок «Россыпь талантов народных»
6 класс
Цель: познакомить учащихся со значением слова «талант», историей фразеологизма «зарыть талант в землю» и другими интересными фактами; расширить кругозор детей, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию; побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов; воспитать понимание ценности каждого человека.
Оборудование: оформленная доска, геометрические фигуры
Ход урока
1. Вступительное слово
- Вот и прошли ваши школьные каникулы, мы снова вместе. Я хочу поздравить вас, ребята, с началом нового учебного года. Желаю огромного желания учиться и познавать. Легкости в новом учебном году. Дружной атмосферы, интересных событий, великолепных отметок и постоянного стремления быть лучше, чем вчера. Успехов, удачи, здоровья, терпения и замечательных результатов!
- В течение прошлого учебного года вы учились жить по школьным правилам средней школы. Все для вас было новое, неизвестное. Теперь вы шестиклассники. В этом году узнаете еще много нового, будет интересно, но и трудно, поскольку, чем взрослее вы становитесь, тем больше у вас появляется обязанностей, тем сложнее задания. Как и во всякой работе, успеха добьётся только тот, кто будет прилежен, любознателен и настойчив.
2. Поздравление летних именинников
- За год у нас сложились классные традиции, одна из них - поздравление именинников. Многие наши одноклассники отмечают день рождения летом. Но мы их тоже не забыли. Предлагаю их поздравить в нашей доброй манере.
3. Ознакомление с темой урока. Беседа
Много есть средь вас талантов:
Живописцев, музыкантов,
Математиков, артистов,
И певцов, и футболистов.
Может каждый отличиться
И известности добиться.
- Тема нашего первого урока «Россыпь талантов народных». В жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег ни славы. Это занятие для души.
- Как вы думаете, что такое талант? (Ответы учащихся) Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант. Здесь слово талант имеет своё исходное значение «крупная денежная единица».
- Каким же бывает талант? (Спортивный, танцевальный, художественный). Каких талантливых людей вы знаете? (Ответы учащихся)
Известный композитор Вольфганг Моцарт с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине. В 4 года Моцарт уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты.
Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш.
Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.
Известный русский поэт А.Блок с ранних лет вместе с дедом бродил по полям, лесам, болотам, отыскивая растения для ботанической коллекции. А первое увлечение А.Блока сочинительство переросло позже в литературную деятельность. Поэт ещё в 5 лет пытался сочинить примерно такие стихи:
Зая серый, зая милый, я тебя люблю,
Для тебя-то в огороде я капусту и коплю.
- В Донецке тоже много талантливых людей. Сергей Бубка – Спортсмен-легкоатлет, первый в мире человек, прыгнувший выше шести метров. Вадим Писарев - Художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, основатель и директор международного фестиваля «Звёзды мирового балета». Лилия Подкопаева - Абсолютная чемпионка мира по спортивной гимнастике (1995), чемпионка Европы (1996), Олимпийская чемпионка Игр в Атланте (1996). Сергей Прокофьев – Композитор, пианист и дирижер.
4. Практическое задание «Дорисуй фигуру»
- Скажите, а могут ли быть талантливыми дети? От чего это зависит? Есть ли у нас в классе таланты? (Ответы учащихся)
- Среди вас есть много талантливых ребят, но не все проявили себя: кто-то стесняется признаться, а кто-то ещё не обнаружил в себе особых дарований, находится в поиске. Способности обнаруживаются только в деятельности. Нельзя говорить, например, о способности человека к рисованию, если его ещё не учили этому. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же и формируются. Поэтому перейдём к деятельности. Перед вами лист с геометрической фигурой. Вам необходимо дорисовать в нем необходимое так, чтоб получился предмет. (Учащиеся выполняют задание)
- Вот мы с вами и развивали талант видеть в обычном необычные предметы, фантазировать и воображать.
5. Заключительная часть
- А можно ли воспитать гения или талантливого человека? Гениев и талантливых людей очень мало. Но их может стать больше. Ими смогут стать все, кто не просто хочет ими стать, а кто будет для этого долго и усердно работать над собой К сожалению, ими не стали те, которым помешали страх и лень. Те, которым не хватило смелости и мужества или которым вовремя не оказали должной поддержки.
- Есть ли у вас возможность в вашей школе развивать свои таланты? (Кружки и спортивные секции, которые работают в школе – «Палитра», «Самбо», «Будущий воин», «Волейбол»). В нашем классе появился стенд «Покорители вершин», на котором уже отмечены ваши успехи за прошлый год в различных направлениях деятельности. Этот стенд станет нашей еще одной традицией – пополняя его мы сможем наблюдать за вашими достижениями.
Он — талант, у нас всех разный,
Нужно лишь его открыть.
И поймёшь что мир прекрасный,
И счастливым сможешь быть.
Счастья не бывает много,
Если есть с кем поделить.
Дан талант нам всем от Бога.
Чтобы радость в мир дарить!
-Воспитать себя – это не просто, но возможно
Надо уметь трудиться;
Изучать себя;
Ставить перед собой цели;
Знать, как себя воспитывать;
Верить в успех;
Все дети гении…
- Не забывайте, что стараться и учиться может каждый из нас. Помните, что многое зависит от воли, целеустремленности, желания и труда. Человеку настойчивому очень многое удается и что труд никогда не остается совершенно напрасным.